Фиаско с привкусом иронии
Что мы знаем о работе людей, от которых зависит электроснабжение? Какие люди работают в сетях и каких сил им стоит «включить фидер»? Какие проблемы приходиться им решать? Причем не только технического, но и организационного характера!
В этом плане электромонтёр ОВБ (оперативно-выездной бригады) может дать фору именитому психологу. Умение вести переговоры, идти на компромиссы, управлять конфликтами и брать на себя ответственность за чужие косяки — не менее важные навыки, чем умение найти повреждение. Это история о стойкости и принятии того, что в работе всегда есть место человеческому фактору, абсурду и непредсказуемости.
Непредвиденное препятствие
Смена началась с бабушки с граблями в руках и сурового взгляда, способного остановить поезд. Там, где должна была пролегать дорога к участку ВЛ 10 кВ, стоял живой заслон из местных жителей. Десяток человек, в основном женщины преклонных лет, но с железной волей.
Их не волновало наше срочное задание — поиск замыкания на землю. Их волновали порубочные остатки, оставленные другой бригадой несколько дней назад, и их требование было простым и категоричным: «Уберёте сейчас же! Никуда не проедете!».
Воздух звенел от возмущённых голосов. Убеждения, что сегодня мы занимаемся электроснабжением людей, а не уборкой веток, разбивались о глухую стену непонимания. «А нам-то что? Ваши ветки нам тут весь вид портят!» — парировала одна из активисток, опираясь на палку.
Тактическая капитуляция с долей совести
В голове стучала мысль: «Ну вот, опять. Чужие косяки разгребаем, да ещё и виноватыми остаёмся». Чувствовал себя дипломатом на переговорах, где в ход идут не аргументы, а чистой воды упрямство.
Отчаяние начало подступать комом к горлу. И тогда скрепя сердце, пришлось пойти на сделку. «Хорошо, — сказал я, чувствуя, как произношу слова, за выполнение которых не смогу поручиться. — Завтра всё будет убрано. Первым делом». Бабушки переглянулись, почувствовав слабину.
Несколько минут обсуждений, и дорога, наконец, была освобождена. Победа? Скорее, отсрочка приговора. Я-то знал, что завтра дежурит другая смена, и этот «подарок» достанется им. Мучила совесть, но выбора не было.
В погоне за призраком
И вот, наконец, мы на линии. Дежурный на подстанции утверждал, что напряжение на киловольтметре показывает классическую картину однофазного замыкания на землю. Предстоял долгий и методичный осмотр километров проводов.
Мы вглядывались в каждый изолятор, проверяли каждое ответвление, искали сгоревшие ветки, упавшие на провода, признаки «прожига». Но чем дальше мы проходили, тем сильнее росло недоумение. Ничего. Абсолютно чисто.
Солнце уже клонилось к закату, а мы все мотались по участку. Внутри копилось раздражение. Это чувство, когда ты делаешь всё правильно, а результат нулевой. Линия выглядела почти идеально.
Следующий шаг – снимать перемычки на анкерных опорах и проверять линию по отдельным участкам. Мы даже начали подозревать сбой в релейной защите. Нервы были натянуты, как струна.
Момент истины у другого конца провода
И здесь, уже ближе к концу смены, пришло озарение. Я связался с диспетчером и объяснил ситуацию. В свою очередь, он позвонил на питающую подстанцию 110/35/10 кВ. Дежурный там был новичок, и разговор был примерно следующим:
— Скажите, а что с ТН на 10 кВ? Плавкая вставка цела? Проверяли?
— Вроде... цела, — последовал неуверенный ответ. — Но я проверю.
Через некоторое время звонок диспетчеру и смущённый голос в трубке:
— Да... Извините. Перегорел предохранитель на ТН. Я... я не разобрался.
Горькая пилюля прозрения
Вот оно. Корень всех зол. Тривиальная ошибка неопытного коллеги, который не смог отличить банальное перегорание предохранителя на трансформаторе напряжения от реальной «земли» на линии. Ведь не было «классической» картины, которую я, как каждый дежурный, знал наизусть — напряжение, стремящееся к нулю на повреждённой фазе, и фазное напряжение, стремящееся к линейному на остальных, неповреждённых фазах.
В нашем случае фазное напряжение на неповреждённых фазах не менялось, что уже было небольшим, но ключевым отклонением от инструкций, на которое в суматохе не обратили внимания.
Опустошение. Смешанное с горькой иронией. Столько часов, столько нервов, уговоры с местными жителями, километры пройденной трассы... И всё из-за предохранителя на подстанции. Выдох был тяжёлым, с привкусом усталости и осознания напрасно потраченного времени.
Последний аккорд: Лопнувший радиатор
Но на этом испытания не закончились. Судьба, казалось, решила проверить нас на прочность до самого конца. На обратном пути, когда до базы оставалось рукой подать, раздался громкий хлопок, и из-под капота нашей верной «буханки» повалил густой пар. Лопнул радиатор. Машина встала как вкопанная.
Итог дня
Стояли в кромешной темноте, у разбитой корыты, слушая, как остывает мотор. Смена, которая началась с бабушкиного бунта, закончилась лопнувшим радиатором. Ничего не добились, никого не победили.
Просто прожили ещё один день из жизни электромонтёра, где главным врагом порой оказывается не электрическая дуга, а цепь случайных, абсурдных и непредсказуемых событий. Завтра будет новый день. И, возможно, новая «земля». Но это уже будет заботой другой смены.
Респект и уважение всем сотрудникам ОВБ, которые расскажут о своих случаях в комментариях!
В тему:
-----------------------------------
Благодарю за внимание!
Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!
Внимание! Автор делится своим мнением и не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!