Стивен Спилберг посмотрел этот фильм дважды и сказал, что никогда не видел ничего безумнее, Мартин Скорсезе почувствовал себя после этого Федором Бондарчуком. Ну в смысле, снимает шляпу… Френсис Форд Коппала сказал, что нужно ему еще раз посмотреть это кино. Видимо, не понял все с первого раза. И только Никите Михалкову решили это кино совсем не показывать. А то получится, что человек прожил вся свою творческую жизнь зря. Тем более в канун 80-летия… Так почему же все сегодня носятся с фильмом «Битва за битвой», почему он тяжело ложится на сердце российского зрителя и почему актер актеровыч Леонардо Ди Каприо опять пролетит мимо Оскара?
АМЕРИКАНСКИЕ СКАЗКИ
Действительно ли это великое кино? Больше да, чем нет. Но и как с хорошими вещами, их нужно уметь распробовать, тем более, что тут многое подано в формате стеба. И долго не понимаешь, на полном ли серьезе режиссер высказывается, или он просто издевается над тобой и водит тебя за нос.
По сути, «Битва за битвой» - это американский эпос, в котором есть комедия, сатира, политика, пародия, триллер, преследования, детектив и семейная драма. И из всего этого винегрета нужно вытащить суть, иначе получится как с составлением меню на новый год. На стол обязательно нужно поставить две блюда – манную кашу и тот самый винегрет. Ибо первая выходит легко, а второй – красиво.
К этому шедевру надо привыкать. И я привыкал. 2 часа 40 минут. И специально поместил себя в кинотеатр. Ибо дома от этого процесса постоянно будешь отвлекаться. И даже если уснешь в кино, то спасибо пиратам, дома можно посмотреть пропущенный сюжет, и сложить в голове всю мазику.
Ну и последний момент, почему вам не стоит или что вас сможет смутить в просмотре фильма Пола Томаса Андерсона, стоимостью 140 миллионов долларов, а этот бюджет гораздо выше его предыдущих работ, где Леонардо Ди Каприо, Шон Пенн, Бенисио Дель Торо…В общем, это история, которая совершенно чужда российскому обывателю.
Действие фильма «Битва за битвой» разворачивается в современности, хотя сюжет основан на романе «Вайнленд» Томаса Пинчона, события которого изначально происходили в середине 1980-х годов. В картине показана условная эпоха начала нулевых годов, когда республиканцы находятся у власти, нарастают правые настроения в обществе, что приводит к событиям левых активистов на мексиканской границе. Небольшая группировка протестующих с фейерверком выпускают часть беженцев из лагеря, где они содержатся.
В центре повествования — история Боба Фергюсона (Леонардо Ди Каприо) и его соратницы Перфидии (Тейяна Тейлор), членов левой революционной группировки «Франс-75». Девушка виною действия властей сталкивается с офицером Стивеном Локджо (Шон Пенн), который в последствии предстанет перед нами как член закрытой неофашисткой полуправительственной организации.
И смотришь на все это, и думаешь… Что происходит? За что борются эти «леваки», за что гробят свою жизнь и жизнь близких? Ну то есть, взять тот же «Джанго освобожденного», там хотя бы этих нег..ой, простите… рабов жалко. А тут кого жалеть? Непонятных мексиканцев? Леваков? Или нациста Стивена Локджо, у которого закрытое сообщество называется «Клубе рождественских авантюристов», и ставшего жертвой жизненных обстоятельств?
Тут как у Шнура. Никого не жалко. Никого…
У нас тут свое «подбрющье» есть у России. Правда, к физиологии это не имеет никакого отношения. Ибо пропагандисты, как плохие врачи, до сих пор не могут определиться, где именно оно находится. Либо в Азербайджане, судя по соловьиным трелям, либо в Европе, если прислушиваться к говорящей женской голове МИДа. Это я к тому, что в России есть тоже свои трудности перевода, которые американской аудитории будут чужды.
А фильм все-таки снимался прежде всего для Америки. Остается просто расслабиться и получать удовольствие от игры и замысловатости сюжета.
«БРАТ-2» ДЛЯ АМЕРИКИ
Фильм уже называют главной картиной года. Если не десятилетия. И одним из главных претендентов на Оскар. Поскольку это самое точное и важное высказывание про современные Соединенные Штаты Америки. Если переводить на наш киноязык, это как фильм Балабанова «Брат», да и «Брат 2», своевременность и прозорливость которых стала ощущаться только через несколько лет.
«Битва за битвой» — напряженное и нескончаемое противостояние между радикалами, ненавидящими капиталистическую и ксенофобскую Америку и военизированными защитниками существующего порядка. И жестокость последних растет с каждой акцией революционеров. Ну и как это, наверное, должно быть в нормальном, а не правовом государстве, как это есть и в нашей стране…
Там есть момент, когда силовики проводят допрос над «зелеными» оппозиционерами. И есть один, который прямо давит на задержанного. И у представителя власти нет ни жалости к шалостям, он точно знает, через какое время может получить нужное ему признание. Почему-то мне сразу вспомнилась Наоко… и выглядело это очень правдоподобно.
Оказывается, на эту роль позвали реального человека, который проводил подобные допросы. От этого и получилось очень правдоподобно…
ДИ КАПРИО - МОЛОДАЯ ДЕВУШКА В РУКАХ ЖЕНАТИКА
И мне почему-то жалко Ди Каприо. Понятно, что он великий, без преувеличения актер. Но складывается такое ощущение, что он становится игрушкой в руках именитых режиссеров, которые знают, что можно от него получить, и выжимают все соки. Это все равно, когда взрослый опытный и женатый человек встречается с красивой, подающей перспективы и амбициозной девушкой. В обоих случаях все равно, вне зависимости от таланта, прокатят мимо «Оскара»…
Так и здесь – жуткий, может быть местами даже карикатурно жуткий персонаж, вдохновенно сыгранный Шоном Пенном, на экране смотрится более выигрышно, чем роль Ди Каприо…
Но есть очень забавные стебные моменты над звездой первой величины. Там есть эпизод, когда по сюжету Ди Каприо вместе со своими более молодыми революционерами нужно убегать от преследователей. А учитывая, что наш не молодой 49-летний герой не совсем в форме, ему уже тяжело преодолевать паркуром прыжки между зданиями. И это смотрится очень комично на фоне Тома Круза, который в свои 62 лет самостоятельно выполнял трюки в последней «Миссии невыполнимой».
И ОСКАР ПОЛУЧАЕТ…
В целом, мне кино понравилось. Чтобы не спойлерить, сюжет больше раскрывать не буду. Но порой казалось, что находишься во вселенной Квентина Тарантино. Настолько чудоковатыми звучали легенды героев, очень витиеватая форма и содержание диалогов и опять же…Снято все очень сочно.
Необычно тут то, что понамешано множество разных жанров. Пока непонятно, соберет ли он кассу в прокате, но то, что закрепится в истории кинематографа, это точно. Может быть даже Оскар получит.
За свою карьеру Пол Томас Андерсон получил 11 номинаций на премию «Оскар», что делает его одним из немногих кинематографистов, получивших более десяти номинаций без единой победы.
Ди Каприо номинировался 6 раз, и тоже без побед. Забавно будет, если Андерсон получит своего первого Оскара уже просто за выслугу лет, Шон Пенн получит свой третий Оскар, а Ди Каприо снова останется без статуэтки.
Моя оценка 8 из 10.
Читайте также
Ставьте лайк, подписывайтесь и поддерживайте автора
А как вам эта история?