Не все великие умы блистали у классной доски и на экзаменах. Собрали истории выдающихся людей искусства и науки, чей опыт доказывает: настоящий талант не измерить по пятибалльной системе, а секрет успеха — не в красивом аттестате, а в смелости мыслить и учиться по‑своему.
Лев Толстой
Получив прекрасное домашнее образование, Лев Толстой поступил на восточный факультет Казанского университета, а потом перевелся на юридический. Свободолюбивому и своенравному студенту не нравилась система преподавания, бездушная, механистическая, не оставляющая пространства для личного выбора: учить приходилось то, что стоит в расписании, а не то, что по-настоящему увлекает и представляется полезным. Во время лекций он предпочитал читать газеты, а однажды из-за конфликта с профессором и прогулов даже оказался в карцере. В 19 лет Толстой бросил университет. Диплома о высшем образовании автор «Войны и мира» не имел.
Но тема образования не оставляла Толстого всю жизнь. Он издавал педагогический журнал, писал публицистические статьи об обучении школьников и студентов, сочинял произведения для детей. Изучив российский и европейский опыт, он даже создал идеальную, на его взгляд, школу в Ясной Поляне. В ней не было оценок, наказаний, домашних заданий, ученики могли без последствий прогуливать уроки и сидеть на занятиях где и как им вздумается. Единственной обязанностью учителя в школе Толстого было заинтересовать детей и вовлечь их в общий разговор, игры. Толстой и сам преподавал в своей школе.
Толстой об образовании: «Ребенок, неподвижно обязанный сидеть шесть часов за книгой, выучивая в целый день то, что он может выучить в полчаса, искусственно приучается к самой полной и зловредной праздности».
Антон Чехов
Время учебы на медицинском факультете Московского университета было для Антона Чехова счастливыми. Он не числился среди лучших студентов и получил тройку по анатомии, но уже с первых курсов подрабатывал врачом и с гордостью писал брату: «Умею врачевать и не верю себе, что умею… Не найдешь, любезный, ни одной болезни, которую я не взялся бы лечить». Кроме этого, Чехов публикуется в юмористических журналах, проводит время с девушками, у которых пользуется большим успехом, но и готовиться к экзаменам успевает: он получает диплом и становится уездным врачом.
А вот годы учебы в гимназии родного Таганрога не были столь безоблачными. Из-за неудовлетворительных оценок по географии, арифметике и греческому языку Чехов дважды оставался на второй год. Из гимназии будущий классик выпустился с тройками по латыни, математике, физике и естествоведению. И даже по русскому языку и литературе у него были не пятерки, а четверки. Дело не только в том, что Чехов не проявлял особых способностей. У него не оставалось сил на учебу: рано утром он пел в церковном хоре, а после занятий — торговал в семейной лавке.
И все же из гимназии Чехов вынес самое главное — любовь к театру и учительские типажи, которые оживут в его рассказах.
Чехов об образовании: «Университет развивает все способности, в том числе глупость».
Владимир Маяковский
Маяковский бросил гимназию в 14 лет: ссылался на слишком сложную программу, плохое самочувствие и отсутствие у семьи средств на оплату обучения. В 1911 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Давидом Бурлюком, впервые прочитал собственные стихи, присоединился к футуристам и вместе с ними подписал манифест «Пощечина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».
Участие Маяковского в затеях авангардистов — выставках, диспутах, поэтических чтениях — стало отличным стартом для его творческой карьеры, но помешало получить диплом и стать профессиональным художником. Во-первых, все это отвлекало от занятий. Во-вторых, было запрещено. В феврале 1914 года Маяковского исключили из училища за участие в турне футуристов.
Писать без ошибок Маяковский тоже так никогда и не научился: недостающие запятые в его произведениях расставляли Давид Бурлюк и Лиля Брик.
Маяковский об образовании:
Товарищи,
непорядок в дебрях школ,
под сводами
алгебр и геометрий.
Надо
школу
взять за ушко,
промыть
и высушить на ветре.
Иосиф Бродский
Он получил Нобелевскую премию по литературе. Преподавал в Мичиганском, Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. Чтобы понять все, что он зашифровал в своих стихах, нужно знать античную философию, Пушкина и английских поэтов, уметь видеть между строк отсылки к Рембрандту и раннему итальянскому Возрождению. Трудно поверить, что у него не было высшего образования, а школу он бросил в 15 лет.
Седьмой класс Бродский окончил с четырьмя двойками: по точным наукам и по английскому языку, на котором он будет потом писать блестящие эссе. Оставив школу, работал фрезеровщиком на заводе, кочегаром, фотографом и помощником прозектора в морге. Ходил с геологами в экспедиции — им нужна была рабочая сила. Мечтал выучиться на летчика, или моряка, или врача. Ничего этого не случилось. Бродский признавался, что, оказавшись в США и получив работу в университете, он поначалу чувствовал себя обманщиком, но довольно скоро понял, что знает не меньше, чем 99% его коллег, а может, даже и больше.
Бродский об образовании: «Чтение и разговоры с друзьями — вот мое образование».
Николай Лобачевский
Сегодня Институт математики и механики Казанского университета носит имя Николая Лобачевского. Лобачевский преподавал в этом университете 40 лет, 19 из них был ректором. Великий математик не был примерным студентом родного заведения. В учебе Николай был на голову выше и сокурсников, и некоторых преподавателей. Но неоднократно был на грани отчисления из-за своих проделок. «Оказывался иногда в проступках достопримечательных», как сформулировал очевидец.
В университетском журнале зафиксированы 33 хулиганские выходки будущего ученого. После вечеринки вернулся в университет верхом на корове. Заключил пари, что перепрыгнет через голову тучного профессора, и сделал обещанное. За изготовление и запуск ракеты три дня провел в карцере на хлебе и воде. Посещал запрещенные маскарады, писал и распространял эпиграммы, на глазах ректора изображал цирковую акробатку, проявлял признаки безбожия, и еще кое-что по мелочи.
Лобачевский об образовании: «Гением быть нельзя, кто не родился. В этом-то искусство воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям».
Дмитрий Менделеев
Известный во всем мире химик доставил хлопот учителям Тобольской гимназии. Менделеев, как он признавался в воспоминаниях, нередко получал низкие оценки, особенно по латыни. Иногда из-за этого его могли оставить на второй год или даже исключить, но гимназия проявила снисхождение, помня о заслугах его отца Ивана Менделеева: он был директором гимназии.
Юный Дмитрий был задирой и часто ввязывался в драки. Однажды даже участвовал в дуэли с сыном жандармского офицера. Жалуясь на недомогание в старости, о детских проделках Менделеев говорил как о чем-то обыденном: «Ломит все тело, как после нашей драки с зареченскими врагами на Тобольском мосту».
В университете Менделеев стал уже ответственным студентом, но зубрежку не любил, за книгами круглыми сутками не сидел.
Менделеев об образовании: «У нас считалось в некотором смысле предосудительным готовиться к экзаменам, и, хотя мы много работали в обычное время, в течение экзаменов все ночи напролет дулись в карты, а на тех, кто готовился к экзаменам, смотрели до некоторой степени свысока».
Константин Циолковский
Начиналось все неплохо. Будущего основателя космонавтики Константина Циолковского начали учить грамоте в пять лет. За каждую освоенную букву он получал от матери маленькую награду — копейку. Через пару лет мальчик увлекся сказками Александра Афанасьева: стал их разбирать и вскоре научился читать самостоятельно.
Константин полюбил книги, читал все, что только попадалось под руку. Мяч, лапта, жмурки, городки, запуск воздушных змеев, катание на коньках — этим всем тоже занимался с удовольствием и был развитым ребенком. Но потом случилась беда. Константин переболел скарлатиной и потерял слух. «Последствия болезни, отсутствие ясных звуков, ощущений, разобщение с людьми, унижение калечества — сильно меня отупили. Братья учились, я не мог», — признавался ученый.
В гимназии он не слышал учителей, сторонился сверстников и часто попадал в карцер за поведение, которое не понимали и трактовали как плохое. После третьего класса Циолковского отчислили с рекомендацией продолжить образование в техническом училище. С этого момента он стал самоучкой и в итоге сделал открытия, которые позволили человеку покорить космос.
Циолковский об образовании: «Наука так обширна, время же человеческой жизни так ничтожно и силы ее так малы, что надо крайне дорожить каждой секундой и выбирать из знаний только самое существенное. Научно все, что мы держим в руках, научно все, чего мы не понимаем!»
Хорошие оценки, конечно, важны. Но часто важнее оказываются любопытство, смелость и умение находить нестандартные решения. Именно такие качества ценят сегодня и в университетах, и в бизнесе. Фестиваль «Экстра», которым открылся новый учебный год в Высшей школе экономики, напомнил: и за пределами учебных аудиторий есть пространство для открытий и экспериментов. ВТБ поддержал мероприятие, на котором формируются будущие лидеры и рождаются самые смелые идеи.