Найти в Дзене

Два лица Алексея Завьялова

Педантичный, пунктуальный, собранный. Расслабленно-элегантный, лёгкий, искрящийся. С долей юмора относящийся к руководству оркестром. С математической скрупулёзностью дающий студентам знания по своему предмету. И это не про двух разных людей, а про одного — музыканта, тромбониста, преподавателя музыкального колледжа имени Ф. Шопена, экс-руководителя джазового оркестра Иркутской областной филармонии Алексея Завьялова. Мы поговорили с Алексеем о непредсказуемости джаза, искусстве импровизации, месте Иркутска в джазовой жизни страны и новом центре «Внутри музыки». Екатерина САНЖИЕВА — Ваш путь к музыке был извилистым. Начинали заниматься в музыкальном училище, бросили, учились в институте культуры, бросили, поступили в экономическую академию… Но в итоге стали музыкантом. Никогда не жалели о своём выборе?
— Никогда. Несколько раз отступая от музыки, понимал, что предавал сам себя. Музыка — это что-то нематериальное, её нельзя описать экономическими терминами, нельзя просчитать, нельзя загн
Оглавление

Педантичный, пунктуальный, собранный. Расслабленно-элегантный, лёгкий, искрящийся. С долей юмора относящийся к руководству оркестром. С математической скрупулёзностью дающий студентам знания по своему предмету. И это не про двух разных людей, а про одного — музыканта, тромбониста, преподавателя музыкального колледжа имени Ф. Шопена, экс-руководителя джазового оркестра Иркутской областной филармонии Алексея Завьялова. Мы поговорили с Алексеем о непредсказуемости джаза, искусстве импровизации, месте Иркутска в джазовой жизни страны и новом центре «Внутри музыки».

Екатерина САНЖИЕВА

Музыка завораживала

— Ваш путь к музыке был извилистым. Начинали заниматься в музыкальном училище, бросили, учились в институте культуры, бросили, поступили в экономическую академию… Но в итоге стали музыкантом. Никогда не жалели о своём выборе?
— Никогда. Несколько раз отступая от музыки, понимал, что предавал сам себя. Музыка — это что-то нематериальное, её нельзя описать экономическими терминами, нельзя просчитать, нельзя загнать в алгоритмы и схемы. Музыка всегда интересна и непостижима. В последнее время я занимался джазом, а это всегда непредсказуемость и парадоксальность. Каждый концерт разный, одно и то же произведение каждый раз звучит по-новому.

Алексей пять лет руководил джазовым оркестром Иркутской филармонии
Фото из архива А. Завьялова
Алексей пять лет руководил джазовым оркестром Иркутской филармонии Фото из архива А. Завьялова

— Но вы получили и экономическое образование. Не было противоречий между желанием заработать и желанием заниматься музыкой?
— Раньше, когда дети были маленькими, на мне была большая ответственность. Нужно было кормить семью, ставить сыновей на ноги. Позже захотел уйти из торговли в филармонию, на зарплату в четыре раза меньше. Тогда я понял, что хочу заниматься любимым делом, которое, в конце концов, может принести финансовую свободу. Жена меня поддержала в этом решении. Но на тот момент у меня не было ни среднего, ни высшего музыкального образования.

— Как же вас тогда приняли в филармонию?
— Илмар Лапиньш, возглавлявший тогда Губернаторский симфонический оркестр, сказал: «Я вас беру, Алексей, но нужно учиться». Он поверил в меня. И в тридцатилетнем возрасте я оперативно окончил и наш музыкальный колледж, и институт культуры в Улан-Удэ.

— Учёба принесла вам реальные знания, владение инструментом или образование получали больше для корочки?
— В Улан-Удэ тромбон преподавал замечательный педагог, музыкант, выпускник консерватории Юрий Тютрин, давший студентам колоссальную базу знаний и умений. Также сильно повлиял на нас Валерий Симонов, заведующий кафедрой музыкального искусства эстрады — мэтр, как его называют, профессор-саксофонист, знаток джаза, мастер интерпретации. Валерия Александровича считают «отцом» бурятского джаза. Он создал популярный джазовый оркестр «Академик Биг-бэнд». Так что учёба в институте точно была не ради диплома. Там работали прекрасные преподаватели, которые заражали нас любовью к музыке.

С музыкантами из проекта САРТР
Фото из архива А. Завьялова
С музыкантами из проекта САРТР Фото из архива А. Завьялова

— А когда родилась ваша любовь к джазу?
— В юности, когда я играл в школьном духовом оркестре. Мы со старшими товарищами подумали, почему бы нам не попробовать поиграть джаз, хотя всё моё окружение было «роковое». Друзья любили рок, а я только слушал, играть рок мне было неинтересно. Видимо, не моя музыка. Тогда интернет был в зачатке, но были кассеты, и мы подбирали некоторые композиции на слух. Нашли ноты какого-то польского джазового композитора, это была очень сложная музыка — и для исполнителей, и для слушателей. Но у нас неплохо получалось. Собрали небольшой бэнд: две трубы, два тромбона, саксофоны. Выступали. Только ради любви к джазу.

— Чем же вас эта музыка так покорила?
— Учась играть на тромбоне, я слушал записи Майлза Дэвиса, и удивлялся, как разнообразно может звучать труба: то ярко, сочно, то приглушённо и почти интимно. Это завораживало. Хотелось самому этому научиться, менять звук, экспериментировать.

Всё в жизни — импровизация

— Придя работать в филармонию, вы погрузились в академическую музыку. Что дала вам работа в симфоническом оркестре?
— Было и страшно, и интересно! Столько симфонической музыки я до этого не слышал. Да, было сложно: только прослушивался пять раз, выступал перед художественным советом из 15 человек, чтобы получить категорию. Это был огромный опыт работы с широким репертуаром — начиная с Моцарта и заканчивая музыкой современных композиторов. Я увидел, насколько богат музыкальный язык, как разнообразна музыкальная палитра. Кроме того, находиться внутри оркестра, черпать вдохновение от своих товарищей, которые выше тебя в профессиональном плане, тянуться за ними, совершенствоваться — это невероятная школа для исполнителя. А ещё это даёт чувство ответственности и дисциплины, доверия к своим коллегам, умение работать в команде. Если хоть один музыкант отвлёкся, задумался, замечтался, то как бы хорошо ни играли остальные, ничего не получится. Не будет синергетического эффекта.

Фото из архива А. Завьялова
Фото из архива А. Завьялова

— Работа в джазовом оркестре отличается от работы в симфоническом? Когда я увидела выступление джазового оркестра под вашим руководством, мне показалось, что это даже не концерт, а музыканты словно собрались на праздничную вечеринку…
— У дирижёра в джазовом оркестре функция, скорее, эмоциональная. Если это свинг — лёгкая, сглаженная, весёлая музыка середины прошлого века, то она так и должна восприниматься — празднично. От дирижёра должна идти добрая, тёплая энергетика. Но есть другой джаз — композиционный, «на подумать», развить воображение. У нас были и серьезные программы, где мы играли разнообразную, гармонически сложную музыку. Но даже если со стороны выступление воспринимается как юмор и веселье, то за всем этим стоит труд. 90% делается на репетиции, отрабатываются сложные моменты, доводятся до автоматизма пассажи.

— Один музыкант сказал: «В джазе мне нравится то, что никогда не представляешь, что произойдёт дальше». Вы с этим согласны?
— Совершенно точно! Когда я погрузился в джазовую музыку, меня интриговала именно её непредсказуемость. Никогда не знаешь, что будет на концерте. Я даже не мог писать анонсы выступлений. За два месяца нужно составить программу, а я не знаю, какие будут композиции. Берём одну — не нравится. Выбираем другую. Порой от изначальной идеи может ничего не остаться. Или кто будет солировать? Не знаю. Например, Игорь Бутман уже во время концерта может указать рукой на музыканта, и тот встаёт и солирует. Так всё спонтанно. И у нас часто рождается какой-то момент, начинается баттл между трубами или тромбонами. Джаз — это импровизация.

На фестивале «Ангара-джаз»
Фото из архива А. Завьялова
На фестивале «Ангара-джаз» Фото из архива А. Завьялова

— Что нужно для того, чтобы импровизация получилась?
— Я заведую отделением музыкального искусства эстрады в музыкальном колледже имени Ф. Шопена. У нашего преподавателя, музыканта Николая Смаглиева спросили: «Как научиться импровизировать?». Он ответил, что всё в жизни, по большому счёту, импровизация. И тот багаж, который у нас есть, — знания, опыт, кругозор — это всё собирается в какие-то мысли, слова и фразы. Музыкант начинает импровизировать, используя весь свой багаж, базу, наслушанность в том числе. Импровизация мгновенно рождается в его голове, как и вопросы или ответы у собеседников во время разговора.

— Эту базу вы даёте уже в колледже?
— Да, ко мне на первый курс пришёл мальчик-тромбонист, и мы с ним начинаем думать, как развить ту или иную мысль. Хотя он умеет играть одну ноту. Но и её можно сыграть по-разному и в разное время. Осваиваем музыкальные слоги. Начинаем варьировать. И так шаг за шагом. А у профессионалов это всё звучит легко и волшебно.

Демократичный руководитель

— Почему на концерте бывает, что и музыканты все профи, и дирижёр маститый, а слушателя исполнение не цепляет, не увлекает? Что нужно для того, чтобы зал зажёгся?
— Когда мы были с Губернаторским оркестром на гастролях в Вене, журналисты, эксперты говорили: «Интересно необычное звучание». Скорее всего, важна энергетика, исходящая от музыкантов. Если все погружены в исполнительство, понимают, что они делают и делают это с одним и тем же настроем, тогда получается добиться интересного звучания, раскрыть замысел, идею произведения. А если кто-то отвлекся — всё, мысль потеряна, кульминация скомкана. Слушатель всё это считывает. Если каждый музыкант будет вовлечён в исполнение, то и публика «поймает» эмоциональный заряд. И в этом большая доля работы дирижёра, который является лидером и ведёт всех за собой.

Фото из архива А. Завьялова
Фото из архива А. Завьялова

— Иногда дирижёру, наверное, приходится быть и жёстким?
— Я не авторитарный лидер, скорее, мягкий, демократичный. Всегда советуюсь с музыкантами, ведь они профессионалы высокого уровня. Это нормальное взаимодействие в творческом коллективе. Мы как единая семья. После концерта я всегда говорю артистам: «Молодцы, все отлично отработали». Да и сам по себе джаз — демократичная музыка. Поэтому здесь ничего не запрещено, любая инициатива, идея приветствуются. Есть правила, но их можно обходить.

— Игорь Бутман сказал, что «в джазовой импровизации должны быть запоминающаяся мелодия, ритм, виртуозность, лирика». Это не слишком высокие требования?
— Только артист очень высокого класса способен совместить всё перечисленное. Игорь Михайлович так может. Высокие профессионалы не обыгрывают один аккорд, не мыслят внутри двух тактов, а мыслят широко. Рисуют картину, наперёд зная замысел полотна. Начинающий исполнитель мыслит отдельными штрихами и ещё не понимает, что получится в итоге, не видит конечную картину. Мастерство автора, исполнителя — видеть, к чему должна привести его мелодическая линия, к какой кульминации, к какой идее. Так же, как и в литературе, и в кино, и в живописи.

Воспитание музыкального вкуса

— Читала, что джаз в России в последнее время не очень развивался. Не все города могут похвастаться классными музыкантами, клубами. Как с джазом дело обстоит в Иркутске?
— Джазовая иркутская школа известна с середины прошлого века, в 1950-х годах здесь было несколько джазовых оркестров. Они существовали при крупных кинотеатрах, домах культуры, заводах и институтах. Сегодня в Иркутске, скажем так, хороший потенциал. Есть хорошие преподаватели и перспективные ребята, в том числе, студенты, которые достойно выглядят на всероссийском уровне. Есть свои джазовые традиции, клуб, регулярно проводятся концерты. Есть фестивали, например, «Ангара-джаз» и
«Джаз на Байкале». Сюда приезжают ведущие музыканты. Мы встречаемся, общаемся, узнаём новое. Жизнь кипит. И это с учётом того, что мы далеки от центра и у нас в городе нет учреждений высшего музыкального образования. Так что Иркутск в плане джаза не в последних рядах.

Фото из архива А. Завьялова
Фото из архива А. Завьялова

— Считается, что джаз — музыка для подготовленных слушателей. В Иркутске есть такая аудитория?
— Уже есть. Без излишней скромности могу сказать: мы воспитали таких зрителей. Пять лет вместе с джазовым оркестром выступали, придумывали программы. Пытались сделать из сложного простое, увлечь этой музыкой людей разных возрастов. Давали семейные концерты по воскресеньям, где джаз звучал фоном. На сцене разворачивалась какая-то история, был некий персонаж, мы с детьми помогали ему в разных ситуациях, хлопали, топали. Так у ребятишек появляется наслушанность. А по большому счёту, джаз нас окружает всюду: он звучит в кафе, в такси, в торговых центрах.

— И всё же, как проникнуться джазом тем, кто далёк от этого направления?
— Джаз — разный. Если вы попадёте на концерт современной авторской музыки, наверное, ничего не поймёте. Зачем люди ходят на концерты? Получить эмоции, удовольствие. И когда наши ожидания не совпадают с тем, что мы слышим со сцены, тогда возникает диссонанс, зрители уходят разочарованными. Лёгкий танцевальный джаз — это простые ритмы, знакомые мелодии. А, например, для восприятия музыки Алексея Подымкина (российский джазовый пианист, композитор, продюсер, педагог – Е.С.), нужно быть подготовленным. У Подымкина интересные вещи, но довольно сложные: крупные произведения, объёмные соло, гармонические смещения. Для знакомства с любым музыкальным стилем нужно почитать, найти какую-то информацию. Так же, когда мы идём в театр, мы читаем хотя бы краткий сюжет произведения или либретто.

Место, где к музыке можно прикоснуться

— Ваш новый проект «Внутри музыки» связан с джазом?
— Точнее, с музыкальными инструментами. В прошлом сезоне с джазовым оркестром начали ездить по школам с концертами. Играли для детей, которые не знают джаз и классическую музыку, не отличают Баха от Моцарта. Они погружены в гаджеты. Сначала было сложно овладеть их вниманием. Но я понял, что дети с интересом слушают рассказ про музыкальные инструменты, про джаз, про музыку. Только надо уметь это подать увлекательно. Многие не ходят в музыкальную школу, но прикоснуться к тромбону, саксофону, самому попробовать подуть в них — хотят все. Так родилась идея собрать все музыкальные инструменты и знакомить с ними детей. Сейчас в нашем собрании есть скрипка, баян, тромбон, труба, барабаны. Ребёнок, придя к нам, сможет попробовать поиграть на них. Послушать «живой» концерт. А потом, кто знает, захочет сам заниматься музыкой.

Фото из архива А. Завьялова
Фото из архива А. Завьялова

— То есть это будет музыкально-познавательный центр?
— Сначала хотели назвать музеем, но подумали, что это должно быть нечто живое, интерактивное. А летом меня позвали поговорить об истории джаза в рамках фестиваля «Ангара-джаз». Я долго думал, как бы это так повернуть, чтобы было интересно, и придумал интерактив со слушателями. Зрители пробовали постучать джазовые ритмы, попели. А в конце я дал свой тромбон, который стоит очень недёшево, всем тем, кто хотел в него дунуть. И как у взрослых людей горели глаза! Всем хотелось испытать новые ощущения. Они так радовались, когда получалось извлечь звук! Тогда-то я утвердился в мысли, что нужно создать место, где взрослый стал бы ребёнком. В итоге наш проект перерос в культурный центр, где всё будет посвящено музыке. Там будут проводиться лекции, мастер-классы, творческие встречи, концерты, занятия для детей разного возраста от двух лет. Продумываем программы для разных аудиторий.

— Джаз — это импровизация, движение, бурление. Вы в жизни так же, как и в музыке, любите непредсказуемость или предпочитаете стабильность?
— Открою вам страшную правду: я не совсем музыкант, а что-то среднее между музыкантом и экономистом. Люблю порядок, структурность, логику. Я системный, рациональный, дисциплинированный и почти никогда никуда не опаздываю. И студентам своим говорю: во всём нужен алгоритм, нужно понимать, как это работает, как двигаются мышцы, как правильно вдохнуть и выдохнуть. Всё это далеко от расслабленности джазового музыканта, который постоянно играет, напевает, никуда не торопится. Это не про меня.

— Вспомните какой-нибудь забавный случай из вашей музыкальной деятельности.
— Однажды на концерте в филармонии так получилось, что я и концерт вёл, и дирижировал, и несколько композиций исполнял. В общем, работал на несколько фронтов. После антракта вышел на сцену, занял своё место в оркестре, чтобы играть, удобно устроился… И тут только понял, что забыл взять тромбон.

Оригинал материала