Найти в Дзене
Я ТЕБЕ НЕ ВЕРЮ

Пять дочерей Кутузова: как жили наследницы спасителя России

Победитель Наполеона и герой России не сумел побороть злой рок: его единственный наследник не дожил до года. Пять дочерей остались продолжательницами великого рода. Их жизненные пути разошлись по судьбам русского дворянства, но всех связывала одна нить — бремя славного имени. Счастье досталось не всем. Величайший русский полководец столкнулся с драмой, которую не мог разрешить. Победы над османами и французами, ордена и титулы — все померкло перед одним простым фактом: мужская линия рода оборвалась в младенчестве. В середине в 1770-х годов (нет точной даты) не стало маленького Николая. Оспа унесла единственного сына Кутузова, когда тому не исполнилось и двенадцати месяцев. Пятеро девочек — Прасковья, Анна, Елизавета, Екатерина, Дарья — стали единственной надеждой на сохранение фамилии. Их мать Екатерина Ильинична происходила из рода Бибиковых. Ее отец занимал должность генерал-поручика. Свадьба дочери генерала и тридцатилетнего офицера Михаила Голенищева-Кутузова состоялась весной 1774
Оглавление

Победитель Наполеона и герой России не сумел побороть злой рок: его единственный наследник не дожил до года. Пять дочерей остались продолжательницами великого рода. Их жизненные пути разошлись по судьбам русского дворянства, но всех связывала одна нить — бремя славного имени. Счастье досталось не всем.

Для обложки
Для обложки

Род без наследника

Величайший русский полководец столкнулся с драмой, которую не мог разрешить. Победы над османами и французами, ордена и титулы — все померкло перед одним простым фактом: мужская линия рода оборвалась в младенчестве.

В середине в 1770-х годов (нет точной даты) не стало маленького Николая. Оспа унесла единственного сына Кутузова, когда тому не исполнилось и двенадцати месяцев. Пятеро девочек — Прасковья, Анна, Елизавета, Екатерина, Дарья — стали единственной надеждой на сохранение фамилии.

Их мать Екатерина Ильинична происходила из рода Бибиковых. Ее отец занимал должность генерал-поручика. Свадьба дочери генерала и тридцатилетнего офицера Михаила Голенищева-Кутузова состоялась весной 1774-го. К тому времени жених уже прославился в турецких кампаниях. Церемония прошла в исаакиевском храме на берегу Невы.

Супруга военачальника обладала красотой, умом и образованностью. Частые служебные отлучки мужа не охлаждали их отношений. Сохранилась обширная переписка, где будущий фельдмаршал расспрашивал о мельчайших семейных подробностях. Дочери получали воспитание, соответствующее их положению: языки европейские, музыка, хореография, манеры высшего света.

Пятерых девочек объединяла невидимая печать: отцовская мечта о сыне осталась неисполненной.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский

Прасковья — хранительница памяти

Первенец семьи появился на свет в 1777-м, когда карьера отца только набирала обороты. Прасковья Михайловна несла на себе особую ответственность — родительские чаяния первоначально концентрировались именно на ней.

Супругом Прасковьи стал Матвей Федорович из рода Толстых, занимавший пост тайного советника. Союз оказался благополучным. Семья жила в гармонии, родила нескольких отпрысков. Среди детей рос мальчик Павел.

Именно этому юноше предстояло решить судьбу фамилии деда. Спустя почти полвека после кончины полководца, в 1859-м, генерал-майор Павел Матвеевич Толстой получил августейшее разрешение добавить к родовому имени фамилию знаменитого предка. Так возник двойной вариант: Голенищев-Кутузов-Толстой.

Первая из сестер выполнила важнейшую функцию: сберегла память о роде. Благодаря ей кровь победителя Наполеона продолжила струиться в аристократических жилах империи. Прасковья Михайловна дожила до 1844-го, на три десятилетия пережив отца.

Прасковья
Прасковья

Анна — скромная продолжательница

Вторая дочь фельдмаршала связала судьбу с генерал-майором Николаем Захаровичем Хитрово. Биография Анны Михайловны осталась в тени более ярких сестер, однако ее потомство разрослось широко.

В наши дни наследники Кутузова рассеяны по дюжине государств. Значительная часть ведет происхождение именно от Анны. В середине второго десятилетия двадцать первого века панораму Бородинского сражения в московском музее посетила Кира Михайловна Хитрово-Кромская — прямой потомок в шестом колене полководца.

Эта женщина поделилась воспоминаниями, что никаких привилегий от знаменитого родства семья не получала. Потомки великого военачальника, в отличие от наследников многих других исторических персон, никогда не выпрашивали льгот у государства. Семейное воспитание строилось на принципах скромности и стойкости.

Анна
Анна

Елизавета — жертва Аустерлица

Третья из сестер носила домашнее имя Лизанька. С конца 1798-го года девушка состояла фрейлиной императорского двора.

Девятнадцатилетней ее отдали за графа Фердинанда Тизенгаузена, служившего флигель-адъютантом при Александре Первом. Отец высоко ценил этого зятя. Сохранились его послания дочери после появления на свет первой внучки Екатерины в 1803-м. Полководец выражал надежду, что если б судьба дала ему сына, то хотелось бы, чтобы он походил на Фердинанда.

Три года супружества принесли Елизавете двух малышек — Екатерину и Дарью. Будущее казалось безоблачным. Однако военные действия разрушили семейное благополучие.

В начале декабря 1805-го произошло сражение при Аустерлице. Русской армией формально руководил тесть Тизенгаузена — Михаил Илларионович. Граф Фердинанд поднимал своих людей в атаку и получил серьезное ранение. Противник захватил его в плен, доставив в селение Силничка. В доме деревенского кузнеца раненый офицер скончался на третий день.

Судьба сыграла жестокую шутку: супруг пал в битве, где командование осуществлял его тесть. Отец послал в бой зятя, которого считал почти сыном.

Потеря глубоко потрясла молодую женщину. В возрасте двадцати двух лет Елизавета Михайловна осталась одна с парой маленьких дочерей.

Только в августе 1811-го, спустя шесть лет траура, она решилась на повторный брак с генералом Николаем Федоровичем Хитрово. Когда супруг получил назначение поверенным России во Флоренции в 1815-м, семейство переехало за границу с дочерями.

Вскоре их салон обрел широкие связи среди европейской знати. Австрийский дипломат Меттерних, встречавший их на конгрессе в Лайбахе, восхищался обаянием матери и дочерей в письмах супруге. Троицу называли «любезной».

Но и второе замужество не принесло долгого счастья — Хитрово скончался в 1819-м, оставив тридцатишестилетнюю вдову с кредиторами. Вернувшись в Петербург, она организовала литературный салон, где собирались Пушкин, Вяземский и прочие светила культуры.

Князь Петр Андреевич позже вспоминал, что имя хозяйки салона навсегда вписалось в летопись столичного общества, оставаясь притягательным на протяжении многих лет.

Елизавета Михайловна славилась эксцентричностью: даже в зрелые годы предпочитала наряды с глубокими вырезами. Высший свет подшучивал над этой странностью, давая ей прозвище, намекающее на открытость туалетов. Однако за чудачествами признавали доброту, искренность и широту натуры.

Третья дочь полководца ушла из жизни в начале мая 1839-го. Место упокоения — Александро-Невская Лавра. Дочери заказали для матери надгробный памятник у итальянского мастера Винченцо Леви.

Елизавета
Елизавета

Екатерина — дважды вдова

Четвертая дочь явилась на свет в конце июля 1787-го. Екатерина Михайловна дважды выходила замуж. Первым супругом стал князь Николай Данилович Кудашев, павший в 1813-м — том же году, что оборвалась жизнь ее отца.

Овдовев, Екатерина проявила твердость характера. Вторым мужем избрала генерал-майора Илью Степановича Сарачинского. С ним прожила остаток дней до конца декабря 1826-го.

Подобно сестре Елизавете, Екатерина испытала боль утраты супруга, погибшего в военных действиях. Дочери Кутузова платили собственными судьбами за отцовскую известность.

Екатерина
Екатерина

Дарья — связь с троном

Самая юная из пяти сестер родилась в 1788-м. Дарья Михайловна унаследовала материнскую красоту. Современники отмечали, что Екатерина Ильинична в молодости слыла первой красавицей северной столицы.

Замуж Дарья вышла за Федора Петровича Опочинина, представителя древнего боярского рода. В петербургском свете его уважали за интеллект и моральные качества. Брак дал нескольких детей, включая сына Константина.

