Найти в Дзене
Интроспекция 🟡

Он рисовал депрессию, пока она его не покинула: как Одилон Редон создавал символизм

В 1879 году на выставке в Галерее Лакасса́нь в Париже зрители были шокированы литографией, на которой огромный глаз парит в небе, словно солнце. Газета Le Voltaire писала, что некоторые посетители «перекрестились от страха, решив, что художник изобразил само Око Бога» Позднее критики сделали этот образ символом «всевидящего разума» и возможной аллюзией на масонское Око Провидения. Сам автор картины никогда это не подтверждал, но в дневнике отмечал: «Этот глаз – всё, что смотрит на меня, когда я пишу» Со временем литография этого художника обрела почти культовый статус: художники-символисты называли её «иконой внутреннего взора». Речь идет об Одилоне Редоне — художнике, которого называли «мастером неведомых миров» Но прежде чем я покажу вам то самое Око Бога, давайте посмотрим на поздние работы Редона, чтобы дальше еще более ощутим был контраст Теперь вы готовы увидеть начало так называемого Черного периода Одилона Редона и ту самую картину, с истории о которой я начала это эссе. Надеюс
Оглавление

В 1879 году на выставке в Галерее Лакасса́нь в Париже зрители были шокированы литографией, на которой огромный глаз парит в небе, словно солнце. Газета Le Voltaire писала, что некоторые посетители «перекрестились от страха, решив, что художник изобразил само Око Бога»

Позднее критики сделали этот образ символом «всевидящего разума» и возможной аллюзией на масонское Око Провидения. Сам автор картины никогда это не подтверждал, но в дневнике отмечал:

«Этот глаз – всё, что смотрит на меня, когда я пишу»

Со временем литография этого художника обрела почти культовый статус: художники-символисты называли её «иконой внутреннего взора». Речь идет об Одилоне Редоне — художнике, которого называли «мастером неведомых миров»

Но прежде чем я покажу вам то самое Око Бога, давайте посмотрим на поздние работы Редона, чтобы дальше еще более ощутим был контраст

Ночь, декоративная панель для Густава Фойе, 1910 год
Ночь, декоративная панель для Густава Фойе, 1910 год
Офелия, 1905 год
Офелия, 1905 год
Колесница Апполона, 1912 год
Колесница Апполона, 1912 год

Теперь вы готовы увидеть начало так называемого Черного периода Одилона Редона и ту самую картину, с истории о которой я начала это эссе. Надеюсь, теперь вам любопытно почитать о судьбе этого французского символиста

Тот самый глаз... но это лишь начало творчества Редона. Смотрите, что из этого выросло и насколько оно восхитительно
Тот самый глаз... но это лишь начало творчества Редона. Смотрите, что из этого выросло и насколько оно восхитительно

Детство: как формировался его внутренний мир

Бертран-Жан Редон, которого мир узнает под именем Одилон, родился в Бордо в 1840 году в состоятельной семье судовладельца. Его мать, Одиль, имела креольские корни — смесь французской и новоорлеанской крови, что само по себе стало символом «двойной природы» художника: западной и мистической, рациональной и чувственной

Детство Редона прошло в уединённом имении Пейре-Лебад в Аквитании, где из-за слабого здоровья проводил много времени один. Его биографы — в частности Андре Мейе и Жан Селье — отмечали, что именно изоляция, тишина и наблюдение за природой стали для него источником воображения и склонности к интроспекции

Химера. 1883. Цветная бумага, уголь, сангина. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Химера. 1883. Цветная бумага, уголь, сангина. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

Воспоминания о том мире потом превратятся в живую метафору бессознательного — зыбкой, полной тумана и чудес субстанции, из которой он будет черпать свои видения всю жизнь

«Я научился видеть не внешним взором, а внутренним», — напишет он позднее

Я делаю такой акцент на детстве художника, потому что мне кажется интересным посмотреть с самого начала как закладывался и развивался гений человека. Когда я только начала знакомится с его работами и узнала, что есть черно-белый и цветной периоды творчества, моей первой мыслью было, что через ранее монохромное и достаточно тяжелое творчество как неосознанно прорабатывал детскую травму одиночества. Эта теория, как мне кажется. отчасти подтверждается его биографией. Будет интересно узнать ваше мнение в комментариях

Автопортрет. 1867. Дерево, масло. Музей Орсе, Париж
Автопортрет. 1867. Дерево, масло. Музей Орсе, Париж

Юность и разочарование в академии

Семья поначалу видела его будущее в архитектуре, но попытка приспособиться к ожиданиям семьи закончилась крахом. В 20 лет он всё же поступает в Школу изящных искусств, где попадает к Жану-Леону Жерому — мэтру академизма

Пять набросков женской обнаженной фигуры
Пять набросков женской обнаженной фигуры

