Найти в Дзене

Неприветливые храмы Мурома с костями и черепами напоказ

Муром - город, где прямо в городской черте находятся четыре монастыря и каждый с большим набором собственных церквей, часовен, реликвий, икон, мощей. Все они древние и очень почитаемые. Как турист я посетила все четыре, в первую очередь испытывая праздный к ним интерес - я человек не воцерковленный, не религиозный. А храмы все старые, с очень богатой историей, интерьерами, архитектурой, территорией. В них можно лицезреть такие же старые иконы. Мне интересно увидеть, узнать, как строились, кем, сколько по времени, как видоизменялись. Кроме того, я могу сказать, что я человек верующий. Но я не верю ни в Иисуса, ни в Аллаха, ни в какого-то другого Бога, потому что, считаю такую веру идолоприклонством. Я верю в некую великую, непознанную человечеством силу, энергию, возможно космическую, которая реально способна управлять и оберегать этот мир, верю в душу, в ее перерождение, в реинкарнацию, в предназначение. В то, что каждая душа отправлена этой непознанной силой прожить жизнь с какой-то

Муром - город, где прямо в городской черте находятся четыре монастыря и каждый с большим набором собственных церквей, часовен, реликвий, икон, мощей. Все они древние и очень почитаемые. Как турист я посетила все четыре, в первую очередь испытывая праздный к ним интерес - я человек не воцерковленный, не религиозный. А храмы все старые, с очень богатой историей, интерьерами, архитектурой, территорией. В них можно лицезреть такие же старые иконы. Мне интересно увидеть, узнать, как строились, кем, сколько по времени, как видоизменялись. Кроме того, я могу сказать, что я человек верующий. Но я не верю ни в Иисуса, ни в Аллаха, ни в какого-то другого Бога, потому что, считаю такую веру идолоприклонством. Я верю в некую великую, непознанную человечеством силу, энергию, возможно космическую, которая реально способна управлять и оберегать этот мир, верю в душу, в ее перерождение, в реинкарнацию, в предназначение. В то, что каждая душа отправлена этой непознанной силой прожить жизнь с какой-то великой целью. Когда цель выполнена душа покидает тело. То, что есть смерть, на самом деле просто освобождение души из плоти тела, чтобы она могла отправиться на "новое задание". Вот поэтому я с таким непониманием и сомнением отношусь к мощам, выставленным в храмах, которые по сути, являются лишь истлевшей оболочкой, сосудом. Ранее в нем была чья-то душа, которая действительно могла быть святой, с особой, святой миссией, которую она выполнила и в нужный час тело покинула... И тело должно быть сожжено или предано земле. Одним словом - утилизировано. Как можно поклоняться истлевшему сосуду? Да и зачем? Какой в этом смысл? Зачем мертвое, использованное тело или его кусочек (палец, прядь волос, косточку, ноготь) выставлять на всеобщее обозрение? Никогда я этого не пойму. Поэтому никакие мощи как святыню не воспринимаю.

Иконы? Иконы - другое дело. Любая икона - это образ, это лик живого человеческого лица. Некогда реально существовавшего человека, жизненный путь которого был настолько совершенен, поучителен , труден, результативен, важен для мира, что вокруг этого человека и при его жизни, а уж тем более после его смерти ходили легенды, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, обрастали новыми чудесами, выдумками, историями, что уже никто не мог знать, а что и как было на самом деле. И чем больше небылиц и выдумок о чудесах, тем выгоднее и интереснее такой святой для церкви - именно поэтому и произошли Макарьевские Соборы во времена Ивана Грозного, на которых всех русских святых "посчитали и упорядочили" и создали свод правил и норм, согласно которым должна происходить их канонизация. Кроме того икона, особенно древняя, писанная - это произведение, созданное руками другого живого человека, который вложил через свою руку часть своей души, любви в этот образ, прорисовывая его черты. А после того, как икона была представлена всему честному люду на поклонение, каждый верующий и каждый молящийся так же оставляет через молитву часть своей души, которую икона впитывает в себя и хранит. Это невероятнейшая по своей силе накопленная положительная энергия, сосредоточенная в древних иконах, и заставляет их мироточить. Именно она оказывает такое влияние на молящегося человека, когда ощущая эту чистую энергию, которая икона излучает, человеку кажется что на него сошла благодать... Да, в иконы я очень верю и так же молюсь перед ними и прошу зашиты и помощи. Собственно, любой храм, католический, православный, мусульманский, иудейский для меня есть место сакральное, место, где сосредоточена энергия, генерируемая за счет человеческих душ. Поэтому в любой храм, а особенно в древний храм, я, человек без креста, вхожу с особым чувством ЛЮБВИ к Богу, энергия которого распространяется одинаково над всем живым на земле. И свечи я зажигаю перед знакомыми мне образами с целью подпитать их энергией и от моей молящейся души.

Я не блюду придуманные человеком обряды, не соблюдаю многие правила и непоколебимо верю, что для ЛЮБВИ к Богу, человеку не нужен крест на шее. И для того, чтобы жить с Богом в душе, он тоже не нужен. Бог в делах и в помыслах, а не в кресте и не в обрядах.