Когда в 1824-м скончалась мать, вдова фельдмаршала Екатерина Ильинична, дом на набережной достался по завещанию Дарье Михайловне, а позже перешел к внуку Константину Федоровичу.

Но подлинным триумфом стало событие следующего поколения. Внучка Дарьи Михайловны — Дарья Константиновна Опочинина, появившаяся на свет в 1844-м, — соединила судьбу с Евгением Максимилиановичем Лейхтенбергским, внуком императора Николая Первого и праправнуком Жозефины Богарне, первой супруги Наполеона!

Так правнучка победителя французов породнилась с императорской фамилией. Крещение младенца прошло в апреле 1844-го в Пантелеимоновской церкви. Восприемниками выступили сам государь Николай Первый и бабушка девочки Дарья Михайловна Опочинина, чье имя передали новорожденной.

Бракосочетание даровало Дарье Константиновне фамилию Богарнэ и графский титул. Молодые супруги обрели счастье, но ненадолго: через год после венчания, в 1870-м, правнучка Кутузова умерла при родах единственной дочери. Ей исполнилось лишь двадцать шесть.

Убитый горем вдовец нарек новорожденную именем покойной тоже Дарьей. Малышка Дарья Евгеньевна Богарнэ несла в себе кровь сразу трех великих родов: праправнучка Кутузова, правнучка русского императора Николая Первого и праправнучка Жозефины Богарне. В ее жилах соединились линии величайших полководцев двух империй.

Младшенькая из дочерей фельдмаршала прожила дольше всех сестер. Дарья Михайловна скончалась в 1854-м в возрасте шестидесяти шести лет, на четыре десятилетия пережив отца.

Дарья
Дарья

Императорская щедрость

В апреле 1813-го в германском Бунцлау угас великий фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Забальзамированные останки доставили в столицу империи и предали земле в Казанском соборе с почестями, какие редко выпадали кому-либо.

Еще при жизни полководец сталкивался с денежными затруднениями. В начале века, чтобы расплатиться с разросшимися долгами, пришлось покинуть службу и удалиться в поместья Горошки и Райгородок — нынешняя Житомирская область.

После кончины военачальника император Александр Первый явил милосердие к его родным. Вдове Екатерине Ильиничне назначили пожизненное содержание в размере фельдмаршальского жалования — восемьдесят шесть тысяч рублей ассигнациями ежегодно (столько платили Кутузову во время заграничной кампании).

Помимо этого, единовременно выдали сто пятьдесят тысяч на погашение долгов и по пятьдесят тысяч каждой из пяти дочерей.

Народная любовь к полководцу отчасти распространилась и на его супругу. В 1817-м во время путешествия через Тарусу ее встречали по-царски: колокольный звон из храмов, священники в полном облачении на крыльце, народ, выпрягший лошадей и тянувший экипаж на собственных плечах.

Екатерина Ильинична на одиннадцать лет пережила супруга. Она отошла в мир иной в конце июля 1824-го, оставив дочерям дом на набережной и память о великом родителе.

***

Пятерых сестер разделили непохожие судьбы, но соединяла одна доля — они были дочери выдающегося человека.

Двое первых мужей погибли в сражениях. Елизавета в двадцать два года стала вдовой, её супруг пал под Аустерлицем в битве, где командовал ее родитель. Екатерина потеряла князя Кудашева в 1813-м, в год смерти самого фельдмаршала.

Однако род выжил. Через дочерей кровь победителя Наполеона влилась в знатнейшие аристократические линии России. Старшая Прасковья сохранила фамилию, а внук получил право именоваться Голенищевым-Кутузовым-Толстым. Младшая Дарья связала род с императорским домом, а правнучка стала супругой внука Николая Первого.

Сегодня наследники фельдмаршала разбросаны по двенадцати странам планеты. Они не выпрашивают государственных благ, не хвастаются происхождением, существуют скромно и с достоинством как учили их предки.

Справедлива ли цена известности, заплаченная дочерьми спасителя Отечества? Одни скажут что справедлива, ведь им достались богатство и связи с высшим светом. Другие возразят что несправедлива, ведь пришлось хоронить мужей, павших в войнах.

Но бесспорно одно: пятеро дочерей Кутузова с честью пронесли через жизнь имя великого родителя и передали потомкам. А это ценнее любых регалий и отличий.