Найти в Дзене
Weekend

Как Иван Бунин ругал русских писателей

Нравственно вредные, ненужные и скучные работы классиков — глазами Ивана Бунина 22 октября 1870 года родился Иван Бунин — хранитель ностальгии по утраченной России, первый нобелевский лауреат от русской литературы и ее неутомимый и страстный критик. Weekend подготовил краткую историю русской литературы его глазами. Составила Ульяна Волохова 1. Пушкин молодым писателям нравственно вреден. Его легкое отношение к жизни безбожно. Дневник, 17 марта 1916 2. Читал «Вечерние огни» Фета — в который раз! (Теперь, верно, уже в последний в жизни.) Почти все из рук вон плохо. Многое даже противно — его старческая любовь. Дневник, 29 июля 1940 3. Перечитал «Записную книжку» Чехова. Сколько чепухи, нелепых фамилий сколько записано — и вовсе не смешных и не типичных — и какие все сюжеты! Все выкапывал человеческие мерзости! Противная эта склонность у него несомненно была. Дневник, 7 мая 1918 4. «Вост. повести» Лермонтова: «Измаил-Бей», «Ангел смерти» и т. д. Соверш. детский, убогий вздор, но с замечат

Нравственно вредные, ненужные и скучные работы классиков — глазами Ивана Бунина

22 октября 1870 года родился Иван Бунин — хранитель ностальгии по утраченной России, первый нобелевский лауреат от русской литературы и ее неутомимый и страстный критик. Weekend подготовил краткую историю русской литературы его глазами.

Составила Ульяна Волохова

Иван Бунин, 1928.📷Фото: Государственный Литературный Музей
Иван Бунин, 1928.📷Фото: Государственный Литературный Музей

1. Пушкин молодым писателям нравственно вреден. Его легкое отношение к жизни безбожно.

Дневник, 17 марта 1916

Орест Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина», 1827.📷Фото: Государственная Третьяковская галерея
Орест Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина», 1827.📷Фото: Государственная Третьяковская галерея

2. Читал «Вечерние огни» Фета — в который раз! (Теперь, верно, уже в последний в жизни.) Почти все из рук вон плохо. Многое даже противно — его старческая любовь.

Дневник, 29 июля 1940

3. Перечитал «Записную книжку» Чехова. Сколько чепухи, нелепых фамилий сколько записано — и вовсе не смешных и не типичных — и какие все сюжеты! Все выкапывал человеческие мерзости! Противная эта склонность у него несомненно была.

Дневник, 7 мая 1918

Антон Чехов в Мелихово, 1892.📷Фото: Музей А.П. Чехова «Мелихово»
Антон Чехов в Мелихово, 1892.📷Фото: Музей А.П. Чехова «Мелихово»

4. «Вост. повести» Лермонтова: «Измаил-Бей», «Ангел смерти» и т. д. Соверш. детский, убогий вздор, но с замечательными проблесками.

Дневник, 10 июля 1944

5. Кончил вчера вторую книгу «Тихого Дона». Все-таки он хам, плебей.

Дневник, 30 августа 1941

6. «Смерть Ив. Ильича». Конец невразумителен. Все лживые, кроме самого Ив. Ильича — он слова, литература; все верно насчет него, но живого образа нет.

Дневник, 22 июля 1944

Репродукция фотопортрета русского писателя Льва Толстого в 1906 году работы Владимира Черткова.📷Фото: Сергей Иванов-Аллилуев / ТАСС
Репродукция фотопортрета русского писателя Льва Толстого в 1906 году работы Владимира Черткова.📷Фото: Сергей Иванов-Аллилуев / ТАСС

7. Рассказы Зощенко 37 г. Плохо, однообразно. Только одно выносишь — мысль, до чего мелка и пошла там жизнь. И недаром всегда пишет он столь убогим, полудикарским языком — это язык его несметных героев, той России, которой она стала.

Дневник, 7 января 1944

8. Кончил перечитывать рассказы Бабеля «Конармия», «Одесские рассказы» и «Рассказы». Очень способный — и удивительный мерзавец. Все цветисто и часто гнусно до нужника. Патологическое пристрастие к кощунству, подлому, нарочито мерзкому. Какой грязный хам, телесно и душевно!

Дневник, 12 мая 1942

9. Второй том «Бр. Карамазовых». Удивительно умен, ловок — и то и дело до крайней глупости неправдоподобная чепуха. В общем скука, не трогает ничуть.

Дневник, 14 июля 1942

Василий Перов. «Портрет Ф.М. Достоевского», 1872.📷Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Перов. «Портрет Ф.М. Достоевского», 1872.📷Фото: Государственная Третьяковская галерея

10. «На дне» — верх стоеросовой примитивности, произведение семинариста или самоучки.

Дневник, 3 октября 1922

11. Понемножку читал эти дни «Село Степанчиково». Чудовищно! Уже пятьдесят страниц — и ни на йоту, все долбит одно и то же! Пошлейшая болтовня, лубочная в своей литературности! <…> Всю жизнь об одном, «о подленьком, о гаденьком»!

Дневник, 8 октября 1917

12. Кончил «18-й год» А. Толстого. Подлая и почти сплошь лубочная книжка. Написал бы лучше, как он сам провел 18-й год! В каких «вертепах белогвардейских»! Как говорил, что сапоги будет целовать у царя, если восстановится монархия, и глаза прокалывать ржавым пером большевикам…

Дневник, 10 апреля 1943

Алексей Толстой, 1940.📷Фото: Михаил Озерский / РИА Новости
Алексей Толстой, 1940.📷Фото: Михаил Озерский / РИА Новости

13. На ночь читал Белого «Петербург». Ничтожно, претенциозно и гадко.

Дневник, 8 апреля 1922

14. «Захудалый род» — очень скучно, ненужно.

Дневник, 23 августа 1940

15. Тот, кто называется «поэт», должен быть чувствуем как человек редкий по уму, вкусу, стремлениям и т. д. На что же мне нужны излияния души дурака, плебея, лакея, даже физически представляющегося мне противным? Вообще раз писатель сделал так, что потерял мое уважение, что я ему не верю,— он пропал для меня.

Дневник, 22 октября 1922

В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!