Но академическая дисциплина душила его. После нескольких неудачных попыток добиться признания на Салоне он покинул столицу и вернулся в Бордо, где переключился на изучение рисунка у Станисласа Горена, а позднее — офорта, акватинты и литографии у Родольфа Бреспена

Последний оказал заметное влияние, приучив его к технике штриха и интересу к графике, который определит первые два десятилетия его карьеры. Редон позднее писал о нём:

«Бреспен был первым, кто открыл мне чудо линий. Его мечты рождались из штриха»

Именно под влиянием Бреспена он сделал выбор в пользу мирa теней, линии и воображения. Исследователи (J. Reff, G. Tinterow, Odilon Redon: Prince of Dreams, MoMA 1994) прямо называют Бреспена «первым духовным учителем Редона»

Так начинается его собственная территория — мир угля и литографии, чёрная лаборатория, где рождаются сны

Из цикла «Искушение святого Антония»: Антоний: Какой во всем этом смысл? Дьявол: Нет смысла. 1896. Литография
Из цикла «Искушение святого Антония»: Антоний: Какой во всем этом смысл? Дьявол: Нет смысла. 1896. Литография

«Чёрные» годы: графика как язык внутреннего опыта

1870-е — время, когда Европа погружается в пессимизм. Война, индустриализация, кризис веры. Во время франко-прусской войны Редон был мобилизован, после чего пережил сильный личный и творческий кризис. Эти годы исследователи (в частности, Дж. Рифф и Дж. Гарднер, Odilon Redon: Prince of Dreams, MoMA, 1994) считают моментом перехода к более интровертному, символическому мышлению

Он уже пережил ряд личных неудач: провал на экзаменах в Париже, невозможность закрепиться в академической среде, болезнь, отсутствие признания. На войну он пошёл добровольцем — служил в Бордо в составе местной национальной гвардии

Фронтовых действий в прямом смысле он почти не видел, но война стала для него точкой отчуждения от общества и идеалов XIX века. Как он писал позднее в своих заметках (опубликованы в Journal de Redon):

«Я увидел, как рушится то, чему я пытался верить: порядок, уверенность, вера в разум»

По воспоминаниям его современников (в частности, художника Армана Гийомена, с которым он поддерживал переписку), после войны Редон на несколько лет замкнулся, практически не выставлялся и не появлялся в обществе

Именно в эти годы в письмах он впервые начинает использовать выражения вроде «тень души», «глубины зрения», «внутренний образ». Исследователь Жак Селье в монографии Odilon Redon: La vie et l’œuvre (1985) пишет, что эти формулировки свидетельствуют о развитии интроспективного, почти мистического мировосприятия, характерного для символизма

Калибан на ветке, 1881 год
Калибан на ветке, 1881 год

Редон фактически переносит свой кризис на материал искусства — уходит в черноту бумаги как в медитативную тьму. Отсюда серия угольных голов, глаз и странных существ, появляющихся в 1870–1880-х. Его работы того времени — серии Dans le rêve (1879), La Tentation de saint Antoine (1888) — представляют собой смесь фантазии, биологических форм и аллюзий на тексты Флобера, Бодлера и Эдгара По

Редон писал: «Мои рисунки вдохновлены не видимым, а невидимым». Эта фраза стала ключевой для понимания его подхода: изображение не фиксировало реальность, а визуализировало внутренние состояния

Его друг и покровитель, гравёр Родольф Бреспен, писал в письме:

«Он был в тени, но в этой тени созревал человек необычайного внутреннего зрения»

Критик Жорис-Карл Гюисманс посвятил ему главы в романе À rebours (1884), где назвал художника «творцом неведомых видений». После публикации интерес к Редону резко возрос: его имя стало ассоциироваться с символизмом. Во многом это десятилетие стало лабораторией его дальнейшего метода — сосредоточенного, аналитического наблюдения за воображением

Переход к цвету и «вторая жизнь»

В 1880 году он женится на Камилле Фальте — женщине тёплой, музыкальной, «с островным светом в глазах». Но их первый ребёнок умирает вскоре после рождения

Это событие становится катастрофой, через которую он проходит как алхимик — переплавляя боль в прозрение. Через девять лет рождается сын Ари, и вместе с ним — новая глава. Редон начинает искать не в темноте, а в сиянии. Цвет медленно прорастает в его рисунках, как росток сквозь пепел

Около 1890 года Редон начинает активно использовать пастель и масло. Причины перехода к этим материалам исследователи видят в совокупности факторов:

  • интерес к декоративному искусству и влиянию японской гравюры
  • дружба с художниками группы Наби (Пьер Боннар, Морис Дени)
  • стремление отразить позитивное мировосприятие, связанное с семейной стабильностью

Цветной период Редона — это воскресение. Картины Будда, Цветы, Пегас, Аргус дышат покоем, медитацией, сиянием духа. Будда у него — не религиозная фигура, а символ внутренней просветлённости. Цветы — не букеты, а воплощённые состояния души

Цвет для него становится не импрессионистическим эффектом, а структурой эмоционального состояния. О цветном периоде этого великолепного художника я напишу отдельное эссе

«Мир — это зеркало духа, и я пишу его отражение», — говорил он
«Будда» (Le Bouddha, ок. 1904–1906). Редон изображает Будду как универсальный символ внутреннего равновесия, лишённый религиозного культа
«Будда» (Le Bouddha, ок. 1904–1906). Редон изображает Будду как универсальный символ внутреннего равновесия, лишённый религиозного культа

Признание и влияние эпохи

Редон не примыкал напрямую к одной из школ, однако выставлялся с импрессионистами (1886) и с брюссельской группой Les XX (1887). Редон становится признанным учителем для поколения художников-символистов группы Наби — Дени, Боннара, Вюйара. Они видели в нём не просто символиста, а мост между искусством и мистикой, между живописью и психологией. Морис Дени писал в 1912 году:

«Редон показал нам, что живопись может выражать духовное без опоры на повествование»

В 1903 году он был награждён Орденом Почётного легиона, в 1913 году на выставке Armory Show в Нью-Йорке ему отвели крупнейший персональный раздел, где показали 43 работы. Редон был представлен рядом с Матиссом, Гогеном и Пикассо

Редон жил в эпоху, когда реализм и импрессионизм доминировали, но символисты искали язык для выражения внутренних состояний. Символизм, декаданс, мистика — всё это стало попыткой вернуть смысл в мир, который терял Бога. Он стал одним из первых, кто осмелился смотреть не на мир, а сквозь него

Portrait of Simone Fayet, 1907 © Artifex.ru
Portrait of Simone Fayet, 1907 © Artifex.ru

Поздние годы и наследие

Редон умер в 1916 году. В отличии от того же Гюстава Моро, который в том числе повлиял на его творчество, Редон знал, что его искусство перешло границу времени. Он смог стать и своевременным, и опережающим свое время художником

Он повлиял на Матисса, Кандинского, Миро, Шагала, а позже — на сюрреалистов. Бретон называл его «отцом внутреннего видения». Редон стал одним из тех, кто подвёл мост между романтизмом и ранним модернизмом

Его архив и дневники были опубликованы посмертно и способствовали формированию представления о нём как о «философе живописи». Крупнейшие собрания его работ сегодня находятся в Музее Орсе (Париж), Музее современного искусства (Нью-Йорк) и в Музее изящных искусств Бордо

Как читать Редона: пять ключевых работ

Если остановиться, замедлиться и посмотреть на его картины не глазами, а сердцем — можно увидеть то, что он видел: мир, в котором каждая тень — просто свет, ожидающий своего часа. Предлагаю сделать это перед тем, как завершится чтение статьи. Ниже приведены пять самых знаковых его работ, комментарии искусствоведов к ним, а также занятные легенды, которые родились вокруг этих мистических образов

