Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: вторая гражданская война в халифате. 683-692 гг.

Автор: Hoomkeen Начало здесь. Итак, в 683 году в Дамаске появился уже третий правитель из рода Омейядов, но власть этого халифа не распространялась за пределы его провинции. Даже в Ираке, казалось бы вернейший из губернаторов, убийца Хусейна, Убайдуллах выжидал, и временно требовал подчиненных присягнуть на верность ему лично, ожидая вестей из столицы. Меж тем провинции, смелеющие на фоне нерешительности Сирии, стали присылать письма верности Абдаллаху аз-Зубейра, который выдержав осаду в Мекке укрепил свой авторитет. Его приглашали в Ирак, в надежде что он возглавит шиитов и хариджитов, но пожилой араб предпочел оставаться радом со священным городом ислама - среди его ближайших сторонников и последователей. Вскоре Абдаллаху уже отписались в верности Египет, и Палестина. В Дамаске, куда съезжались все Омейяды, тем временем произошло отречение Муавии II, которое он объявил после нескольких месяцев добровольного заточения. Он объявил, что не может нормально нести бремя власти, которое у

Автор: Hoomkeen

Начало здесь.

Итак, в 683 году в Дамаске появился уже третий правитель из рода Омейядов, но власть этого халифа не распространялась за пределы его провинции. Даже в Ираке, казалось бы вернейший из губернаторов, убийца Хусейна, Убайдуллах выжидал, и временно требовал подчиненных присягнуть на верность ему лично, ожидая вестей из столицы.

Меж тем провинции, смелеющие на фоне нерешительности Сирии, стали присылать письма верности Абдаллаху аз-Зубейра, который выдержав осаду в Мекке укрепил свой авторитет. Его приглашали в Ирак, в надежде что он возглавит шиитов и хариджитов, но пожилой араб предпочел оставаться радом со священным городом ислама - среди его ближайших сторонников и последователей. Вскоре Абдаллаху уже отписались в верности Египет, и Палестина.

В Дамаске, куда съезжались все Омейяды, тем временем произошло отречение Муавии II, которое он объявил после нескольких месяцев добровольного заточения. Он объявил, что не может нормально нести бремя власти, которое упало на него после смерти отца, и предложил или назвать преемника, или, если люди пожелают, провести выборы преемника на должность нового халифа мусульман.

Но не произошло ни того, ни другого. Во-первых, Муавия вскоре умер и назначить никого сам не успел. Многие из дворца скорее всего желали видеть преемником брата Муавии по имени Халид, но тот предпочитал борьбе за власть науку и писал трактаты по алхимии. Кстати первые переводы алхимических трудов с арабского на европейские языки приписываются именно Халиду. Человеку удалось отойти от борьбы за власть, и даже поддерживать хорошие отношения с будущими правителями халифата, несмотря на то что он рассматривался некоторыми как прямой наследник Язида и Муавии.

У Омейядов к тому моменту было довольно много богатых и могущественных родственников, все они опирались на какие-то племена и кланы, переговоры и стычки затянулись... Меж тем период безвластия и анархии в стране стал уже неприлично большой. Оптимизма не добавляло то, что зима 683 года была необычайно холодной - в Ираке реки покрывались льдом, гибли сады и виноградники. Уже знающие, что произойдет после этого люди ожиали огромную вспышку чумы летом. Чума не обманула ожидания и случилась, но это будет позже. Пока что у Омейядов появился новый халиф - Марван ибн аль-Хаким, тот самый неугомонный человек, который побывал кажется во всех событиях первой фитны. Для начала новому халифу пришлось штурмовать свою будущую столицу - Дамаск, и жившие там родственники халифа немного сопротивлялись такому развитию событий.

Так или иначе, путем раздачи ложных обещаний, угрозами и сражениями, Марван стал новым халифом хотя бы в Дамаске, меж тем как Абдаллах аз-Зубейра в Мекке объявил халифом сам себя, и началась война.

Хотя все клялись в верности Абдаллаху, как только он объявил себя халифом, всё распалось на куски
Хотя все клялись в верности Абдаллаху, как только он объявил себя халифом, всё распалось на куски

Может показаться, что так как все арабы кроме Сирии клялись в верности за-Зубейре, то тому будет очень просто разгромить сирийцев, но на самом деле гражданская война происходила между четырьмя большими партиями арабов, и халиф из Мекки был самым слабым звеном. Объявив себя халифом от отдалил от себя самых верных и отчаянных последователей старой традиции - хариджитов. Те присягали Абдаллаху потому что он призывал провести выборы, и разочаровались в нем, когда тот объявил себя халифом после отставки и смерти Муавии. В итоге у хариджитов были свои лидеры и свои сражения.

