Наступила уборочная пора. На подмогу приехали городские шоферы из подшефных организации. Один из них, Виктор Дылин, сразу обратил внимание на Веру и стал настойчиво за ней ухаживать. Она не отказывалась, вечерами прихорашивалась перед зеркалом и убегала к нему на свидание .
- Только бы снова в подоле не принесла,- Анна Петровна тревожно глядела в окно, в след дочери,- Третьего ребенка нам еще не хватало. Никитка едва ходить начал, за ним глаз да глаз нужен.
Со свиданий Вера возвращалась довольная, глаза ее счастливо блестели и она кружилась по комнате.
- Тихо ты,- шипела на нее мать,- Ребятишек разбудишь. Ишь как тебе неймется.
- Другая мать порадовалась бы за свою дочь,- возмутилась Вера,- Может я замуж собираюсь выйти.
- Ох-хо-хо,- покачала головой Анна Петровна,- Замуж выйти не напасть, как бы замужем не пропасть. Жених то твой тебя уже расписываться зовет? Что же ты меня с ним не знакомишь?
- Витя зовет меня поехать с ним город, пожить немного вместе, а уж потом о свадьбе думать.
- И ты поедешь?- испугалась мать,- Он хоть знает, что у тебя двое детей уже есть?
- Конечно знает,- кивнула головой Вера,- Но я еще подумаю, ехать с ним или нет.
Она не стала говорить матери, что Виктор поставил Вере жесткое условие, что если она поедет с ним, то только без детей. Он не обязан кормить чужих «спиногрызов», как он называл Наташу и маленького Никитку.
- Смотри у меня,- пригрозила дочери Анна Петровна,- Выкинь всю дурь из головы, думай о детях. С меня старой, какой спрос? Если что случится, с кем они останутся?
На эти слова Вера лишь махнула рукой, но мать все чаще и чаще стала замечать, что дочь о чем то задумывается. Анна Петровна с нетерпением ждала, когда закончится уборочная и все , кто приехал помогать, разъедутся по своим домам.
Они и уехали, а вместе с ними уехала и Вера. Анна Петровна не сразу хватилась дочери. Утром, как обычно, она встала рано, разожгла печь, замесила тесто.
- Вера, наверно, ночью опять поздно вернулась,- размышляла Анна Петровна,- Так тихо вошла в дом, что я и не слышала. Пора ее будить, а то на работу проспит.
Она заглянула в комнату и остолбенела, кровать дочери была пуста.
- Не случилось ли чего? - встревожилась женщина,- Вчера она уж больно была какая то суетливая, все ко мне прижималась.
Анна Петровна вышла на улицу и увидела соседку, которая прибиралась во дворе.
- Ты Верку мою не видала?- спросила у нее Анна Петровна,- Может на работу с утра пораньше убежала?
- Так она ж уехала,- удивилась соседка,- Я вчерась вечером ее встретила на улице с сумкой в руке. Поинтересовалась, куда она направилась. А Верка сказала, что ты ее в город пожить отпустила. Я еще на счет детишек поинтересовалась, как они без мамки будут. А Верка ответила, что ты согласилась за ними приглядеть. Иль обманула меня?
Анна Петровна ничего не ответила, она лишь всплеснула руками и вернулась в дом. Она села на стул, стоявший возле окна, подперла голову рукой и запричитала:
- Эх, Верка, Верка, что ты натворила. Если о матери не подумала, так бы родных детушек пожалела, каково им без мамки то. Я уже не молода, на меня надежды мало, помру, на кого Натка с Никиткой останутся?
- Бабусь, ты чего плачешь?- Наташа стояла перед бабушкой и с удивлением смотрела, как по ее щекам текут слезы.
- И вовсе я не плачу,- Анна Петровна утерла слезы уголком фартука,- Лук резала, а он, зараза, в этом году такой злющий уродился, вот слезы сами и потекли. Давай ка я тебе молочка налью.
Анна Петровна засуетилась, невеселые думы отошли прочь, но вечером, уложив внучат спать, она снова задумалась: надо разыскать Верку в городе и силком вернуть ее обратно домой. Но как это сделать, город большой, домов там много, как найти блудную дочь?
Утром она отправилась в правление, чтобы узнать адрес шофера, который увез ее дочь. Но там только развели руками, мол адреса никто не знает, да и вообще, надо было лучше за дочерью присматривать. Тогда Анна Петровна пошла к Ольге Агаповой, у которой квартировал Виктор, но и та ничем не могла ей помочь.
- Он о себе особо и не рассказывал,- Ольга виновато посмотрела на Анну Петровну,- Говорил только, что не женат, есть отдельная квартира, а вот адреса своего не сообщил.