«Паук, улыбающаяся голова». В пауке можно видеть образ внутреннего наблюдателя — Редон часто изображал глаза или головы, наблюдающие за самим художником. Улыбка лишает ужас привычной власти — превращая страх в объект исследования. Французский историк искусства Жан Селье отмечал, что это пример «переосмысления гротеска как формы психологического автопортрета». Психоаналитик Жак Лакан (в эссе о символизме, 1954) приводит эту работу как пример «смешения страха и смеха», где чудовище становится отражением бессознательного. Кстати, есть сплетня, что Редон написал её после галлюцинации: будто в детстве он видел насекомое с человеческим лицом. Документальных подтверждений нет, но известно, что Редон интересовался физиологией и патологией восприятия – читал труды Шарко и Мореля, где рассматривались слияния человеческих и животных форм
«Паук, улыбающаяся голова». В пауке можно видеть образ внутреннего наблюдателя — Редон часто изображал глаза или головы, наблюдающие за самим художником. Улыбка лишает ужас привычной власти — превращая страх в объект исследования. Французский историк искусства Жан Селье отмечал, что это пример «переосмысления гротеска как формы психологического автопортрета». Психоаналитик Жак Лакан (в эссе о символизме, 1954) приводит эту работу как пример «смешения страха и смеха», где чудовище становится отражением бессознательного. Кстати, есть сплетня, что Редон написал её после галлюцинации: будто в детстве он видел насекомое с человеческим лицом. Документальных подтверждений нет, но известно, что Редон интересовался физиологией и патологией восприятия – читал труды Шарко и Мореля, где рассматривались слияния человеческих и животных форм
Угольный рисунок, относящийся к серии биоморфных композиций 1880-х годов (Germination, Naissance du monde, Cellule). Лоуренс Гоуинг и Джон Рифф рассматривают эти образы как художественный отклик на идеи Дарвина и натуралистические дискуссии того времени. Форма головы, «растущей» из земли, выражает идею единства органического мира. Это не религиозная аллегория, а философское размышление о том, что разум — продукт природы, а не противоположность ей
Угольный рисунок, относящийся к серии биоморфных композиций 1880-х годов (Germination, Naissance du monde, Cellule). Лоуренс Гоуинг и Джон Рифф рассматривают эти образы как художественный отклик на идеи Дарвина и натуралистические дискуссии того времени. Форма головы, «растущей» из земли, выражает идею единства органического мира. Это не религиозная аллегория, а философское размышление о том, что разум — продукт природы, а не противоположность ей
«Безмолвие» (Le Silence, ок. 1911). Работа относится к циклу «медитативных голов» — изображений лиц, погружённых в созерцание. Создана в последние годы жизни художника, когда его палитра стала особенно прозрачной, а темы — предельно обобщёнными. Картина выражает то, что сам Редон называл le silence intérieur — «внутреннее молчание», состояние, когда взгляд обращён не наружу, а внутрь сознания. После смерти Редона в Париже распространилась история, что последние годы он держал эту картину в мастерской перед рабочим местом и никому не показывал, считая её «оберегом от шума мира». Сын Ари рассказывал: «Отец говорил, что эта картина – не моя, это моё молчание»
«Безмолвие» (Le Silence, ок. 1911). Работа относится к циклу «медитативных голов» — изображений лиц, погружённых в созерцание. Создана в последние годы жизни художника, когда его палитра стала особенно прозрачной, а темы — предельно обобщёнными. Картина выражает то, что сам Редон называл le silence intérieur — «внутреннее молчание», состояние, когда взгляд обращён не наружу, а внутрь сознания. После смерти Редона в Париже распространилась история, что последние годы он держал эту картину в мастерской перед рабочим местом и никому не показывал, считая её «оберегом от шума мира». Сын Ари рассказывал: «Отец говорил, что эта картина – не моя, это моё молчание»
«Циклоп» (Le Cyclope, ок. 1914). Картина относится к последнему десятилетию творчества Редона, когда он активно обращался к мифологическим сюжетам, совмещая их с собственными психологическими темами — любовью, одиночеством и воображением. Джон Рифф и Гэри Тинтероу писали: «Циклоп — кульминация темы “видящего глаза”, начатой в его noirs. Теперь этот глаз не пугает, а смотрит с нежностью». Это не чудовище, а взгляд художника — «один глаз», в котором сосредоточено всё видение мира
«Циклоп» (Le Cyclope, ок. 1914). Картина относится к последнему десятилетию творчества Редона, когда он активно обращался к мифологическим сюжетам, совмещая их с собственными психологическими темами — любовью, одиночеством и воображением. Джон Рифф и Гэри Тинтероу писали: «Циклоп — кульминация темы “видящего глаза”, начатой в его noirs. Теперь этот глаз не пугает, а смотрит с нежностью». Это не чудовище, а взгляд художника — «один глаз», в котором сосредоточено всё видение мира
«Цветы» (серия, 1900-е). Редон написал более 200 пастелей и картин с цветами. Редон пишет цветы, которых никогда не существовало, но которые могли бы вырасти в воображении поэта. Цветы становятся для художника инструментом работы с цветом и композицией, свободным от нарратива. Это не натюрморты, а формы медитации — поиск энергии в цвете
«Цветы» (серия, 1900-е). Редон написал более 200 пастелей и картин с цветами. Редон пишет цветы, которых никогда не существовало, но которые могли бы вырасти в воображении поэта. Цветы становятся для художника инструментом работы с цветом и композицией, свободным от нарратива. Это не натюрморты, а формы медитации — поиск энергии в цвете

Одилон Редон не принадлежал к школе и не создавал манифестов. Его значение — в том, что он перевёл внимание художника с внешнего на внутреннее наблюдение без опоры на мифы и мистический опыт, описанный в религиозных источниках

Он стал связующим звеном между символизмом XIX века и психологическим искусством XX века. Его путь от монохромных литографий к цветной живописи можно рассматривать как пример того, как личный опыт, философские поиски и культурная среда совместно формируют эволюцию художественного языка

История Одилона Редона — это не только история художника, а история человека, прошедшего через внутреннюю ночь к свету. И эта история прекрасна. Я получила колоссальное удовольствие, собирая ее для вас

____________________________

Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛

Что еще почитать у меня:

Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале В поисках серотонина. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру