Найти в Дзене
Внук Эзопа

Ваша свобода воли — это обман? Почему ученые и философы сомневаются в реальности выбора

Представьте себе на мгновение старинные напольные часы. Их маятник размеренно качается, шестерёнки сцепляются друг с другом, и в положенный час они издают громкий, торжественный бой. Этот звук — прекрасный, значимый, наполняющий пространство. Но он ничего не меняет в механизме часов. Они будут показывать то же самое время, с тем же самым ритмом, будут так же точно идти, даже если этот бой внезапно замолкнет. А теперь позвольте спросить вас: что, если ваше сознание, весь ваш богатый внутренний мир — ваши мысли, мечты, любовь и страх — это всего лишь такой же «бой часов»? Что если это всего лишь побочный звук, который издаёт сложнейший механизм вашего мозга, не влияя на его работу? Эта тревожная идея носит имя эпифеноменализм, и она, возможно, является одним из самых радикальных и беспокойных вызовов нашей интуиции о самих себе. В любой день мы принимаем сотни решений. Мы пьём кофе, отвечаем на сообщение, улыбаемся прохожему, тянемся за книгой. Современная наука может дать удивительно по
Оглавление

Представьте себе на мгновение старинные напольные часы. Их маятник размеренно качается, шестерёнки сцепляются друг с другом, и в положенный час они издают громкий, торжественный бой. Этот звук — прекрасный, значимый, наполняющий пространство. Но он ничего не меняет в механизме часов. Они будут показывать то же самое время, с тем же самым ритмом, будут так же точно идти, даже если этот бой внезапно замолкнет.

А теперь позвольте спросить вас: что, если ваше сознание, весь ваш богатый внутренний мир — ваши мысли, мечты, любовь и страх — это всего лишь такой же «бой часов»? Что если это всего лишь побочный звук, который издаёт сложнейший механизм вашего мозга, не влияя на его работу?

Эта тревожная идея носит имя эпифеноменализм, и она, возможно, является одним из самых радикальных и беспокойных вызовов нашей интуиции о самих себе.

Иллюзия руля: кто на самом деле ведёт машину?

В любой день мы принимаем сотни решений. Мы пьём кофе, отвечаем на сообщение, улыбаемся прохожему, тянемся за книгой. Современная наука может дать удивительно подробный отчёт о том, как это происходит. Нейробиологи укажут на вспыхнувшие участки мозга, проследят путь нервных импульсов, опишут, как сокращаются мышцы. Мы можем дать полное физическое описание всего, что вы делаете.

Зачем нужно сознание?
Зачем нужно сознание?

И здесь возникает неудобный вопрос: а зачем тогда нужно сознание? Если все наши действия, от самых простых до самых сложных, можно исчерпывающе объяснить электрохимическими процессами в нейронной сети, то какая роль остаётся нашим мыслям? Не являются ли они просто красивым, но бесполезным саундтреком к фильму нашей жизни?

Антрополог Томас Гексли, один из первых сторонников этой идеи, утверждал, что наши мысли подобны тому самому бою часов. Они издают звук, но не влияют на время. Наши субъективные переживания могут быть невероятно яркими и ценными для нас, но с точки зрения механики поведения они — лишь эпифеномен, побочный продукт.

Проведите мысленный эксперимент. Представьте ребёнка, который сидит в водительском кресле автомобиля с игрушечным рулём. Он вертит им, ему кажется, что он управляет машиной, он полностью погружён в процесс. Но автомобиль едет по заранее заданному маршруту. Руль в его руках — лишь иллюзия контроля. Эпифеноменализм предлагает нам рассмотреть возможность, что мы — такие же дети, а наше сознание — тот самый игрушечный руль.

Проклятие Декарта: как прикоснуться к мысли?

Корни этой проблемы уходят в глубокое прошлое философии, в так называемую проблему дуализма разума и тела. Её сформулировал Рене Декарт, провозгласивший: «Я мыслю, следовательно, я существую». Он разделил мир на две кардинально разные субстанции: протяжённую (материю, тело) и мыслящую (нематериальный разум).

Идея кажется интуитивно верной. Попробуйте потрогать свою мысль о летающем драконе. Вы не можете сделать этого пальцем или разрезать ножом. Она существует в каком-то ином измерении. Но тогда возникает главная загадка: как это «иное», нематериальное, может влиять на материальное тело? Как желание поднять руку (нематериальный акт) заставляет мышцы вашей руки (материю) сократиться?

