Интервью с Валерием Жихаревым, вице-президентом Ассоциации малой энергетики.
Валерий Жихарев — вице-президент Ассоциации малой энергетики, кандидат экономических наук, заместитель директора Группы компаний «МКС» по энергетике, эксперт по функционированию рынков и отраслевому регулированию в российской электроэнергетике. Он занимается организацией собственных энергоцентров, развитием распределённой генерации, работает с промышленными потребителями.
Мы поговорили с Валерием об энергетике и, в частности, о малой энергетике — какие вызовы перед ней стоят, какие есть возможности и перспективы. Как на законодательном уровне регулируется этот вопрос. Валерий рассказал о реальной ситуации в отрасли и поделился своим практическим опытом.
— Валерий, на текущий момент почти 65% территории России — это зоны децентрализованного энергоснабжения, и износ инфраструктуры централизованных систем достигает 70-80%. Какие системные решения будут приоритетом для повышения энергонезависимости и надёжности энергоснабжения в таких регионах?
— Я отмечу, что проблема заключается не только в наличии зон децентрализованного энергоснабжения. Даже в зонах централизованного энергоснабжения есть территории с ограниченными возможностями. В таких зонах, если есть крупные потребители электроэнергии, проблемы энергоснабжения можно решать комплексно — с использованием местных источников топлива, новых технологических решений на основе возобновляемой энергетики.
Важное значение имеет наличие потребителя. Само по себе наличие зоны децентрализованного энергоснабжения с небольшим количеством потребителей малоинтересно с точки зрения экономики. Если на территории есть крупный промышленный потребитель или потребитель с растущей нагрузкой, территория становится интересной. И тогда здесь могут быть решения как на основе привозного топлива, так и на основе местного.
Когда строить свою электростанцию выгоднее, чем подключаться к сетям
— Энергопотребление в России продолжает расти — где-то говорят о 2,5% в год, где-то цифры выше. Растут и тарифы на электроэнергию. С 1 июля 2025 года в среднем почти 6 рублей за киловатт, в крупных городах ещё больше. Как собственная генерация может реально снизить тарифную нагрузку на бизнес? Есть ли у вас интересные кейсы для промышленных потребителей?
— Рост потребления электроэнергии в централизованной энергосистеме не отражает реальный рост потребления всей экономики. Значительную долю прироста закрывают собственные объекты генерации. Если посмотреть на динамику, темп прироста собственной генерации превышает темп прироста централизованной генерации в 10 раз в зависимости от года.
Крупные потребители, для которых стоимость электроэнергии существенно влияет на бизнес, при развитии или модернизации производства выбирают собственное энергоснабжение. Какие проблемы они решают таким образом?
Первая проблема — недоступность электроснабжения от централизованного источника. Длительные сроки технологического присоединения к электросетям, высокая стоимость. С 1 июля 2024 года плата за услуги передачи включает полный объём расходов на инвестиционное развитие электрической сети. По ряду заявителей рост платы за техприсоединение составил 3, 4, 5, 6 раз. Сроки тоже длительные — для заявителя мощностью свыше 670 киловатт порядка двух лет.
Возьмём центры обработки данных. Они вводятся в эксплуатацию за 6-12 месяцев. Они не могут ждать два года присоединения к сети. Строительство собственных энергоцентров на основе газопоршневого двигателя укладывается в эти сроки. Электростанция мощностью 23-25 мегаватт, со всеми работами — от подбора оборудования до пусконаладки — строится за 12-13 месяцев. Это позволяет бизнесу оперативно решить вопрос энергоснабжения.
Вторая проблема — качество и надёжность энергоснабжения. Даже в зоне централизованного энергоснабжения крупные потребители сталкиваются с постоянными провалами напряжения. В краткосрочном периоде это никак не решается. Единственный способ обеспечить качественную надёжность, сохранить собственное оборудование — строительство собственного объекта электроэнергетики. У потребителя энергопринимающее оборудование очень чувствительно к провалам напряжения и очень дорогостоящее. Некачественное энергоснабжение влияет на производственный процесс, работоспособность оборудования, его эффективность.
Ещё один фактор — стоимость электроэнергии. Опубликованный прогноз социально-экономического развития показывает, что Минэкономразвития оценивает инфляцию к концу 2026 года на уровне 4%. Динамика прироста тарифов с 1 октября 2026 года составит, в зависимости от видов потребителей, от 12 до 15%. Динамика роста тарифов в три раза превышает динамику инфляции. Это стимулирует потребителей строить собственные объекты генерации.
Что происходит с поставками оборудования для малой энергетики
— Компании, у которых уже есть собственная генерация, предпочитают ремонтировать оборудование или всё-таки обновляют его? Есть ли сейчас ограничения на приобретение нового оборудования — из-за высокой ключевой ставки или из-за импортозамещения?
— Мы наблюдаем такую ситуацию: основные обращения по поводу строительства собственной генерации связаны с развитием производства. Это новые площадки, новые производства — недавно запущенные или проектируемые, где потребители сразу оценивают возможность строительства собственного объекта. Дальше зависит от производителя оборудования.
Например, газопоршневые двигатели европейских производителей служат порядка 10 лет. За 10 лет полностью решается проблема энергоснабжения, и к подходу этого срока оборудование окупается. При таком подходе его обычно заменяют на новое.
У нас есть европейские, американские, российские, китайские марки. Параметры работы оборудования и качества разные. Если берём самое эффективное европейское оборудование — я про десятилетний срок говорил. Если китайское — параметры значительно хуже, и зачастую уже на этапе начальной эксплуатации приходится сталкиваться с вопросами ремонта и обслуживания. Из практики наших коллег, которые строят энергоцентры, они больше ориентируются на европейское и американское оборудование, но российское также стараются применять.
С точки зрения поставок оборудования мы движемся в направлении импортозамещения, планируем и реализуем меры по производству оборудования на территории России. Но сейчас, в связи с ограничениями на реализацию ряда оборудования, производители оборудования несут колоссальные издержки и убытки, фактически потеряли рынок. Вопросы с поставками решаются, но не в том виде, в котором они решались до введения ограничений.
Как государство поддерживает отечественных производителей оборудования
— Какие сейчас есть меры поддержки на государственном уровне российских производителей оборудования?
— Рынок распределённой генерации в России перспективный — по нашим оценкам он может составлять десятки триллионов рублей к 2042 году. Поэтому государство активно поддерживает отрасль. Это и общеэкономические меры, связанные с налоговыми льготами, и регуляторные. Но данных мер для полноценного развития рынка распределённой генерации в России недостаточно.
Наша Ассоциация малой энергетики также активно взаимодействует с законодательными органами. Одно из последних положительных решений, принятых с нашим участием, — запуск рассмотрения технических условий на предмет избыточности. Мы плотно работали с ФАС в части проработки вопроса, каким образом заявитель может провести оценку технических условий на избыточность мероприятий. Сейчас в правительстве на согласовании находится распоряжение по оптимизации процедур технологических присоединений для снижения их стоимости и сроков. В проработке этих предложений также участвовала наша ассоциация.
— Российские предприятия всё чаще внедряют автономные энергоцентры на базе ГПУ, гибридных комплексов. Какие узкие места сдерживают массовое развитие малой энергетики? Это технологические или финансовые проблемы? Может быть, типичные ошибки, которые допускают компании?
— Наиболее острая проблема — кредитно-фискальная политика государства. Если энергообъект строится за счёт собственных средств, стоимость электроэнергии на энергоцентре на основе газопоршневого двигателя может составлять порядка 3,5 рублей за киловатт-час с НДЧ. За счёт заёмных средств стоимость электроэнергии увеличится минимум на 30%. Это существенный фактор для принятия решения. Но бизнес всё равно оценивает все решения с экономической точки зрения и пока выбирает в пользу строительства собственных объектов.
Второй фактор — доступность оборудования. Наиболее эффективные решения европейских и американских производителей стали менее доступны. Приходится сталкиваться с китайским оборудованием, которое уступает американским и европейским производителям. К подбору такого оборудования нужно подходить более внимательно.
Третий момент: инвестор не всегда в полной мере оценивает значимость стоимости электроэнергии для своего бизнеса. Чаще всего сталкиваются с ситуацией, когда решение по энергоснабжению принимается в последнюю очередь. Становится понятно, что производственную площадку можно ввести в течение года, но нельзя в течение этого же года подключить к электросетям и обеспечить энергоснабжение по приемлемой цене. Тогда в пожарном порядке приходится решать этот вопрос со строительством собственного объекта.
От дорогих кредитов до ошибок в планировании
— Что бы вы посоветовали компаниям при проектировании, к примеру, новой производственной площадки? Подумать и посчитать, насколько им эффективно построить свой энергоцентр?
— При выборе площадки исходить из ответа на вопрос о доступности электроснабжения. Часто производственные объекты возводятся на территориях, где нет доступной энергоинфраструктуры, и приходится решать эти вопросы в пожарном порядке. Сейчас это самая актуальная проблема на Дальнем Востоке, на территории Сибири, когда возводятся крупные производственные объекты, а ближайшей инфраструктуры нет, и строительство в ближайшее время не предусматривается.
Первый момент — оценивать площадку с точки зрения доступности энергоинфраструктуры. Второй момент — сразу просчитывать возможность строительства собственного объекта. Чтобы у инвестора было альтернативное решение изначально. Когда он получит технические условия от электросетевой организации со сроками и стоимостью, чтобы мог сразу сравнить эти условия с параметрами строительства собственного объекта.
Следующий момент — недостаточно просто построить энергоцентр, нужно его эффективно интегрировать в энергетический ландшафт. Объекты, которые строят потребители самостоятельно, с точки зрения капитальных и операционных расходов более эффективны, чем крупные системные проекты. У потребителей загрузка всегда выше, удельные расходы на строительство ниже. Такой потребитель может предложить свои услуги по продаже электроэнергии другим потребителям. Здесь важно учесть, каким образом можно встроиться в отношения на рынке электроэнергии, есть ли возможность продавать электроэнергию сторонним потребителям и дополнительно на этом зарабатывать.