В 1879 году на выставке в Галерее Лакасса́нь в Париже зрители были шокированы литографией, на которой огромный глаз парит в небе, словно солнце. Газета Le Voltaire писала, что некоторые посетители «перекрестились от страха, решив, что художник изобразил само Око Бога»
Позднее критики сделали этот образ символом «всевидящего разума» и возможной аллюзией на масонское Око Провидения. Сам автор картины никогда это не подтверждал, но в дневнике отмечал:
«Этот глаз – всё, что смотрит на меня, когда я пишу»
Со временем литография этого художника обрела почти культовый статус: художники-символисты называли её «иконой внутреннего взора». Речь идет об Одилоне Редоне — художнике, которого называли «мастером неведомых миров»
Но прежде чем я покажу вам то самое Око Бога, давайте посмотрим на поздние работы Редона, чтобы дальше еще более ощутим был контраст
Теперь вы готовы увидеть начало так называемого Черного периода Одилона Редона и ту самую картину, с истории о которой я начала это эссе. Надеюсь, теперь вам любопытно почитать о судьбе этого французского символиста
Детство: как формировался его внутренний мир
Бертран-Жан Редон, которого мир узнает под именем Одилон, родился в Бордо в 1840 году в состоятельной семье судовладельца. Его мать, Одиль, имела креольские корни — смесь французской и новоорлеанской крови, что само по себе стало символом «двойной природы» художника: западной и мистической, рациональной и чувственной
Детство Редона прошло в уединённом имении Пейре-Лебад в Аквитании, где из-за слабого здоровья проводил много времени один. Его биографы — в частности Андре Мейе и Жан Селье — отмечали, что именно изоляция, тишина и наблюдение за природой стали для него источником воображения и склонности к интроспекции
Воспоминания о том мире потом превратятся в живую метафору бессознательного — зыбкой, полной тумана и чудес субстанции, из которой он будет черпать свои видения всю жизнь
«Я научился видеть не внешним взором, а внутренним», — напишет он позднее
Я делаю такой акцент на детстве художника, потому что мне кажется интересным посмотреть с самого начала как закладывался и развивался гений человека. Когда я только начала знакомится с его работами и узнала, что есть черно-белый и цветной периоды творчества, моей первой мыслью было, что через ранее монохромное и достаточно тяжелое творчество как неосознанно прорабатывал детскую травму одиночества. Эта теория, как мне кажется. отчасти подтверждается его биографией. Будет интересно узнать ваше мнение в комментариях
Юность и разочарование в академии
Семья поначалу видела его будущее в архитектуре, но попытка приспособиться к ожиданиям семьи закончилась крахом. В 20 лет он всё же поступает в Школу изящных искусств, где попадает к Жану-Леону Жерому — мэтру академизма
Но академическая дисциплина душила его. После нескольких неудачных попыток добиться признания на Салоне он покинул столицу и вернулся в Бордо, где переключился на изучение рисунка у Станисласа Горена, а позднее — офорта, акватинты и литографии у Родольфа Бреспена
Последний оказал заметное влияние, приучив его к технике штриха и интересу к графике, который определит первые два десятилетия его карьеры. Редон позднее писал о нём:
«Бреспен был первым, кто открыл мне чудо линий. Его мечты рождались из штриха»
Именно под влиянием Бреспена он сделал выбор в пользу мирa теней, линии и воображения. Исследователи (J. Reff, G. Tinterow, Odilon Redon: Prince of Dreams, MoMA 1994) прямо называют Бреспена «первым духовным учителем Редона»
Так начинается его собственная территория — мир угля и литографии, чёрная лаборатория, где рождаются сны
«Чёрные» годы: графика как язык внутреннего опыта
1870-е — время, когда Европа погружается в пессимизм. Война, индустриализация, кризис веры. Во время франко-прусской войны Редон был мобилизован, после чего пережил сильный личный и творческий кризис. Эти годы исследователи (в частности, Дж. Рифф и Дж. Гарднер, Odilon Redon: Prince of Dreams, MoMA, 1994) считают моментом перехода к более интровертному, символическому мышлению
Он уже пережил ряд личных неудач: провал на экзаменах в Париже, невозможность закрепиться в академической среде, болезнь, отсутствие признания. На войну он пошёл добровольцем — служил в Бордо в составе местной национальной гвардии
Фронтовых действий в прямом смысле он почти не видел, но война стала для него точкой отчуждения от общества и идеалов XIX века. Как он писал позднее в своих заметках (опубликованы в Journal de Redon):
«Я увидел, как рушится то, чему я пытался верить: порядок, уверенность, вера в разум»
По воспоминаниям его современников (в частности, художника Армана Гийомена, с которым он поддерживал переписку), после войны Редон на несколько лет замкнулся, практически не выставлялся и не появлялся в обществе
Именно в эти годы в письмах он впервые начинает использовать выражения вроде «тень души», «глубины зрения», «внутренний образ». Исследователь Жак Селье в монографии Odilon Redon: La vie et l’œuvre (1985) пишет, что эти формулировки свидетельствуют о развитии интроспективного, почти мистического мировосприятия, характерного для символизма
Редон фактически переносит свой кризис на материал искусства — уходит в черноту бумаги как в медитативную тьму. Отсюда серия угольных голов, глаз и странных существ, появляющихся в 1870–1880-х. Его работы того времени — серии Dans le rêve (1879), La Tentation de saint Antoine (1888) — представляют собой смесь фантазии, биологических форм и аллюзий на тексты Флобера, Бодлера и Эдгара По
Редон писал: «Мои рисунки вдохновлены не видимым, а невидимым». Эта фраза стала ключевой для понимания его подхода: изображение не фиксировало реальность, а визуализировало внутренние состояния
Его друг и покровитель, гравёр Родольф Бреспен, писал в письме:
«Он был в тени, но в этой тени созревал человек необычайного внутреннего зрения»
Критик Жорис-Карл Гюисманс посвятил ему главы в романе À rebours (1884), где назвал художника «творцом неведомых видений». После публикации интерес к Редону резко возрос: его имя стало ассоциироваться с символизмом. Во многом это десятилетие стало лабораторией его дальнейшего метода — сосредоточенного, аналитического наблюдения за воображением
Переход к цвету и «вторая жизнь»
В 1880 году он женится на Камилле Фальте — женщине тёплой, музыкальной, «с островным светом в глазах». Но их первый ребёнок умирает вскоре после рождения
Это событие становится катастрофой, через которую он проходит как алхимик — переплавляя боль в прозрение. Через девять лет рождается сын Ари, и вместе с ним — новая глава. Редон начинает искать не в темноте, а в сиянии. Цвет медленно прорастает в его рисунках, как росток сквозь пепел
Около 1890 года Редон начинает активно использовать пастель и масло. Причины перехода к этим материалам исследователи видят в совокупности факторов:
- интерес к декоративному искусству и влиянию японской гравюры
- дружба с художниками группы Наби (Пьер Боннар, Морис Дени)
- стремление отразить позитивное мировосприятие, связанное с семейной стабильностью
Цветной период Редона — это воскресение. Картины Будда, Цветы, Пегас, Аргус дышат покоем, медитацией, сиянием духа. Будда у него — не религиозная фигура, а символ внутренней просветлённости. Цветы — не букеты, а воплощённые состояния души
Цвет для него становится не импрессионистическим эффектом, а структурой эмоционального состояния. О цветном периоде этого великолепного художника я напишу отдельное эссе
«Мир — это зеркало духа, и я пишу его отражение», — говорил он
Признание и влияние эпохи
Редон не примыкал напрямую к одной из школ, однако выставлялся с импрессионистами (1886) и с брюссельской группой Les XX (1887). Редон становится признанным учителем для поколения художников-символистов группы Наби — Дени, Боннара, Вюйара. Они видели в нём не просто символиста, а мост между искусством и мистикой, между живописью и психологией. Морис Дени писал в 1912 году:
«Редон показал нам, что живопись может выражать духовное без опоры на повествование»
В 1903 году он был награждён Орденом Почётного легиона, в 1913 году на выставке Armory Show в Нью-Йорке ему отвели крупнейший персональный раздел, где показали 43 работы. Редон был представлен рядом с Матиссом, Гогеном и Пикассо
Редон жил в эпоху, когда реализм и импрессионизм доминировали, но символисты искали язык для выражения внутренних состояний. Символизм, декаданс, мистика — всё это стало попыткой вернуть смысл в мир, который терял Бога. Он стал одним из первых, кто осмелился смотреть не на мир, а сквозь него
Поздние годы и наследие
Редон умер в 1916 году. В отличии от того же Гюстава Моро, который в том числе повлиял на его творчество, Редон знал, что его искусство перешло границу времени. Он смог стать и своевременным, и опережающим свое время художником
Он повлиял на Матисса, Кандинского, Миро, Шагала, а позже — на сюрреалистов. Бретон называл его «отцом внутреннего видения». Редон стал одним из тех, кто подвёл мост между романтизмом и ранним модернизмом
Его архив и дневники были опубликованы посмертно и способствовали формированию представления о нём как о «философе живописи». Крупнейшие собрания его работ сегодня находятся в Музее Орсе (Париж), Музее современного искусства (Нью-Йорк) и в Музее изящных искусств Бордо
Как читать Редона: пять ключевых работ
Если остановиться, замедлиться и посмотреть на его картины не глазами, а сердцем — можно увидеть то, что он видел: мир, в котором каждая тень — просто свет, ожидающий своего часа. Предлагаю сделать это перед тем, как завершится чтение статьи. Ниже приведены пять самых знаковых его работ, комментарии искусствоведов к ним, а также занятные легенды, которые родились вокруг этих мистических образов
Одилон Редон не принадлежал к школе и не создавал манифестов. Его значение — в том, что он перевёл внимание художника с внешнего на внутреннее наблюдение без опоры на мифы и мистический опыт, описанный в религиозных источниках
Он стал связующим звеном между символизмом XIX века и психологическим искусством XX века. Его путь от монохромных литографий к цветной живописи можно рассматривать как пример того, как личный опыт, философские поиски и культурная среда совместно формируют эволюцию художественного языка
История Одилона Редона — это не только история художника, а история человека, прошедшего через внутреннюю ночь к свету. И эта история прекрасна. Я получила колоссальное удовольствие, собирая ее для вас
____________________________
Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛
Что еще почитать у меня:
Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале В поисках серотонина. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру