Найти в Дзене

Пассивный сюрреализм

Это течение идеально соответствует той части теории сюрреализма, которая настаивает, что в творчестве художника должно быть как можно больше ничем не ограниченной свободы. В пассивном сюрреализме всё решается техникой письма, а всё остальное – опыт, умение, чувство цвета и т. п. – сведено к минимуму. Конечный итог, говорят отцы течения, предопределяет случай, и художник не должен вмешиваться в этот процесс. Приведенный выше эксперимент с графикой в 1935 г. был первым шагом к пассивному сюрреализму. Здесь нет имен, а лишь техника исполнения. Строго говоря, впервые такой прием был использован М. Эрнстом еще во втором десятилетии века, в русле кубизма. Он брал лист бумаги и бросал его на пол. Бумага ложилась на случайный фрагмент пола, и художнику оставалось лишь калькировать фактуру половых досок. Получался рисунок, который не зависел от воли художника. Эта техника, получившая название «фроттажа» (от французского слова «тереть»), идеально подходила к пассивному сюрреализму и вошла в числ

Это течение идеально соответствует той части теории сюрреализма, которая настаивает, что в творчестве художника должно быть как можно больше ничем не ограниченной свободы. В пассивном сюрреализме всё решается техникой письма, а всё остальное – опыт, умение, чувство цвета и т. п. – сведено к минимуму. Конечный итог, говорят отцы течения, предопределяет случай, и художник не должен вмешиваться в этот процесс. Приведенный выше эксперимент с графикой в 1935 г. был первым шагом к пассивному сюрреализму. Здесь нет имен, а лишь техника исполнения.

Строго говоря, впервые такой прием был использован М. Эрнстом еще во втором десятилетии века, в русле кубизма. Он брал лист бумаги и бросал его на пол. Бумага ложилась на случайный фрагмент пола, и художнику оставалось лишь калькировать фактуру половых досок. Получался рисунок, который не зависел от воли художника. Эта техника, получившая название «фроттажа» (от французского слова «тереть»), идеально подходила к пассивному сюрреализму и вошла в число методов течения.

После этого было изобретено более двух десятков разных приемов, и к началу 1970-х гг. этот путь был исчерпан. Ниже приводится несколько таких приемов.

Дриппинг (от английского слова «капать») – кисти обмакиваются в достаточно жидкие краски, а затем проносятся произвольно над горизонтально лежащей основой. Стекающие краски в сложном сочетании образуют замысловатый рисунок.

Кулаж (от французского слова «течь») – кучки разных красок укладываются на горизонтально лежащей основе, которая затем ставится вертикально. Краски начинают растекаться. Естественно, здесь можно получить много вариантов, вращая основу в разные стороны или установив ее на специальный вертящийся станок.

Бюллетизм (от английского слова — «пуля») — из специального пневматического оружия стреляют в твердую основу пластмассовыми пулями, начиненными разными красками. Разбиваясь об основу, они причудливо разбрызгивают краску.

-2

Деколлаж (от французского «отклеивание») – на жесткую основу наклеивают в несколько слоев любой печатный материал: плакаты, репродукции, страницы журналов или книг, иллюстрированные газеты, просто фотографии. Когда всё приклеенное засыхает, автор начинает частично отрывать приклеенное. В результате получается причудливое сочетание из разных слоев использованного материала.

-3

Процесс-арт – укладывают прибрежный ил в небольшие ящички и дают ему высохнуть. На поверхности ила образуются причудливые рисунки трещин.

Список можно было бы продолжать, но идея течения должна быть ясна – свести личность художника к минимуму.

Пассивный сюрреализм не получил большого развития и лишь изредка встречается на выставках.

В следующем выпуске: ЭПАТИРУЮЩЕЕ ИСКУССТВО

СЮРРЕАЛИЗМ
Схема искусства XX века5 июля
Академический сюрреализм: Параноико-критический сюрреализм
Схема искусства XX века22 июля
Академический сюрреализм: Неадекватный сюрреализм
Схема искусства XX века31 августа
Академический сюрреализм: Половинчатый сюрреализм
Схема искусства XX века23 сентября