Если вы выросли в СССР или проводили лето в деревне в 90-е, вы наверняка видели и слышали это: велосипед, с характерным треском мчащийся по грунтовой дороге, оставляя за собой легкий сизый дымок. Это не мотоцикл, а обычный «велик», но с маленьким бензиновым мотором — веломотором.
С распадом Союза исчезли и легендарные советские двигатели «Д-6» и «Д-8». Но их место уверенно заняли китайские собратья. И несмотря на век электричества, спрос на эти «тарахтелки» стабильно высок. Почему? Давайте разберемся, отбросив распространенные мифы.
Миф 1: «Лучше уж электровелосипед!»
На первый взгляд, всё очевидно: тихий, экологичный, современный электробайк против шумного и дымного «динозавра». Но жизнь вносит свои коррективы.
· Ценовой вопрос. Это главный аргумент. Полноценный электровелосипед сегодня стоит в среднем от 50 000 рублей. Мотор-колесо для самостоятельной установки — от 30 000. А комплект самого популярного китайского веломотора «навеска» обойдется всего в 8000 рублей. Для жителя села или малого города, для которого этот транспорт — не развлечение, а средство передвижения «на работу и по хозяйству», разница в 40 000 рублей — это огромные деньги. Если же велосипед-«дорожник» (вроде старого доброго «Урала») уже есть, то решение становится очевидным.
· Условия эксплуатации. Представьте себе деревенского почтальона. Его маршрут — это километры грунтовок, грязь, пыль и бездорожье. Ездить на дорогом электровелосипеде, где каждый стык и контроллер боятся влаги и вибрации, — сомнительное удовольствие. Веломотор же прост и неприхотлив, как лопата.
· Вопрос ремонта и расходников. Заряжать аккумулятор, конечно, дешевле, чем лить бензин. Но у аккумулятора есть срок жизни. Его замена встанет в копеечку — в среднем 15 000 рублей за новую батарею. А попробуйте найти в глубинке мастера, который грамотно заменит отдельные «банки» внутри аккумулятора или починит контроллер.
С веломотором всё иначе. Его устройство понятно любому деревенскому механику, а часто и самому хозяину. Запасные части копеечные: новый цилиндр в сборе с поршнем стоит около 1200-1300 рублей, карбюратор — 600. Это ремонтопригодность в чистом виде.
Миф 2: «Возиться с бензином и маслом — прошлый век!»
Возможно. Но каждое лето миллионы россиян точно так же достают свои бензопилы и триммеры, смешивают бензин с маслом и приводят их в действие. Дешевые и надежные двухтактные двигатели — реальность нашей страны, и исчезнуть они в обозримом будущем не планируют. Для сельского жителя приготовить топливную смесь — дело пяти минут, не сложнее, чем заправить газонокосилку. Кстати, существуют и более дорогие четырехтактные веломоторы, куда заливается чистый бензин, а масло находится в отдельном картере.
Миф 3: «Их уже никто не покупает»
А вот и нет. Спрос на веломоторы стабилен с 2000-х годов. В России ежегодно продаются десятки тысяч таких комплектов. Цифры красноречиво говорят: этот товар находит своего покупателя, у которого есть свои, веские причины для выбора.
Миф 4: «До первого гаишника»
Формально — да. Согласно ПДД, велосипед с двигателем считается мопедом. Для управления им нужны права категории «М», а сама конструкция должна быть сертифицирована. Но по факту веломоторы покупаются в основном для сельской местности и малых городов, где к такому транспорту относятся с пониманием. Это сугубо утилитарный транспорт для решения бытовых задач, а не для выезда на оживленные трассы.
Миф 5: «Еле ноги тащит»
Ничего подобного! Велосипед с веломотором — очень бодрый транспорт. Конечно, его скорость зависит от нагрузки и веса райдера, но в целом он легко разгоняется до 30-40 км/ч. Для поездки за продуктами, на работу или к соседнему селу — более чем достаточно.
Миф 6: «Китайское барахло»
Качество самого популярного двухтактного веломотора можно смело оценить на твердую «четверку». Это не швейцарские часы, но это вполне надежный и функциональный продукт за свои деньги. Главное доказательство — десятилетия стабильных продаж и тысячи довольных пользователей. Он сделан ровно настолько хорошо, насколько это нужно для его целей.
Миф 7: «Слишком шумно, дымно и трясется»
Если сравнивать веломотор с бензопилой, то он работает куда комфортнее. Да, двухтактный двигатель шумит, есть вибрация, а выхлоп имеет характерный запах и дымок. Но все эти «эффекты» находятся в разумных пределах и не мешают основной задаче — быстро и дешево добраться из точки А в точку Б.
Миф 8: «Сложно установить»
Чаще всего веломоторы ставят на классические дорожные велосипеды с колесами 28 дюймов (типа «Урал» или современного Stels Navigator). На такие модели его можно установить буквально за час, без каких-либо доработок. В интернете есть масса инструкций и видео на эту тему. С другими типами велосипедов (горными, складными) могут возникнуть сложности, но для «дорожника» — это простая задача.
Миф 9: «А вот в моем детстве Д-6 были лучше!»
Ностальгия — прекрасное чувство. Да, советские моторы были качественнее и долговечнее. Однако их время ушло. Сегодня в России веломоторы не производятся, а китайские аналоги — это доступный и рабочий вариант. Да, постепенно и они, вероятно, уступят место электричеству, но в российских реалиях, особенно в сельской местности, это произойдет еще очень не скоро.
Миф 10: «Лучше купить мопед»
Мопед или скутер — это уже другой класс транспорта. Он сложнее по устройству, весит от 80 кг, требует официального оформления, страховки и стоит минимум 50 000 рублей. Веломотор — это простой, как молоток, агрегат ценой в 8000 рублей, который вместе с велосипедом весит около 30 кг. Это принципиально разные решения для разных потребностей и кошельков.
Вывод
Веломотор — это не анахронизм и не причуда. Это логичный, экономичный и практичный ответ на запросы определенной аудитории. Он доказал свою жизнеспособность там, где важны не престиж и тишина, а низкая цена, простота и ремонтопригодность. Пока в России есть деревни, грунтовые дороги и люди, ценящие практичность, у этой «тарахтелки» будет своя дорога.