Домой Анна Петровна вернулась расстроенная. Теперь ей одной придется ставить на ноги внучат, хотя... в этом вопросе толку от Верки было мало, но все же она была родная мать Наташе и Никитке.
Вера приехала в деревню спустя полгода.
- Явилась,блудная дочь?- усмехнулась Анна Петровна,- О ребятишках родных вспомнила?
- Ой, мам, перестань,- отмахнулась Вера, обнимая дочку и сына,- Я о них никогда не забывала. Вот обустроюсь в городе и заберу их туда. Будем с ними в парк ходить, на каруселях кататься. Представляешь, - она обернулась к Наташе,-В городе даже есть зоопарк, а в нем настоящие тигры, львы и даже слон есть.
- Правда?- глаза девочки загорелись,- А жираф там есть?
- Жирафа я не видела,- огорчилась Вера,- Зато есть обезьянки. Они такие забавные, тебе понравятся.
- Почему сейчас не заберешь своих детей?- возмутилась Анна Петровна,- Мне уже тяжело с ними одной управляться.
- Куда я их заберу?- Вера старалась не смотреть на мать,- У Вити квартира маленькая, однокомнатная, нам двоим едва места хватает. И куда я детей по- твоему привезу?
- Вы с Виктором хоть расписались?- Анна Петровна строго посмотрела на дочь,- Чего на свадьбу не позвали, чать я тебе не чужая?
- Ну-у-у,- замялась Вера,- Витя говорит, что нам нужно присмотреться получше друг к другу, а уж потом заявление в Загс подавать.
- Поматросит он с тобой и бросит,- тяжело вздохнула Анна Петровна,- Как ты, глупая, этого не понимаешь.
- Скажешь тоже,- передернула плечами Вера, - Витя говорит, что любит меня и я его люблю. Так что у нас все хорошо. А штамп в паспорте — это не так уж важно.
- Ну да, ну да,- покачала головой Анна Петровна,- Ладно, иди за стол, проголодалась, небось с дороги?
Наташа и Никитка не отходили от матери, но она уже не обращала на них никакого внимания, а вечером и вовсе убежала в клуб на танцы, чтобы похвастаться перед деревенскими подружками новыми нарядами.
На следующий день Вера уехала обратно в город, потому что в понедельник ей нужно было на работу. Устроилась она на завод штамповщицей, а там с трудовой дисциплиной было очень строго.
Вновь в деревню она приехала спустя полгода и опять на одну ночку.
- Могла бы и почаще нас проведывать,- укорила дочь Анна Петровна,- Не так уж далеко уехала. Каждые выходные можно приезжать, чтобы ребятишек своих наведать. Скучают шибко они по матери.
- Ну, ма-а-а-м,- возмутилась Вера,- Когда приезжать то? Надо же и мне отдыхать. На работе устаю, домой еле живая возвращаюсь. А надо еще Вите ужин приготовить. Он любит, чтобы все было свеженькое, вчерашнюю еду есть не станет.
- Гляди какой барин выискался,- усмехнулась Анна Петровна,- Небось у вас все деньги только на еду и уходят, с такими то запросами. А ты ребятишкам даже конфетки не привезла в гостинец, могла бы уж их порадовать.
- В следующий раз привезу,- отмахнулась дочь,- Не голодают же они у тебя.
- На одну пенсию трудно прокормиться,- тяжело вздохнула Анна Петровна,- Хорошо хоть огород выручает, да за ним уход нужен. А силы то у меня уже не те, да и ноги болят, порой с кровати подняться не могу.
- У меня тоже денег лишних пока нет, каждую копеечку мы с Витей откладываем, он хочет машину себе купить. Тогда почаще в деревню приезжать станем.
- Ты хоть с Виктором своим расписалась?- снова поинтересовалась Анна Петровна,- Или так же блудно и живете?
Вера прикусила нижнюю губу и ничего не ответила матери.
- Понятно,- Анна Петровна укоризненно посмотрела на дочь,- Не зовет значит он тебя замуж? Чем же ты ему не угодила?
- Лидка вон тоже своего Пашеньку никак не уговорит расписаться,- усмехнулась Вера,- Уж сколько времени вокруг него увивается и все мечтает въехать в его квартиру.
- Не ровняй себя с Лидкой,- разозлилась Анна Петровна,- У нее детей нет, а у тебя двое. Сама говорила, что в город их к себе заберешь, они должны расти рядом с матерью. С меня, с бабки, какой спрос, какое воспитание я им могу дать?
- Сказала- заберу, значит заберу,- отмахнулась Вера и вышла из дома во двор.