Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Диверсификация потребностей

Термин диверсификация понимается как стратегия перераспределения ресурсов по разным направлениям с целью снижения рисков и повышения устойчивости. По сути эти стратегия пришла из сферы бизнеса. Где люди инвестируют в разные отрасли и проекты, расширяют линейку предлагаемых товаров, идут осваивать новые направления, никак не связанные с текущей деятельностью или, оптимизируют процессы и итогом такой оптимизации становится новый предлагаемый клиентам продукт. В психологии эта стратегия также имеет прикладной характер. Нам важно понимать и фиксировать одну простую идею: удовлетворить все наши многогранные потребности во взрослом возрасте крайне сложно рядом лишь с одним человеком. Это возможно лишь в детском возрасте, когда центром нашей вселенной становится мама (или фигура её заменяющая), которая в норме дает безопасность, принятие, удовлетворяет физические потребности (питание, сон, прогулки, мытье и т.п.), эмоциональную близость, становится регулятором воздействий среды и тому подобно

Термин диверсификация понимается как стратегия перераспределения ресурсов по разным направлениям с целью снижения рисков и повышения устойчивости.

По сути эти стратегия пришла из сферы бизнеса. Где люди инвестируют в разные отрасли и проекты, расширяют линейку предлагаемых товаров, идут осваивать новые направления, никак не связанные с текущей деятельностью или, оптимизируют процессы и итогом такой оптимизации становится новый предлагаемый клиентам продукт.

В психологии эта стратегия также имеет прикладной характер. Нам важно понимать и фиксировать одну простую идею: удовлетворить все наши многогранные потребности во взрослом возрасте крайне сложно рядом лишь с одним человеком.

Это возможно лишь в детском возрасте, когда центром нашей вселенной становится мама (или фигура её заменяющая), которая в норме дает безопасность, принятие, удовлетворяет физические потребности (питание, сон, прогулки, мытье и т.п.), эмоциональную близость, становится регулятором воздействий среды и тому подобное.

Но с неминуемым взрослением мир ребенка расширяется, в нем появляются и другие значимые фигуры, такие как отец, родственники, другие дети, питомцы. Вместе с этим расширением и увеличиваются сами возможности ребенка, как физические (начинает ползать, ходить, бегать), так и коммуникативные (ребенок может сам, без помощи матери контактировать со средой посредством сенсорных и речевых функций).

Также усложняются потребности характерные разным возрастным периодам в виду биологических, социальных, психологических усложнений. Ведь то что нам было важно в 3 году будет значительно отличаться от того что нам нужно в 30 лет.

Так что ожидать, что в 30 лет все ваши чаянья удовлетворит какая-то новая мамы в лице подружки, мужа, любовника или кого-то еще несколько инфантильно.

И поэтому важно иметь развитую систему социальных отношений, ведь то, что мы не получаем от одного человека, вполне возможно получить от другого. И даже иногда не от человека, но об этом позже)

Итак, начнем процесс диверсификации с понимания, что потребности бывают разные, чаще всего их можно разделить на три основные группы (подгрупп больше, но пока осознаем эти): физические, эмоциональные и социальные.

Физические потребности — это определенные нужды организма для обеспечения физиологического выживания (еда, вода, сон, секс, отдых, воздух, температурная регуляция и т.д.). Удовлетворению этих потребностей мы научаемся с детства и естественно, в процессе жизнедеятельности мы примерно понимаем, что нам есть вкусно, а что опасно, в какое время нам лучше лечь спать и чем опасен недосып, когда нам нужен отдых, когда стоит проветрить в комнате. Но иногда мы привыкаем к определенной рутине на столько, что не замечаем, что старые привычки нам уже не подходят.

То, что мы могли спокойно переживать в 18 лет, недосып, плохое питание на скорую руку, усиленные тренировки до изнеможения, в 35+ уже ощущаются немного по-другому.

И здесь важно замечать эту разницу и искать новые способы удовлетворения физической потребности в виду текущего состояния, наладить сон, питаться более полноценно, больше уделять внимание здоровью, перейти от кросфита к йоге.

Все это достигается путем собственной чувствительности к потребностям тела, помните, что человек — это динамически изменяющаяся структура) а еще любопытством и интересом попробовать новое.

Еще одним важным примером диверсификации в этом месте будет и приобретения нового опыта: не умели готовить- сходили на курсы, всю жизнь спали на неудобном матрасе – поменяли на ортопедический, никогда не пили даже 1 литра воды в день- ввели себе новую привычку –заметили изменения. Все это расширяет опыт удовлетворения потребностей через различные ходы, что усиливает способность к творческому приспособлению, что в свою очередь ведет к ощущению большей свободы в выборе.

Эмоциональные потребности нужны для обеспечения психологического комфорта и здоровья, для регуляции эмоций (в выражении чувств, в границах, в уважении, подтверждении значимости, в автономии и компетентности, уверенности в отношениях и т.п.). В моем понимании в удовлетворении эмоциональных потребностей это все-таки в первую очередь возможность проявлять свои эмоции легально, уметь их осознавать и регулировать, а также в способности человека наполняться этими эмоциями из вне (уметь брать из среды).

С удовлетворением эмоциональных потребностей существует определенная сложность, так как часто эта потребность связанна и с физической и с социальной потребностью слишком близко и разделять одного от второго кране трудно, а иногда и невозможно в контексте сложных переживаний.

Однако если брать во внимание только эмоциональную плоскость и рассматривать деятельность, направленную лишь на отдачу или получение эмоций, то диверсификацией тут станет искусство (живопись, музыка), физическая активность (танцы), активные виды отдыха (сёрфинг, путешествие по эко-тропе, посещение фестивалей), кино, концентры, иногда компьютерные игры и прочее.

Также сюда бы я отнесла качественные беседы, то есть такое взаимодействие, где бы вы могли бы быть принятыми и понятыми со всей палитрой ваших эмоциональных переживаний. Не каждая беседа может быть качественной, это важно понимать.

Социальные потребности касаются взаимодействия с другими людьми (дружба, принятие в социальной группе, сотрудничество, трудовая деятельность в сообществе, творчество и т.п.). То, что касается взаимодействия с другими людьми это всегда тонкая грань понимания реально происходящих событий в отношениях, ожиданий от отношений, и получаемого результата в контакте с другим человеком.

Когда удается понять, чего мы на самом деле хотим, что реально происходит и что мы получаем, то очевидность мысли о том, что 1 человек не может дать нам всего чего бы мы хотели, и из очарования мы переходим в фазу разочарования и это либо останавливает нас, либо дает поле для развития.

И развивающим здесь будет мысль о том, что людей вокруг вас много и каждый по большому счету может оказаться опорой вас в различных вопросах. Это ситуация легко ложится в метафору о том, что если что-то болит мы пойдем к врачу, если хотим съесть изысканное блюдо, найдем повара, если нужна прическа, то обратимся к парикмахеру, если нужна мебель обратимся к столяру, если нужна картина обратимся к художнику. Иногда так бывает, что человек перед вами столяр-парикмахер или же врач-повар) Но я лично не знакома с настолько гениальными людьми, которые были бы врачами-столярами-парикмахерами-художниками))

И тоже самое с более тонкими потребностями, к примеру, Катя отличный слушатель и к ней можно обратиться с просьбой выговорится, Петя отлично решает проблемы и к нему стоит обратится если нужна практическая помощь, с Леной приятен разговор о вечном и бесконечном и к ней можно пойти за удовлетворением потребности пофилософствовать. Это не значит, что людей нужно делить на оказываемыми ими блага для вас, это лишь иллюстрация того, что, когда надо что-то конкретное и вы знаете, что рядом с этим человеком эта потребность будет удовлетворена эффективнее чем с другими.

Но эта мысль не должна отменять и того факта, что, Катя, Петя, Лена по вашей просьбе могут и выслушать, и помочь и пофилософствовать в рамках своих возможностей.

Также важно понимать, что общение — это обоюдный процесс и в отношения нужно тоже что-то привносить и быть готовым откликнуться на чей-то зов.

Также помимо этого важно не забывать, что художник лучше поймет художника, а повар повара и важность быть или по крайней мере искать социальные группы по увлечениям и интересам это тоже возможность удовлетворения социальной потребности.

И аккумулировать вокруг себя людей или группы людей — это ваша ответственность и даже одна из важных задач развития. И возможным это становится благодаря вашим усилиям, которые направленны на понимание себя и своих желаний в первую очередь, и коммуникацию с другими во вторую (ваш вклад в коммуникацию).

Все описанное ранее относится к расширению вариативности удовлетворения потребностей напрямую, но иногда в силу различных обстоятельств такой возможности нет. И чем примечательна гештальт-терапия, так это тем, что в ней существуют определенные техники удовлетворения потребностей косвенно. Они направленны на снижения напряжения от неудовлетворенных потребностей, которые по прошествии лет все равно обращают на себя внимание.

Например, техника «Пустого стула» имеет своей целью организацией диалога с людьми, с которыми диалог в силу обстоятельств невозможен, это удовлетворяет социальную и эмоциональную потребность.

Техника «Работа с полярностями» имеет целью объединение двух противоборствующих внутри нас сил (например, конфликт хочу-не хочу, надо-не надо), что может эффективно удовлетворять все три потребности.

Также не будем забывать и о таком процессе удовлетворения потребности как сублимация, где накопленные переживания или импульсы, которые подавляются в виду различных причин могут быть трансформированы в творчество, то бишь более социально приемлемый вариант. Что свою очередь может как избавлять вас от эмоционального напряжения, так и собирать вокруг вас новых людей, способных ваши переживания понять и разделить.

Выводим выводы:

  1. Стратегия диверсификации подразумевает под собой творческое приспособление, то есть креативную адаптацию для получения больших вариантов выборов. Если же эта способность блокирована, то это хорошее место для изучения мешающих этому процессу сопротивлений.
  2. Потребности имеют тенденцию усложнятся ввиду биологического, социального, психологического взросления.
  3. Один человек не способен удовлетворить полностью все ваши потребности, если вам более 3-х лет (физически или психологически).
  4. Потребности имеют дифференциацию (физические, эмоциональные, социальные).
  5. Осознание какая потребность для вас находится в приоритете, или осознание чего вы хотите в принципе это первый шаг на пути удовлетворения потребностей.
  6. Если привычный способ удовлетворения потребности не срабатывает или является трудоемким и вам перестал подходить, обращаемся к пункту 1. Или изучаем сопротивление, или ищем новые способы (прямые или косвенные).
  7. Процесс организации и удовлетворение потребностей — это ваша ответственность. Инфантильное ожидание, что придет кто-то взрослый и организует все за вас это малоэффективное для развития стратегия.

Для меня стратегия диверсификации — это как олицетворение фразы «Не кладите все яйца в одну корзину», а наоборот наполняйте несколько корзин, да возможно эти корзинки будут наполнены на половину, но в вашей жизни появится разнообразие. В этот текст я не вкладываю мысль о таком поведении, при котором тут попробовали – не получилось- бросили, тут бросили и там тоже бросили, нет, я размышляю об этом процессе как об «инвестиционном портфеле», в который вы складываете все доступные активы, ведете их учет, уделяете им время, и через какой-то промежуток времени собираете прибыль)

!!!

Для полноты осознания или для визуального подкрепления, я рекомендую, проделать над собой технику «Колесо баланса». Цель это упражнения следующая: колесо может быстро и классно катится, когда оно круглое, но если колесо в вашей жизни неоднородное, то катится ему сложнее, это упражнение дает наглядное представление какие потребности в вашей жизни находятся в дисбалансе и каким стоит уделить внимание для достижения равновесия. Реквизиты простые: картинка колеса, его легко найти в интернете, и цветные карандаши.

Автор: Ксения Расновская
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru