Такое себе сочетание сил, понимаю. И довольно интересно получается, когда эти две силы объединяются.
А еще интереснее выходит, когда они сливаются воедино не у себя дома, где никто, кроме них самих, их не видит, а в общественном месте, где много людей, и у каждого из них своё характер и своё мировосприятие.
И это "общественное место" - даже не транспорт или магазин, а очень специфическое заведение: специализированное учреждение для детей с особенностями развития (я как раз там работаю, в творческом отделе, проводим с коллегами кружковые занятия с ребятами).
То есть, этот ребенок - ничем не выше по положению остальных детей. Такой же "временный житель" стационара, как и все дети, которые приезжают к нам на трёхнедельный курс.
Но, почему-то, кое-кто посчитал, что этот ребенок - "особеннее" других, и, поэтому, к нему надо проявлять больше внимания и понимания, чем к остальным.
Но, лучше, как всегда, рассказать по порядку.
Итак, в отделении новая смена детей
Очередная, по графику, как положено.
Дети проходят первичную диагностику у медиков, психологов и прочих "комиссионеров", а НАШИ педагоги - получают на руки список фамилий и инициалов детей, с которыми (со всеми-всеми!) предстоит проводить занятия (все-все, в т.ч. наши кружковые).
Только список! Без какой-либо дополнительной информации. Ни в коем случае не указывается диагноз. Спасибо, что хотя бы иногда возраст указывают. Но мы уже к этому привыкли.
Да и, к тому же, многие ребята приезжают к нам уже не в первый раз, поэтому кое-какое представление о некоторых детях мы уже имеем.
И вот он, новый список!
(совсем-совсем недавний)
Одна из коллег - берёт, читает, сморщивает нос и говорит:
- Ну всё, девочки. Пожалуй, пора мне на больничный. Мой любимый товарищ (такой-то) приехал.
- Ууу! Ааа! Оууу! - завыли те, кто вспомнил этого "товарища".
И я - тоже вспомнила. А, например, педагог по сказкотерапии - не вспомнила. а та (первая) коллега - аж подпрыгнула:
- Как?! Неужто не помните, как они с маменькой своей в апреле тут кошмары наводили?! У всех сотрудников мозги выжрали!
А вспомнить - на самом деле, есть о чём! Тот прошлый, "апрельский" курс, с "товарищем"!
Мальчик Е.
Ребенок из стационара, 6 лет, ментальные нарушения.
Красивый, румяный, лохматая грива густых-густых волос. И футболки с кричащими принтами-надписями "я молодец", "самый крутой парень" и "просто красавчик". Ну такой, прямо "персонаж"!
Не разговаривает, обращенную речь - не понимает, простые просьбы-задания - не выполняет, навыки самообслуживания - не сформированы.
Ребенок очень активный!
Очень! Скачет, прыгает, хватает, кидает, ломает, рассыпает. Может одновременно танцевать, трясти тапочкой одной рукой и дергать кого-то за одежду другой рукой! А еще может, тоже в танце(!), есть печеньку, пинать дверцу шкафчика у стены и, сдергивать с этой же стены украшения (в апреле это были бело-розовые цветочки).
Понимаю, что, наверное нельзя так про детей говорить, но… серьезно, несмотря на общую милоту, мальчик Е. - настоящий "человек-разрушитель"!
Он тогда и журнал приема на воспитательском столе порвал (несколько страничек), и чьей-то маме очки сломал (не знаю, как именно), и горшок с цветком у дефектолога опрокинул.
Да и в целом…
Мальчик Е. - вообще бегал где вздумается.
- Мог в любую палату забежать и подергать-потискать чужие вещи.
- А мог и по кабинетам педагогов с таким же успехом пробежаться, тоже обязательно что-нибудь опрокинуть или рассыпать.
- А еще он забегАл в массажный кабинет, прямо во время процедур (у других детей) и чуть ли не на занавесках между кушетками катался. А массажисты, которые как бы не должны прерывать работу, кричали друг на друга и звали кого-нибудь на помощь, чтобы вывели "гостя" из кабинета.
Зато мамочка в это время могла пить чай с печеньем у кого-нибудь в палате, типа "в гостях". Заметим, даже на другом этаже!
А еще, воспитательница рассказывала…
Сидел у них в игровой комнате за столиком тихий скромный мальчик Юра, перебирал деревянные доминошки, строил из них башенку: ровненько, одну на другую, выше и выше.
А мальчик Е. - то и дело подбегал и ломал башенку.
Юра снова пытается построить, а мальчик Е. - опять подбегает и... тыдыщ! И снова башенка распадается. И так несколько раз!
Самое интересное: мама мальчика Е. - молчит, сидит на диванчике, будто бы всё в порядке.
А Юра (напомню, всегда тихий и скромный) - в итоге вскочил, закричал, замахал руками (прямо как тот бегемот из "Ну, погоди!", который в городки играл), а потом прыгнул к мальчику Е. и толкнул его!
И только тогда мама опомнилась! И на Юру напустилась:
- Ты чего кидаешься? И поиграть никому не даешь, еще и кидаешься как бешеный?!
Хотя, видит бог, воспитательница предлагала мальчику Е. взять ТАКОЙ ЖЕ набор домино с полки, показала, а тот - даже не отреагировал. Так он хотел "поиграть"?
На занятиях - еще веселее было!
Но я не о том, как ломались карандаши, пособия и прочие "инвентарные" вещи. И даже не о ежедневных "скАчках" в нашем кабинете (и не только в нашем).
Дело в самом графике посещений занятий… который, почему-то, стремился отойти от положенного расписания, заранее составленного и согласованного.
На примере моей соседки по кабинету - бывшего педагога по лепке (она уже не работает, а в "том апреле" - еще была).
Ситуация такая:
В тот день мы с ней в кабинете работали вдвоём.
У меня было занятие по оригами с девочкой из стационара (по расписанию). А у соседки - занятие с маленькой "лялей" из дневного стационара сорвалось, т.к. "лялю" в этот день не привезли в учреждение.
И коллега сидела одна за столиком и лепила маленькие шарики (заготовки для поделки).
И тут...
Со звоном и громом влетает в кабинет наш знакомый мальчик Е., подбегает к столу коллеги и начинает мять и давить готовые пластилиновые шарики.
Коллега начинает уговаривать, аккуратно отбирать… И вроде уже смогла как-то "уболтать" подать руку, чтобы аккуратненько пойти в коридор, маму поискать (хотя, судя по опыту, мама могла быть где угодно).
Но мама - сама подошла. И абсолютно невинно спросила:
- Ой, так он к ВАМ прибежал? Он хочет полепить, да? Ну, пусть полепит тогда.
Коллега отвечает:
- Мы занимаемся по расписанию. У вас - свои дни и своё время занятий. Придёте по расписанию - мы и полепим, и поиграем, и пообщаемся.
А мама:
- Но ведь он хочет лепить СЕЙЧАС! Надо сейчас, пока он хочет. А то потом, когда вы говорите - он уже может не захотеть! Возьмите, пока он заинтересовался!
Нееее, ну, СМЫСЛ в этом, конечно, есть (не шучу)! Но и бывшая наша учительница - человек принципиальный. Правда, почему она должна брать ребенка на внеплановое занятие только потому, что маме показалось, что он захотел полепить?!
Но мама настаивает:
- Так вы же сейчас свободны, никакие дети у вас не сидят. Так почему мы должны шататься без дела, если можно позаниматься?
Но ведь это совершенно случайно получилось, что у педагога образовалось окошечко, только из-за того, что "дневная ляля" не приехала. А так-то, расписание остаётся прежним!
И коллега пытается это донести до мамы (хотя… стоило ли оправдываться).
Тогда коллега решается на так называемый компромисс:
- Давайте тогда сделаем так: мы ваше занятие, которое должно быть в ЧЕТВЕРГ, проведем СЕЙЧАС. А в четверг тогда - вы уже не придете. А я как раз проведу занятие с тем ребенком, который должен был прийти сегодня.
- Нет, так не пойдет, - отвечает мама, - почему ВЗАМЕН? И с чего вы взяли, что тот ребенок в четверг ПРИДЁТ? А вам-то какая разница, кем время занять?
Если что - разница огромная! Ибо ТА "ляля", в отличие от нашего мальчика Е., несмотря на возраст, очень даже заинтересована(!) в лепке, и простенькие задания выполняет отлично. Но об этом - тсссс!
Потом мама, уже слегка смягчив напор, говорит:
- Ну, в общем, я его вам сейчас оставляю. А в четверг - мы зайдем, и, если тот ребенок придёт - уйдём. А если опять не придёт, то тогда ещё позанимаемся.
Ааааа!
Не шучу, я сама кожей почувствовала, как коллега "задымилась"…
А потом, когда мама ушла, мы с ней вдвоём еще 15 минут ловили бегающего и прыгающего мальчика Е. по кабинету, прикрывая руками и спинами (своими) острые углы и ценные вещи.
Надо сказать, лепить из пластилина - он как бы и не планировал.
А что в четверг?
Никто к коллеге в положенное время не пришёл! Ни "дневная ляля", ни наш дорогой мальчик Е.
Как оказалось, "ляля" выписалась по семейным обстоятельствам, а мальчик Е. - немножко приболел простудой, и курирующий врач отправил их в изолятор и поставил НЕДОПУСК до занятий на 3 дня.
Да и после "изолированных" дней - они уже тоже не пришли. Ибо они нашли новый "объект для выбивания внеплановых занятий" - да-да, ту самую коллегу, о которой я написала в самом начале статьи.
Да, именно ОНА, увидев новый список детей этой смены (тот, который совсем-совсем недавний) и фамилию мальчика Е., резко засобиралась на больничный.
Видимо, основательно они с мамой тогда её "пожевали"…
Желаю дорогим читателям никогда не встречаться с подобными явлениями.