Далее - большая партия шиитов уже склонялась к тому, что настоящего халифа нужно выбирать из священной для них семьи потомков Али. Любой самопровозглашенный халиф для них становился врагом или, в лучшем случае, временным союзником.

У самого Абдаллаха армии как таковой не было, и первая же экспедиция против него чуть не завершила его историю - если бы не помощь от окрестных племен, которые не любили сирийцев сильнее чем Мекканцев. Да и не проявлял этот халиф большой активности. Всё что он сделал это починил Каабу, перестроив её и сделав больше и красивее.

Кааба перестраивалась много раз. И кстаи черный камень из неё крали. И даже разломали потом но потом склеили и вернули.
Кааба перестраивалась много раз. И кстаи черный камень из неё крали. И даже разломали потом но потом склеили и вернули.

Но несмотря на то, что арабы распались на отдельные области, каждая из которых фактически никому не подчинялась, сирийцы, наконец сплоченные Омейядами, не могли отвоевывать провинцию за провинцией из-за активизации Византии.

Ещё совсем недавно греки оборонялись в Константинополе и переживали, как казалось, последние дни истории их империи. Без людей, без денег, с разоренными провинциями, после нашествия славян на Балканы дополнительно разгромленные ещё и болгарами, империя тем не менее устояла из-за того что её главный противник погружался в хаос.

Морские базы арабов на островах средиземного моря были заброшены. В 685 году император Юстиниан, шестнадцатилетний сын Константина IV разорвал мир с арабами и начал атаковать совершенно неготовых к этому арабов. Во-первых флот греков прошелся по побережью и сжег все корабли арабов. Также были разрушены две главные верфи, на которых арабы готовили когда-то корабли для осады Византийской столицы. После этого греки начали контрнаступление в Малой Азии. Чтобы откупиться от Юстиниана халифат, состоявший тогда, напомню, из одной Сирии, согласился платить огромную дань за каждый день мира. Сумма равнялась приблизительно четверти всех тогдашних доходов Омейядов. Тем не менее это на три года остановила греков и дало возможность арабам воевать между собой.

А сразу после смерти Марвана его земли повторно отпали и присягнули Абдаллаху. Правда особо ему не подчинялись, так что вся эта зеленая часть империи была скорее территорией "каждый за себя"
А сразу после смерти Марвана его земли повторно отпали и присягнули Абдаллаху. Правда особо ему не подчинялись, так что вся эта зеленая часть империи была скорее территорией "каждый за себя"

Марван, принадлежащий главной ветви клана Омейядов, активнейшим образом расставлял на все должности своих братьев и родственников. В итоге когда он умер (предположительно от чумы), то никто уже не смог возражать против передачи власти его сыну. Сорокалетний Абдул-Малик ибн Марван был, наконец-то, не толстый старик и не странный юноша, а красивый деятельный мужчина, который собственно и начал методично возвращать провинцию за провинцией, снова осадил Мекку, и, наконец, за семь лет окончательно добил всех противников новой реальности. Вы уж простите, но перечислять сражения, где разные племена арабов выясняли, чей халиф круче, я не буду. Наступил момент, когда Дамаск победил. Больше уже никто не будет возражать, что халифы передают власть по наследству, и пришла пора наконец-то вновь заняться соседями.

Я сознательно не описываю происходящее на востоке халифата, но для нашей истории важно знать, что ещё халиф Язид вернул на африканский фронт опытного полководца Укба ибн Нафи, который возобновил войну против берберов. Покорив множество племен он зашел слишком глубоко на вражескую территорию и погиб при отступлении его армии. Воодушевленные берберы стали угрожать даже городу Кайруану (базе арабов в Тунисе) и было решено эвакуировать его и отступить в сторону Египта.

Так что "стремительное покорение Африки", которое, возможно ждут мои читатели, опять не задалось. Вторая гражданская война в халифате вновь остановила все усилия в этом направлении, и только с третьей попытки арабам, наконец, покорились пески запада. Про это я расскажу в продолжении.

А вот что было до этого: История Европы 650-700гг

Наш телеграм-канал.