Разум и тело требуют «переводчика»
Разум и тело требуют «переводчика»

Это «проблема причинно-следственного взаимодействия» веками мучила философов. Если разум и тело — принципиально разные вещи, им нужен «переводчик». Декарт, например, предположил, что они встречаются в шишковидной железе мозга. Но его объяснение не удовлетворило никого. Как именно нечто нематериальное может шевелить даже самой крошечной частью материи?

Эпифеноменализм предлагает элегантный, но пугающий выход из этого тупика. Возможно, наш разум действительно существует, но он ничего не делает. Он не толкает и не тянет. Он лишь пассивно отражает то, что уже происходит в мозге. Пар идёт из котла и случайно задевает свисток. Свисток издаёт звук, но не управляет паровозом.

Мозг принимает решение без вас: что говорят эксперименты?

Современная нейробиология, как ни странно, добавила аргументов в пользу этой старой философской идеи. В 1980-х годах нейробиолог Бенджамин Либет провёл знаменитый эксперимент. Он просил участников в произвольный момент согнуть палец и запомнить момент, когда они приняли это решение. При этом активность их мозга фиксировалась с помощью ЭЭГ.

Результат ошеломил всех. Оказалось, что область мозга, отвечающая за подготовку движения, активизировалась за несколько сотен миллисекунд до того, как человек осознавал своё решение пошевелить пальцем. То есть мозг запускал процесс ещё до того, как в сознании человека возникала мысль «я сейчас это сделаю».

Наше «я» не капитан корабля, а скорее пресс-секретарь, комментирующий решения
Наше «я» не капитан корабля, а скорее пресс-секретарь, комментирующий решения

Это открытие породило серьёзные вопросы о свободе воли. Получается, что наше сознательное «я» не является капитаном на мостике корабля. Оно скорее похоже на пресс-секретаря, который лишь постфактум комментирует решения, уже принятые «за кулисами» мозга. Мы не принимаем решения, а лишь узнаём о них.

Комната Мэри: что мы теряем, сводя всё к физике?

Конечно, эпифеноменализм сталкивается с мощными контраргументами. Самый сильный из них — это наше повседневное ощущение. Просто очевидно, что ощущение острой боли заставляет нас отдёрнуть руку, а внезапная мысль приводит к новому действию. Отрицать это — всё равно что отрицать сам факт своего существования.

Фрэнк Джексон предложил яркий мысленный эксперимент, известный как «комната Мэри». Представьте себе гениального нейроучёного Мэри, которая знает абсолютно всё о зрении и цвете: какие длины волн им соответствуют, как работают колбочки в сетчатке, какие процессы происходят в мозге при виде красного цвета. Но вся её жизнь прошла в чёрно-белой комнате, и она никогда не видела цвета по-настоящему.

Вопрос: что произойдёт, когда Мэри выйдет из комнаты и впервые увидит, например, красный помидор? Узнает ли она что-то новое? Джексон утверждает, что да. Она узнает, каково это — видеть красный цвет. Это «каково это» (на философском жаргоне — квалиа) и есть суть субъективного опыта, которую невозможно передать через чисто физические описания.

Если бы восприятие цвета влияло на физический мир, Мэри, зная его полное физическое описание, знала бы о нём всё
Если бы восприятие цвета влияло на физический мир, Мэри, зная его полное физическое описание, знала бы о нём всё

Этот аргумент подрывает позиции грубого материализма, но, как ни парадоксально, работает и на эпифеноменализм. Джексон отмечает: если бы это субъективное переживание цвета действительно влияло на физический мир, то Мэри, зная полное физическое описание этого мира, уже знала бы о нём всё. Но она не знает. Следовательно, её новое знание — это нечто, что не оказывает причинного воздействия на физику.

Так в чём же смысл? Жить в тишине или слушать музыку?

Итак, что же нам делать с этой тревожной гипотезой? Если эпифеноменализм верен, это означает, что мы заперты в своих головах. Все наши мысли, стихи, музыка, молитвы — в конечном счёте бессмысленны с точки зрения причинности. Шекспировский «Гамлет» был бы написан точно так же, даже если бы у Шекспира не было богатого внутреннего мира, а был лишь сверхсложный мозг, выдающий текст.

Но прежде чем впадать в отчаяние, давайте зададим другой вопрос: а что, если ценность не в причинности?

Представьте себе ту самую пару часов. Да, их бой не влияет на ход времени. Но разве от этого он становится менее прекрасным? Разве мы вырываем из книг страницы с описанием закатов, потому что они не двигают сюжет вперёд? Ценность нашего внутреннего мира может быть не в том, что он делает, а в том, что он есть.

Без сознания не было бы ни любви, ни красоты, ни смысла. Не было бы мира для нас. Физическая вселенная продолжала бы существовать, но в ней не было бы ни радости, ни горя, ни искусства, ни философии. Это был бы гигантский, бесшумный и бессмысленный механизм.

Мысли отражают физические процессы и формируют нашу реальность, делая нас людьми
Мысли отражают физические процессы и формируют нашу реальность, делая нас людьми

Возможно, наша задача — не быть инженерами, управляющими механизмом, а быть слушателями, способными оценить его музыку. Даже если наши мысли — всего лишь эхо физических процессов, это эхо создаёт всю ту реальность, которая нам дорога. Именно оно делает нас людьми.

И в конечном счёте, даже если руль в наших руках игрушечный, ничто не мешает нам наслаждаться поездкой.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа

P.S. Что со всем этим делать практическому человеку в среду после обеда?

Итак, если вы дочитали до этого места, ваша картина мира либо обогатилась, либо тревожно закачалась. Прежде чем вы отправитесь перечитывать свои старые дневники в поисках следов эпифеноменализма, позвольте предложить вам практическое применение этой теории.

  1. На следующем совещании, когда коллега будет часами излагать свою «глубокую и продуманную» идею, вы сможете снисходительно улыбнуться. Внутренне, конечно. Ведь вы-то знаете, что это просто паровой свисток его мозга оповестил о том, что нейронная сеть завершила вычисления. Можно просто кивать и думать о своём. О том, что ваш собственный паровой свисток вот-вот просигналит о желании выпить кофе.
  2. Принимая сложное решение (скажем, «есть ли ещё один кусок торта?»), можете с облегчением осознать: ваши мучительные раздумья — это всего лишь красивые декорации к спектаклю, который ваш мозг уже давно поставил и даже отрепетировал. Расслабьтесь и наслаждайтесь представлением. И тортом. В конце концов, решение уже принято где-то в глубинах черепной коробки, а вы лишь почётный зритель.
  3. Если вас спросят, почему вы не выполнили какое-то дело, вы теперь можете с чистой совестью ответить: «Мой головной мозг, к сожалению, не сгенерировал необходимый набор нейронных импульсов, который через моё сознание транслировался бы в субъективное ощущение желания это сделать. Я лишь бесстрастный наблюдатель».

Впрочем, не относитесь к этой теории слишком серьёзно. В конце концов, если наши мысли действительно ничего не значат, то и сама эта статья — не более чем набор узоров на поверхности мозговой активности. Очень изящных и забавных узоров, надо сказать.

Остаётся один важный вопрос. Если сознание — всего лишь побочный эффект, то почему же этот «побочный эффект» заставляет нас так сильно переживать из-за того, что он всего лишь побочный эффект? Вот это уже действительно загадка.

Так что продолжайте думать, чувствовать и задавать неудобные вопросы. Даже если это всего лишь бесполезный, но невероятно красивый бой часов.

P.P.S. Одна маленькая кнопка, которая ставит под сомнение всю теорию

Справа от этой статьи (или где-то совсем рядом с ней, если вы читаете это с телефона) находится хитрый механизм, способный пошатнуть самые устои эпифеноменализма. Это кнопка «Поддержать».

С точки зрения строгой теории, ваш порыв нажать на неё — не более чем эпифеномен. Мол, сложные нейронные ансамбли в вашем мозгу, сформированные эволюцией, социальным научением и прочитанной статьёй, уже активировались, породив иллюзию осознанного желания «помочь автору». А сама мысль об этом — просто паровой свисток.

Но что, если всё наоборот?

Что если именно этот маленький ментальный акт — ваше осознанное «хочу поддержать» — и есть та самая магия, которая превращает нематериальную мысль в самый что ни на есть материальный результат? Ваш донат — это чистый акт нисходящей причинности, когда идея в вашем сознании заставляет кофеварку автора сварить ещё одну порцию, а его компьютер — проработать допоздна в поисках новых исследований о свободе воли.

Каждый такой перевод — это не просто деньги. Это сообщение из вашего субъективного мира в наш общий физический: «Эта мысль была ценной. Это усилие имело смысл. Продолжайте».

Таким образом, нажимая на эту кнопку, вы не просто помогаете каналу развиваться. Вы ставите смелый философский эксперимент, доказывая, что сознание — это не просто побочный шум, а реальная сила, способная менять мир. Пусть и начав с бюджета одного автора.

И даже если эпифеноменализм прав, и ваше решение было предопределено, — какая красивая и приятная иллюзия вышла! Спасибо, что читаете и остаётесь с нами.