Найти в Дзене
Книжный ум

«Пищеблок»: вроде бы про вампиров, а вроде и про детство

Не удержалась, прочитала за день, уж очень хотелось узнать про что нашумевшая книга. Читала и не понимала, куда меня занесло: то ли в кошмар, то ли в пионерский лагерь «имени вечно счастливого детства». Сначала всё шло красиво и обещающе: лето, речка, горн, белые рубашки, красные галстуки. Такой концентрат советского лагеря, что почти чувствуешь этот запах дешёвого мыла, мокрых простыней и зубной пасты «Мятная», которой дети мазали девчонок в сончас. Ну прямо как в детстве, если вы успели застать те времена.
Я даже в какой-то момент подумала — а вдруг это не ужастик, а просто большая ностальгическая прогулка по прошлому? Но нет. Вскоре в этой идиллии появляются вампиры. Причём не те, кто летает под луной и соблазняет готических красавиц. А такие… советские, дисциплинированные, вожатые с красными галстуками. Пьют кровь — но по идеологическим соображениям.
И вот тут у меня началось странное чувство: вроде идея мощная, аллегория на систему, где все «подпитываются» чужой энергией, но при

Не удержалась, прочитала за день, уж очень хотелось узнать про что нашумевшая книга.

Читала и не понимала, куда меня занесло: то ли в кошмар, то ли в пионерский лагерь «имени вечно счастливого детства».

***
***

Сначала всё шло красиво и обещающе: лето, речка, горн, белые рубашки, красные галстуки. Такой концентрат советского лагеря, что почти чувствуешь этот запах дешёвого мыла, мокрых простыней и зубной пасты «Мятная», которой дети мазали девчонок в сончас. Ну прямо как в детстве, если вы успели застать те времена.

Я даже в какой-то момент подумала — а вдруг это не ужастик, а просто большая ностальгическая прогулка по прошлому?

Но нет. Вскоре в этой идиллии появляются вампиры. Причём не те, кто летает под луной и соблазняет готических красавиц. А такие… советские, дисциплинированные, вожатые с красными галстуками. Пьют кровь — но по идеологическим соображениям.

И вот тут у меня началось странное чувство: вроде идея мощная, аллегория на систему, где все «подпитываются» чужой энергией, но при этом — скучновато.

Я ждала, что дальше пойдёт какой-то психологический взрыв, страшная тайна, что герои обретут глубину. Но нет. Иванов, кажется, решил собрать под одной обложкой всё, что мы помним о детстве: секретики под стеклышком, фантики, как девчонки прыгают в резиночку, классики, вечерние костры, песни под гитару и компот в столовке.

Даже страшилки про черную руку и черное пианино вспомнил. Здесь, конечно, я улыбалась, в памяти всплывали игры детства и такие же страшилки, которые мы рассказывали друг другу шепотом.

Но было такое ощущение, что он боялся, что кто-то не поймёт «вкус эпохи» — и поэтому вставил всё подряд. И получилось как каша "Дружба": вроде узнаёшь, вроде тепло, но слишком уж много ингредиентов. Ну разбавил это все любовными похождениями вожатых и вожаток, чтоб не совсем уж детская книга была.

Даже сам сюжет временами теряется за этими мелочами.

А ведь потенциал у истории был. Советский лагерь — как модель общества. Дети, которых готовят «к правильной жизни».
Вампиры — как будто фоновые. Мы не узнаём их мотивов, не чувствуем внутренней драмы. Они просто есть. Просто пьют. Просто верят в лозунги. И каких-то прям ужасающих сцен нет, все обыденно.

А я, честно, ждала большего.

В середине книги я уже догадалась, что будет дальше, и кто тут главный вампир - стратилат. Сюжет предсказуемый, хотя поначалу казался загадочным.

Я даже пыталась заставить себя испугаться — но нет, не получилось. Больше тревожило не «страшное», а вот это ощущение вылизанного прошлого, где всё до мельчайших деталей, но без настоящего жара.

Как будто автор сам слишком увлёкся реконструкцией эпохи и забыл, что перед нами всё-таки триллер.

Хотя, надо признать, атмосферу он создаёт мастерски. Ты чувствуешь этот дух лагеря, вкус алюминиевых ложек, слышишь побудку. Я как будто вернулась в детство, правда.

Может, ради этого и стоило прочитать.

Но всё равно не отпускает ощущение, что книга — не про вампиров.

А про то, как нас учили быть одинаковыми, не выделяться, верить в «светлое будущее».

Только Иванов вместо политзанятий придумал кровососов.

После финала я закрыла книгу с лёгким недоумением. Вроде читалось легко, язык — фирменный, плотный, с оттенком документальности. Но эмоций почти нет.

Только тихая грусть по тому времени, которое вроде бы ушло, но до сих пор дышит где-то внутри.

Может, в этом и есть замысел? Что все мы немного «вампиры» своего прошлого — питаемся воспоминаниями, чтобы хоть чуть-чуть почувствовать ту самую энергию детства?

Не знаю.

Но точно могу сказать: «Пищеблок» — это не книга ужасов. Это книга о том, как страшно бывает остаться без веры. И о том, что ностальгия иногда кусает больнее, чем любые вампиры.

А вы как думаете?

Это действительно хоррор — или Иванов просто открыл старую дверь в прошлое?


Пишите в комментариях — интересно понять, кого книга «укусила», а кого оставила равнодушным.

_____________________________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

________________________________

Что еще почитать на канале: