О том, как разработать инструкцию по охране труда, написано немало материалов. Мы тоже неоднократно освещали эту тему — вот здесь, например, мы максимально подробно рассказываем обо всех нюансах составления ИОТ: какие нормативные акты взять за основу, что включить, кто должен утверждать документ, сколько его хранить и т. д. Однако мало сделать инструкцию корректной с точки зрения законодательства — нужно, чтобы она еще и «работала», то есть помогала сотрудникам выполнять свои трудовые обязанности корректно и безопасно. Предлагаем разобрать основные проблемы, возникающие при составлении ИОТ, и поискать пути их решения.
Проблема 1. Поверхностность
Одна из самых частых ситуаций — когда инструкция формально существует, но не отражает ни особенностей конкретного рабочего места, ни характерных для них рисков. Фактически это пустышка, единственное назначение которой — «чтобы было».
Почему так происходит?
Обычно это случается из-за того, что составлением инструкции занимался человек, не имеющий достаточной квалификации. Это, например, может быть сотрудник, которому обязанности специалиста по охране труда поручены «по совместительству». Он не знаком с деталями производственного процесса и не понимает, какие именно опасности существуют на конкретных рабочих местах. В итоге текст сводится к общим фразам или копируется из чужих документов.
Что делать, чтобы исправить ситуацию
1. Назначить штатного специалиста по охране труда. Разумеется, от него не следует требовать детального знания специфики всех рабочих мест — это не его обязанность (более того, и составление ИОТ — тоже не его обязанность). Однако именно специалист по охране труда может оказывать методическую помощь руководителям подразделений, занимающимся разработкой инструкций, и грамотно систематизировать полученную от них информацию.
2. Привлечь руководителей подразделений. Специалисты, непосредственно вовлеченные в производственный процесс, расскажут о ключевых рисках и нюансах лучше, чем кто-либо другой. Делегировать им работу по написанию инструкций будет хорошим решением. Отметим только, что делать это должен не специалист по охране труда, а работодатель — так руководители подразделений не смогут оставить запрос без внимания.
3. Провести оценку профессиональных рисков. Это процедура не только обязательна по закону, но и помогает наполнить инструкции конкретным содержанием. Результаты оценки выявляют потенциальные угрозы, необходимость медосмотров и других мероприятий в области охраны труда. Если оценка профессиональных рисков выполнена правильно, то сделать инструкции практичными и актуальными станет гораздо проще.
Заказать оценку профессиональных рисков можно на платформе КУРСОН. Мы сотрудничаем с ведущими компаниями, которые оказывают эту услугу, поэтому все будет выполнено максимально качественно и с вниманием к деталям. А всю важную документацию — как по оценке профрисков, так и по другим вопросам охраны труда — вы сможете хранить на нашей платформе. Это позволит проще ориентироваться в документах компании, быстрее находить нужные акты и соблюдать все необходимые сроки — в том числе и при разработке инструкций по охране труда.
Проблема 2. Непонятные инструкции
Даже если инструкция составлена корректно, часто она остается трудной для восприятия. Многостраничный текст, перегруженный канцеляризмами и сложными оборотами, не мотивирует работников вникать в суть и применять инструкцию на практике.
Как сделать текст понятным
1. Продумать структуру. Возьмите за основу приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». Старайтесь делить текст на блоки, избегая сложных речевых конструкций. Грамотно структурированный текст существенно легче читать, а значит, и его смысл будет усваиваться гораздо лучше.
2. Следить за объемом. Не стоит превращать инструкцию в справочник по устройству оборудования или внутренним регламентам. В документе должна быть только информация, необходимая для обеспечения безопасности труда.
3. Писать простым языком. Инструкция предназначена не для юристов, а для работников. Захотят ли простые работяги разбираться в нагромождении канцеляризмов? Скорее всего, нет, поэтому используйте понятные формулировки и короткие предложения — четко и по делу.
Проблема 3. В одно ухо влетело, в другое вылетело
Бывает такое: вы подготовили хорошую инструкцию, где корректно и доходчиво расписали основные моменты, но работники продолжают допускать одни и те же производственные ошибки (хотя в инструкции вы их подробно разобрали). Так происходит потому, что сотруднику зачастую трудно соотнести текст, изложенный в инструкции, с реальными действиями в процессе работы.
Исправить эту ситуацию можно, добавив в инструкцию визуальные элементы: схемы действий, изображения средств индивидуальной защиты (если это возможно — с инструкциями по их применению), знаки безопасности. Иллюстрации улучшают восприятие текста, делают его наглядным и запоминающимся. А значит, снижают риск ошибок и несоблюдения требований охраны труда.
Резюмируя сказанное выше, выделим основные ингредиенты в рецепте хорошей инструкции по охране труда:
- грамотный исполнитель;
- использование актуальных результатов ОПР;
- четкая структура документа;
- понятный язык;
- наглядность материала.
Если такой формат статей вам интересен, ставьте палец вверх. И, конечно, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации!