Найти в Дзене

Причины рецидива

К сожалению, лечение зависимости бывает сопряжено с периодами разочарования, срывами и рецидивами, которые зачастую расцениваются больными и их родственниками как неуспех лечения и являются поводом для его прекращения. Пациент и его родственники часто испытывают при этом глубокое разочарование в себе, которое затем перерастает в агрессию по отношению друг к другу, раздражение и недоверие по отношению к врачам и всей лечебно-реабилитационной системе. В свою очередь специалисты, особенно неопытные, занятые в оказании помощи пациентам с зависимостями так же могут испытывать массу зеркальных негативных эмоций, прежде всего разочарование в себе, своих профессиональных качествах, системе оказания помощи. Если специалист недостаточно проработан в системе супервизии, то возникают и чувства злости, и агрессии в сторону пациента и его родственников. То есть вопросы, связанные с рецидивами заболевания всегда психологически сложные для всех участников лечебного процесса, поэтому прояснение мотивов

К сожалению, лечение зависимости бывает сопряжено с периодами разочарования, срывами и рецидивами, которые зачастую расцениваются больными и их родственниками как неуспех лечения и являются поводом для его прекращения.

Пациент и его родственники часто испытывают при этом глубокое разочарование в себе, которое затем перерастает в агрессию по отношению друг к другу, раздражение и недоверие по отношению к врачам и всей лечебно-реабилитационной системе.

В свою очередь специалисты, особенно неопытные, занятые в оказании помощи пациентам с зависимостями так же могут испытывать массу зеркальных негативных эмоций, прежде всего разочарование в себе, своих профессиональных качествах, системе оказания помощи. Если специалист недостаточно проработан в системе супервизии, то возникают и чувства злости, и агрессии в сторону пациента и его родственников.

То есть вопросы, связанные с рецидивами заболевания всегда психологически сложные для всех участников лечебного процесса, поэтому прояснение мотивов и причин рецидива в терапии является архиважной задачей, от степени решения которой зависит успех всего лечения. Необходимо понимать, что рецидив во время лечения, это своего рода проигранный бой, по итогам которого можно выявить все ошибки и приобрести бесценный опыт для выигрыша всей кампании.

Причины срывов и рецидивов можно разделить на два главных направления. Первое – это нейрофизиологические нарушения, которые выступают на фоне снижения дофаминовой, серотониновой и проч. стимуляции головного мозга. Второе – это специфичные психологические установки, возникшие во время заболевания, которые не позволяют жить вне зависимости. Третье – способ общения больного с значимыми фигурами – родственниками, близкими людьми, который характеризуется как созависимые отношения.

Что может влиять на степень нейрофизиологических нарушений?

В первую очередь это, конечно, вид зависимости. Есть вещества, обладающие высоким наркогенным потенциалом, то есть способные вызвать зависимость буквально за 1 – 2 приёма, есть менее наркогенные, привыкание к которым формируется месяцами, годами. Нейрофизиологическая разница между ними – это степень гиперстимуляции структур системы подкрепления головного мозга, отвечающих за эмоциональный ответ на тот или иной раздражитель. Степень стимуляции системы подкрепления героином, либо мефедроном будет выше таковой, чем у, допустим, никотина, а значит болезнь разовьётся гораздо быстрее. Один - три приёма опия уже формируют первую стадию зависимости. То же касается и поведенческих зависимостей, уровень наркогенности которых зависит от мощности воздействия поведенческого стимула на организм. Например, наркогенный потенциал лудомана связан с первыми впечатлениями от первого выигрыша. Чем больше разница между ставкой и выигрышем, тем выше вероятность привыкания, чем больше заработано денег и уважения коллег в процессе работы, тем больше вовлечённость трудоголика в рабочий процесс и т.п.

Второй компонент – это стадия формирования зависимости. Клиническую картину зависимостей принять условно делить на три стадии развития, от первой до третьей. Соответственно, чем глубже стадия, тем больше нейрофизиологическое повреждение и больше ресурсов необходимо для лечения. То есть, чем быстрее обратиться к специалистам и начать лечение, тем проще оно будет происходить, и с большей эффективностью.

Третий – наследственная обусловленность зависимости. Не секрет, что лица, у которых близкие родственники имеют зависимость, либо другие психические расстройства легче приобретают зависимое поведение, т.к. имеют наследственно обусловленные особенности в своём нейромедиаторном обмене, которые с одной стороны демонстрируют готовность к дополнительной стимуляции систем подкрепления (то есть врождённый дефицит собственной стимуляции), с другой стороны её высокую переносимость.

Четвёртым биологическим факторов сложной терапии является сопутствующее душевное расстройство больного, которое, конечно должно быть учтено и являться мишенью для лечения.

С учётом всех этих компонентов врач должен подобрать необходимое медикаментозное лечение, чтобы компенсировать их. При достаточной компенсации пациент должен не испытывать серьёзного психологического дискомфорта, не связанного с внешними раздражителями, мочь контролировать свои импульсы, чувствовать и понимать причины нарушения своего настроения, в достаточной мере выдерживать дискомфорт и иметь возможность предварительного анализа своего психологического состояния.

Однако, как было указано ранее, кроме физиологических компонентов, крайне важно оказывать воздействие на психологическую сферу, т.к. в период зависимости, а часто и до формирования зависимости у пациентов возникают или имеются определённые стереотипы мышление и поведения, которые приводят к специфичным нарушениям характера, препятствующим выстраиванию здоровых отношений с окружающими. Сам факт возникновения состояний эйфории, азарта, либо облегчения сильной тревоги беспокойства в результате регулярного осуществления актов зависимости, деформирует характер больного таким образом, что зависимость приобретает в сознании его как сверхценное образование – такое, которое трудно поддаётся разубеждению, либо бредовое – которое разубеждению совершенно не поддаётся. Больной начинает, со временем, видеть в зависимости основное своё спасение и утешение от всех проблем и невзгод. Окружающие же люди, особенно близкие, со временем становятся малозначительными, а часто мешающими, вызывающими раздражение. В ходе психологического воздействия, на фоне нейрофизиологически компенсированного состояния должна быть снижена значимость актов зависимости и закономерно увеличена значимость личного общения и творческого труда и отдыха.

Очень серьёзное влияние оказывает на лечение состояние отношений с близкими людьми, характеризующееся как созависимые. Мы уже писали об этом ранее. Рецидив может возникнуть в результате продолжающегося гиперконтроля со стороны близких, когда пациент оказывается в жёстком коконе «заботы» о своём здоровье, когда он становиться, порой лишён в одностороннем порядке даже обыкновенных гражданских свобод и прав. В силу особенностей этого заболевания, действия часто предпринимаются родственниками на фоне тревоги, порой доходящей до паники, раздражения, иногда даже ненависти в сторону пациента, глубоко запрятанного чувства вины и стыда. Либо обратное состояние, когда созависимые прекращают близкое общение, холодно отстраняются от больного, предоставляя ему, как им кажется, возможность самому справляться с болезнью. Обе поведенческие стратегии являются заведомо болезненными и не приводят к выздоровлению.

Тема созависимых отношений довольно сложная. При лечении болезней зависимости ей должно быть уделено самое серьёзное внимание. Порой, даже поздние рецидивы заболевания – через год, два и более после последнего эпизода зависимости, могут быть спровоцированы созависимыми отношениями. Близким людям, так же как и пациенту, необходимо со всей внимательностью проанализировать своё состояние и свою роль в заболевании. Так же как и у зависимых, у них есть механизмы психологических защит, связанных с отрицанием своих психических расстройств. Часто слышим фразу «это он больной, я здорова» и суждения, откровенно вредящие психическому состоянию больного. Довольно часто для лечения созависимых применяются медикаменты. Им рекомендована длительная психотерапия.

Таким образом, для минимизации рисков срывов и рецидивов, необходимо учесть максимальное количество влияющих на это факторов: биологических, личностных, проблемы созависимости.