Это течение идеально соответствует той части теории сюрреализма, которая настаивает, что в творчестве художника должно быть как можно больше ничем не ограниченной свободы. В пассивном сюрреализме всё решается техникой письма, а всё остальное – опыт, умение, чувство цвета и т. п. – сведено к минимуму. Конечный итог, говорят отцы течения, предопределяет случай, и художник не должен вмешиваться в этот процесс. Приведенный выше эксперимент с графикой в 1935 г. был первым шагом к пассивному сюрреализму. Здесь нет имен, а лишь техника исполнения. Строго говоря, впервые такой прием был использован М. Эрнстом еще во втором десятилетии века, в русле кубизма. Он брал лист бумаги и бросал его на пол. Бумага ложилась на случайный фрагмент пола, и художнику оставалось лишь калькировать фактуру половых досок. Получался рисунок, который не зависел от воли художника. Эта техника, получившая название «фроттажа» (от французского слова «тереть»), идеально подходила к пассивному сюрреализму и вошла в числ