Поэтому в храм я вхожу легко, молюсь не крестясь, службы не посещаю, церковнослужителей всерьез не воспринимаю - для меня это просто люди, обученные религиозной премудрости, и только. Никакие грехи они отпустить не могут, никакой святости не имеют, ибо все они - обычные человеческие души в телесных сосудах.

Иногда такие вот "сосуды" в стенах храма позволяют себе "излучение негатива". Души в этих сосудах чем-то отравлены, видимо, поэтому они черные, помыслы у такого человека нехорошие, слова могут быть грубыми и даже обидными, взгляд злым и колючим - так в храм проникает отрицательная энергия. Вот с такой отрицательной энергией я и столкнулась в одном из монастырей в Муроме. Вообще, удивило сразу, что весь храм погружен во мрак - все свечи перед образами погашены и только тщедушный огонек в лампадках играет с тенями на образах. А я в храм пришла со свечами, которые в нем же и купила, и с целью эти свечи зажечь перед выбранным мною иконами. И свечница этого храма, его прихожанка, человек несомненно крещенный, верующий, воцерковленный наверняка, вдруг заругалась и забранилась в голос, когда я стала зажигать свою свечу от огня лампадки перед иконой. Нет, она не подошла ко мне, чтобы попросить... Она громко, видя, что я ставлю зажжённую свечу во время молитвы , потребовала от меня свечу загасить. "Во время службы все свечи будут зажжены!", - объявила она, в ожидании, чтобы я потушила свою. Но я свою свечу не потушила. И ей не дала этого сделать. Может она ее и погасила после того, как со злостью и неприязнью проводила меня взглядом из храма. Может... Но и Бог ей судья. Ну а храм тот, впитывая и такую черную людскую энергию, показался мне мрачным, неуютным, недобрым. Что же это за храм божий, в котором живым душам нельзя зажигать свечи? Мрачный храм. И мрак этот в нем чувствуется еще больше, стоит лишь пройти в крипту храма, где человеку вдруг открывается вот такая картина... Зачем это...? Для кого...? Какая же это святость?...

-2

Я знаю историю этих костей и черепов. Нет, это не муляжи. Это действительно настоящие, человеческие останки, не погребенные, а оставленные для всеобщего обозрения. Для чего оставлены, да еще и в чистом, светлом храме? Для молитвы? Для поклонения? Не понимаю... Но сомнительна будет эта молитва. Сомнительно такое поклонение. Я вот так считаю.

-3

Это кости людей, некогда похороненных на кладбище, которое располагалось на территории совсем другого монастыря в городе Муром - Спасо-Преображенском. Это кости князей, бояр, священнослужителей, которых на протяжении многих веков хоронили на этом кладбище у стен обители, которая считается самой древней в России. Кладбище это вместе с монастырём были в советские годы разорены. На территории монастыря устроили воинскую часть: в братских корпусах были устроены казармы для солдат, в главном соборе – спортивный зал. А на месте кладбища сделали плац: солдаты маршировали, по сути, по костям захороненных здесь людей.

В 90-е годы монастырь вернули церкви, он снова ожил в своем прежнем значении и величии. Начались в нем восстановительные работы в ходе которых и были обнаружены повреждённые и разорённые могилы. Кости и черепа этих людей собрали, сложили общей кучей и распределили: одна часть находится в крипте вышеописанного мною монастыря, другую часть определили в часовню-костницу. На её стене выбита очень философская надпись: «Помни всякий брат: мы были как вы, вы будете как мы». Что ж, с этим, конечно и не поспоришь...

-4

Вот только все равно мне не понятен смысл этого действия: атеисты и безбожники сперва все осквернили, потом десятилетиями по костям топтались живые люди, причем ведь даже и не подозревая, что у них под ногами останки человеческие... Современники же, вместо того, чтобы несчастные, поруганные кости захоронить, покой им вечный вернуть, додумались из бренных черепов и костей сделать некое шоу: приходи, путник, смотри, что станет и с тобой после смерти.

-5

Зрелище неприятное. Особенно неприятно его лицезреть в стенах обители Божьей, куда люди приходят за жизнь и свет молиться, а не о смерти думать и просить. Да, жизнь и смерть - неразрывны, и о загробной жизни думать надо при жизни земной... Но для мыслей этих разве следует мертвые тела и останки на всеобщее обозрение выносить? Кощунство это. Человеческие останки надо хоронить, предавать земле. Или сжигать, а прах развеивать. Помнить следуют людей живых во плоти, а не их тлен. Заботиться надо так же о живых людях. И об их душах. Поминать надо живых о здравии, усопших - об упокоении. Костям не больно. Но что чувствует душа, которой ранее эти кости служили сосудом? И сколько там этих неуспокоенных душ, чьи кости осквернены, поруганы, не погребены?

Неприятный остался у меня осадок после увиденного. Не такой след в душе должны оставлять божьи храмы в памяти и восприятии людском. Но муромские храмы в моей памяти остались как антропологические музеи со строгими, неприветливыми смотрителями.

Сам же город Муром с его историей и его невероятным русским духом мне очень приглянулся и в сердце запал - город-музей под открытым небом, иначе и не назовешь!

Рекомендую к прочтению: