Найти в Дзене
Артельный Ряд

Поясная книга

Girdle book — небольшой томик с кожаным или матерчатым переплетом, имеющим характерные длинные "фалды", кончики, которые могут быть завязаны в узел или подхвачены в кольцо. Книга переплеталась таким образом, что ее обложка, обычно из кожи, была значительно удлинена снизу, образуя своего рода мешок или "хвост". Это позволяло, в случае необходимости, носить книгу за эти кончики или подсунуть их под пояс. Эти "хвостатые" книги появились в конце 13 в. Они были популярны у средневековых монахов и священников. В переплете томик размещался вверх ногами, чтобы когда книга висела на поясе его легко было взять в руки и начать читать, не снимая с себя.
Среди владельцев были и благочестивые миряне - аристократы, или состоятельные купцы, которые могли позволить себе такую роскошь. Для них поясная книга была не просто удобством, но и явным символом их благочестия и статуса. Постоянное ношение книги подчеркивало их приверженность вере и желание иметь священные тексты всегда при себе.
Содержание этих

Girdle book — небольшой томик с кожаным или матерчатым переплетом, имеющим характерные длинные "фалды", кончики, которые могут быть завязаны в узел или подхвачены в кольцо. Книга переплеталась таким образом, что ее обложка, обычно из кожи, была значительно удлинена снизу, образуя своего рода мешок или "хвост". Это позволяло, в случае необходимости, носить книгу за эти кончики или подсунуть их под пояс.

Иллюстрированный бревиарий на поясной подвязке каллиграфа брата Зебальдуса из монастыря Кастл, 1454 г. Нью-Йоркская публичная библиотека, коллекция Спенсера.
Иллюстрированный бревиарий на поясной подвязке каллиграфа брата Зебальдуса из монастыря Кастл, 1454 г. Нью-Йоркская публичная библиотека, коллекция Спенсера.

Эти "хвостатые" книги появились в конце 13 в. Они были популярны у средневековых монахов и священников. В переплете томик размещался вверх ногами, чтобы когда книга висела на поясе его легко было взять в руки и начать читать, не снимая с себя.
Среди владельцев были и благочестивые миряне - аристократы, или состоятельные купцы, которые могли позволить себе такую роскошь. Для них поясная книга была не просто удобством, но и явным символом их благочестия и статуса. Постоянное ношение книги подчеркивало их приверженность вере и желание иметь священные тексты всегда при себе.
Содержание этих книг было преимущественно религиозным: бревиарии (требники), часословы (молитвенники для чтения по часам дня), псалтири, трактаты о благочестии, тексты для исповеди, проповеди.

Фрагмент миниатюры из рукописи «Житие и деяния монсеньера святого Людовика». 1401-1500 гг. Национальная библиотека Франции.
Фрагмент миниатюры из рукописи «Житие и деяния монсеньера святого Людовика». 1401-1500 гг. Национальная библиотека Франции.

Дизайн книг был не только функциональным, но и эстетичным. Когда книга висела на поясе, она была видна окружающим, и ее внешний вид, качество кожи, узоры - все это говорило о достатке и вкусе владельца. Это были не просто предметы для чтения, а статусные символы, часть личного образа средневекового человека. Демонстрировалась и сама рукопись - предмет в допечатную эпоху весьма дорогой, - и переплет из ценных тканей, украшенный камнями и пр. Чтобы ношение томиков было удобнее и не страдали страницы, переплеты часто снабжались замочками или ремешками, запирающими книгу.

Поясная книга в бархатном переплёте с серебряной отделкой. Середина 16 в. Главная библиотека Университета Николая Коперника, Торунь, Польша.
Поясная книга в бархатном переплёте с серебряной отделкой. Середина 16 в. Главная библиотека Университета Николая Коперника, Торунь, Польша.

Любопытно, что достоинством поясных переплетов считалось то, что такие книги тяжелее было украсть: они всегда находились у владельца на поясе, срезать их оттуда незаметно, с учетом толщины переплета, было непросто.

Ипполита Мария Сфорца (слева, с поясной книгой) в роли Святой Люсии. Алтарь Святого Мартина, Бернардино Бутиноне, 1485 г.
Ипполита Мария Сфорца (слева, с поясной книгой) в роли Святой Люсии. Алтарь Святого Мартина, Бернардино Бутиноне, 1485 г.

Эпоха поясных книг была относительно недолгой. Их расцвет пришелся на 14-15 вв., а к концу 16 в. они практически исчезли. Что же произошло? Причина была грандиозной - изобретение в 15 в. Иоганном Гутенбергом книгопечатания.
Печатные книги были гораздо дешевле и производились намного быстрее, чем рукописные. Они стали доступны более широким слоям населения. С появлением компактных печатных изданий, которые легко помещались в сумку или карман без всяких "хвостов", специфическая конструкция поясных книг потеряла свою актуальность.
По оценкам историков, до наших дней сохранилось всего около 20-30 подлинных поясных книг.

Йельская поясная книга. Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке, Йельский университет.
Йельская поясная книга. Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке, Йельский университет.

#артельныйряд #пискунова37 #история #книга