Найти в Дзене
Умная Коллекция

Музей Генриха Брокара в ГУМе. Как парфюмерный магнат догнал Третьяковку и Эрмитаж. Продолжение

К началу 1890-х Генрих Брокар решил регулярно экспонировать свою коллекцию искусства в публичном месте. Помимо того, что ни одно жилое помещение не способно уже было вмещать такое количество вещей, в данном решении превалировало желание разделить удовольствие от созерцания накопленного, то есть подарить зрителю особый эстетический опыт. Выбор места стал очередным, талантливо рассчитанным маркетинговым ходом. В 1891 году в Москве завершилось строительство первого торгового пассажа – Верхних торговых рядов, самого фешенебельного места, где размещались магазины престижных российских фирм. Здесь же находились отделения банков, почта, мастерские, парикмахерские и салоны – всего более 320-ти организаций. На третьем этаже, с отдельным входом с Красной площади, располагались залы, предназначенные для выставок. В марте открылась первая выставка собрания Генриха Брокара, положившая начало регулярным вернисажам, проходившим почти 10 лет. В то время Москва не могла похвастаться обилием открытых му
Оглавление

К началу 1890-х Генрих Брокар решил регулярно экспонировать свою коллекцию искусства в публичном месте. Помимо того, что ни одно жилое помещение не способно уже было вмещать такое количество вещей, в данном решении превалировало желание разделить удовольствие от созерцания накопленного, то есть подарить зрителю особый эстетический опыт.

Генрих Брокар с супругой незадолго до смерти. 1900
Генрих Брокар с супругой незадолго до смерти. 1900

Музей Брокара

Выбор места стал очередным, талантливо рассчитанным маркетинговым ходом. В 1891 году в Москве завершилось строительство первого торгового пассажа – Верхних торговых рядов, самого фешенебельного места, где размещались магазины престижных российских фирм. Здесь же находились отделения банков, почта, мастерские, парикмахерские и салоны – всего более 320-ти организаций. На третьем этаже, с отдельным входом с Красной площади, располагались залы, предназначенные для выставок. В марте открылась первая выставка собрания Генриха Брокара, положившая начало регулярным вернисажам, проходившим почти 10 лет.

В то время Москва не могла похвастаться обилием открытых музеев и галерей. Как мы знаем, первые частные галереи музейного типа начали появляться в конце 1900-х, в Первопрестольной на тот момент функционировала Третьяковская галерея, были открыты залы Румянцевского музея, также несколько раз в неделю гостей принимали частные музеи И.Е. Цветкова, Д.П. Боткина, П.И. Щукина. Инициатива Генриха Брокара была воспринята московской публикой на ура, выставки пользовались огромной популярностью.

-3

Средства, полученные от продажи билетов и сопутствующей продукции, направлялись промышленником на благие дела: часть предназначалась Строгановскому училищу, часть - Московскому библиографическому обществу, еще часть – Французской школе в Москве. По поводу развески и наполнения залов музея Брокар консультировался с директором Строгановского училища, Николаем Васильевичем Глобой.

В музее Брокара было 8 залов. В первом размещались многочисленные портреты, во втором, круглом зале, начиналась картинная галерея. Европейская живопись всех школ также занимала 4-5, 6-8 залы. 3 зал отводился под русские изделия: стекло и хрусталь частных заводов, графику, гербы дворянских родов, иконы и церковную утварь.

Вид на залы картинной галереи
Вид на залы картинной галереи

Залы с живописью трещали по швам. Модная шпалерная развеска позволяла вешать картины в 3-5 рядов. Акварели и гравюры размещались на специальных вертушках, а также в толстых папках. Самым эффектным образом выглядели залы с предметами декоративно-прикладного искусства, они выставлялись в дорогих стеклянных витринах. Произведения Севрской мануфактуры и Даготи соседствовали с берлинскими и саксонскими заводами; русский сектор был представлен частными заводами – Попова, Гарднера и другими. Возможно, где-то в залах располагались редкие французские панно и дорогостоящие гобелены, оружие, канделябры, часы, предметы мебели и художественная бронза. Опять же, отсутствие документов учета музейной коллекции, не позволяет достоверно воссоздать ее облик.

-5
-6

В прессе регулярно появлялись восторженные отзывы, где Брокара хвалили за прекрасный вкус и умение преподнести свою коллекцию. Музей в Верхних торговых рядах быстро стал культовым местом, куда ходить было познавательно и престижно, по размаху и значению его ставили в один ряд с Эрмитажем и Третьяковской галереей.

-7

Коллекция всегда оставалась собственностью Брокара, он никогда не изъявлял желания пожертвовать ее музею или подарить городу, экспозиция постоянно обновлялась и улучшалась. В 1900 году, вместе со смертью хозяина закончилась и история Брокаровского музея.

Универсальная коллекция Брокара

Схематично опишем, что же было в знаменитой коллекции Генриха Брокара?

1. Ядром коллекции, несомненно, была картинная галерея, состоявшая из живописи ведущих европейских школ XV-XVIII веков: французской, фламандской, голландской, австрийской, немецкой, итальянской, швейцарской, испанской и даже английской.

Александр Кейринкс. Проповедь Иоанна Крестителя. Около 1625–1630 годов. Холст, масло
Александр Кейринкс. Проповедь Иоанна Крестителя. Около 1625–1630 годов. Холст, масло

Французы были представлены наиболее полно – более 300 работ, среди которых, увы, пристального внимания заслуживали не более десятка. Фламандцев было также немало – более 200 картин, за которыми Брокар ездил в Европу (в то время школа особенно высоко ценилась), привозя великолепные марины, охотников на привале и другие классические сюжеты.

Якоб Ван Геел. Пейзаж с большим деревом. Первая треть XVII века. Дерево, масло
Якоб Ван Геел. Пейзаж с большим деревом. Первая треть XVII века. Дерево, масло

Итальянский раздел представлял наибольший интерес, поскольку здесь большая часть произведений была атрибутирована и включала несколько несомненных шедевров (работы Бернардо Строцци и Гаспара Траверси).

Бернардо Строцци, прозванный Прете Дженовезе или Капуччино. Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами. Первая половина XVII века. Холст, масло
Бернардо Строцци, прозванный Прете Дженовезе или Капуччино. Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами. Первая половина XVII века. Холст, масло

2. Русская живопись не сильно увлекала коллекционера, современных авторов он покупал либо из желания поддержать молодые таланты, либо как русскую экзотику. Совершенно проходные фамилии соседствовали с более известными (так, у Брокара были картины Алексея Боголюбова). Но ни целостности, ни масштаба в этом разделе не наблюдалось. Больше русских Брокар любил иностранных мастеров, работавших в России (Жан Луи Вуаль, Шарль Митуар).

3. Русская графика – это более 1000 листов, преимущественно россики – «обрусевших» иностранцев.

Андрей Воронихин (?). Вид на Казанский собор со стороны Невского проспекта. Около 1800 года. Бумага, карандаш, акварель
Андрей Воронихин (?). Вид на Казанский собор со стороны Невского проспекта. Около 1800 года. Бумага, карандаш, акварель

4. Особняком стояла портретная галерея, как в лучших традициях европейских коллекций, где обязательно присутствовала галерея предков. У Брокара же это был зал королевских портретов, а также портретов знаменитых особ разных времен и народов. Так, после национализации коллекции в фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина попали «Портрет священника» Друэ, «Женский портрет» Корнеля де Лиона и «Портрет дворянина» Никола Ларжильера.

Гедеон Романдон. Портрет герцогини Софии Шарлотты Бранденбургской. Около 1690 года. Холст, масло
Гедеон Романдон. Портрет герцогини Софии Шарлотты Бранденбургской. Около 1690 года. Холст, масло

5. Научная коллекция – важная часть универсального собрания, где находились археологические артефакты, слепки, нумизматика. Брокар одним из первых начал собирать древнерусскую икону, отдавая предпочтение строгановской школе, а также церковную атрибутику.

6. Масштабное собрание декоративно-прикладного искусства (более 1200 предметов) наиболее сложно реконструировать, поскольку документов о нем сохранилось катастрофически мало. Доподлинно известно, что Брокар увлекался фарфором, в основном французским, конечно. А вот стекло, учитывая, что он собственноручно разрабатывал дизайн склянок для парфюмерной продукции, интересовало его не так сильно. Также в собрании были представлены предметы мебели и быта, бронза, ткани, майолика, стекло, осветительные приборы.

Что не так с коллекцией Брокара

По справедливому замечанию историка собирательства Константина Акиньшина универсальное собрание занимает промежуточное положение между научной и любительской коллекцией. И в зависимости от отношения ее владельца может стать фиксацией его эстетических пристрастий, а может составить уникальный материал для научной работы. Коллекция Брокара так и осталась где-то посередине, что не помешало ей стать важной вехой в истории русского частного коллекционирования.

Ян (Иоханнес) Мейтенс. Семейный портрет. Середина XVII века. Холст, масло
Ян (Иоханнес) Мейтенс. Семейный портрет. Середина XVII века. Холст, масло

В отличие от русских современников, коллекционирование для Брокара не стало уходом от реальности, альтернативой ненавистной работе или той сладостной отдушиной, что даровала жизни вкус и цвет. Парфюмерное производство занимало предпринимателя целиком и полностью. А собирательство было азартным хобби, на которое время тратилось по остаточному принципу. Именно этим обусловлена некоторая бессистемность собрания, обилие анонимных работ без атрибуций, отсутствие документальных подтверждений перемещения предметов, их происхождения. А если глобально, при изрядном дефиците времени Брокар не считал нужным заниматься систематизацией и изучением своего детища. И в этом основная проблема коллекции.

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Изгнание торгующих из храма. 1626.
Рембрандт Харменс Ван Рейн. Изгнание торгующих из храма. 1626.

Еще один момент, который выделяет собрание Брокара, это, так сказать, отсутствие лица, узнаваемости, почерка коллекционера. Если собрания Щукина, Морозова, Остроухова и других легко идентифицируются даже сейчас: мы точно можем сказать, что покупал каждый из них, а чего никогда бы не взял даже в руки, то определить предметы из собрания Брокара невозможно. Отсутствие четкого фокуса, интереса к современной русской живописи, которую многие собирали в последние десятилетия XIX века, а также определенная загадочность в силу отсутствия достаточной документации делают эту коллекцию будто фантомной.

Что было потом

В том, что касалось искусства, Генрих Брокар был самоучкой. Тем не менее, он сумел собрать одну из самых ценных коллекций в Москве. После национализации собрания картины русских художников отправились в Третьяковскую галерею, лучшие полотна западноевропейских мастеров и графика перебрались в Музей изящных искусств. Иконы, вышивка, бронза, мебель, гобелены (около 4000 предметов) влились в Государственный музейный фонд, где бесследно растворились в отсутствии четких атрибуций и документов, за которыми, как мы уже писали, Генрих Брокар не следил вовсе. Часть вещей сегодня можно найти в залах ГМИИ им А.С. Пушкина.