Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Советские фильмы, которые не смогли собрать в кинопрокате даже 1 млн. зрителей (по разным причинам). Часть1

Похождения зубного врача. СССР, 1965/1967. Режиссер Элем Климов. Сценарист Александр Володин. Актеры: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Андрей Петров, Евгений Перов, Ольга Гобзева, Игорь Кваша, Валентин Никулин, Леонид Дьячков и др. 0,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. После многообещающего дебюта — веселой сатирической комедии о жизни пионерского лагеря «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», Элем Климов поставил ироничную притчу «Похождения зубного врача». Фильм тут же был обвинен властями в сгущении черных красок и практически лишился проката. Между тем, сегодня, просматривая эту картину, видишь, что она по-прежнему сохранила свое очарование. Эта притча о сущности человеческого призвания, о судьбе таланта, о безбрежности человеческой зависти, решена в оригинальной эксцентрично-музыкальной форме. Порой на грани пародии (больные штурмуют зубоврачебную клинику, как Зимний у Эйзенштейна). Порой — с печальной серьезностью. Именно в э

Похождения зубного врача. СССР, 1965/1967. Режиссер Элем Климов. Сценарист Александр Володин. Актеры: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Андрей Петров, Евгений Перов, Ольга Гобзева, Игорь Кваша, Валентин Никулин, Леонид Дьячков и др. 0,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

После многообещающего дебюта — веселой сатирической комедии о жизни пионерского лагеря «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», Элем Климов поставил ироничную притчу «Похождения зубного врача». Фильм тут же был обвинен властями в сгущении черных красок и практически лишился проката.

Между тем, сегодня, просматривая эту картину, видишь, что она по-прежнему сохранила свое очарование. Эта притча о сущности человеческого призвания, о судьбе таланта, о безбрежности человеческой зависти, решена в оригинальной эксцентрично-музыкальной форме. Порой на грани пародии (больные штурмуют зубоврачебную клинику, как Зимний у Эйзенштейна). Порой — с печальной серьезностью.

Именно в этом фильме, задолго до рязановского «Служебного романа» на экране возник дуэт Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих...

Киновед Александр Федоров

-2

Робинзонада, или Мой английский дедушка. СССР, 1986/1987. Режиссер Нана Джорджадзе. Сценарист Ираклий Квирикадзе. Актеры: Жанри Лолашвили, Нинель Чанкветадзе, Гурам Пирцхалава, Элгуджа Бурдули и др. 0,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Зрители, которым посчастливилось восемь лет назад увидеть тридцатиминутную трагикомедию о странствиях незадачливых торговцев «самиздатовскими» фотографиями фривольного содержания, носящую ироническое название «Путешествие в Сопот» (приз фестиваля в Мангейме), смогли по достоинству оценить дебют талантливой постановщицы и художницы Наны Джорджадзе. К сожалению, следующий ее фильм «Помоги подняться на Эльбрус» (1983) не имел экранной судьбы.

И вот после длительного перерыва — новая встреча с Наной Джорджадзе — трагикомедия «Робинзонада, или Мой английский дедушка».

Когда сценарий картины, написанный известным режиссером Ираклием Квирикадзе («Городок Анара», «Пловец», «Возвращение Ольмеса» и др.), был опубликован, казалось, перенести на экран этот причудливый мир, где, подчиняясь сложному ассоциативному монтажу, переплетались интервью, игровые эпизоды, закадровый комментарий, описание фотокарточек и хроникальных. кадров, сможет только сам автор.

Но Нана Джорджадзе сумела дать сценарию свою, на мой взгляд, не менее талантливую трактовку. Разумеется, в ней ощутимы грустная ирония, и неповторимый юмор Ираклия, Квирикадзе, но есть и собственная интонация — женская, пронзительно лирическая, покоряющая эмоциональной глубиной.

Перед нами история англичанина Кристофера Хьюза (Ж. Лолашвили), заброшенного судьбой в небольшую грузинскую деревушку около Батуми следить за сохранностью телеграфной линии Лондон—Дели в конце 10-х годов XX века. События переломного для Грузии времени даны во многих эпизодах, как бы глазами самого Кристофера Хьюза, для которого до конца дней остались загадкой различия между меньшевиками и большевиками и страстные речи на митингах под красными флагами...

Тихий, мягкий, романтичный, Хьюз, пожалуй, лишь один раз позволил себе вмешаться в политику, сорвав карикатуру на Британскую империю, висевшую возле сельсовета, чем навлек на себя гнев большевицких властей. Так началась «робинзонада» Кристофера Хьюза…

Писать о картине Наны Джорджадзе сложно. Перо то и дело соскальзывает к банальным, описаниям событий, к стереотипным фразам вроде «вечной невозможности сохранить нейтральную позицию в водовороте исторических бурь».

А когда вспоминаешь фильм, в памяти возникает иное: цветовая гамма, подобная светло-зеленому сновидению, которое, рождает волшебная камера замечательного оператора Левана Пааташвили. Пастельные тона цветовых эпизодов и желтовато-коричневые кадры в духе старинных фото в домашних альбомах. И встык – фанатичная революционная одержимость в глазах ее брата — председателя сельсовета (Г. Пирцхалава). И охваченные ужасом глаза раскулаченного местного богатея (Э. Бурдули), только что совершившего бессмысленное убийство…

И тут же, в такт парадоксальности монтажа, видятся стройные фигуры жриц «фаэтонов любви» (одну из них, к слову, темпераментно сыграла сама постановщица), навещавших иногда по воле британской телеграфной компании Кристофера Хьюза и его многочисленных коллег, разбросанных по разным странам от Темзы до Ганга... А вслед возникает бумажный змей, настойчиво стремящийся в небо. И сам Кристофер Хьюз, вместе с мальчишками бегущий за ним…

И, наконец, брачная ночь Анны и Кристофера на кровати посреди «острова Робинзона» — трехметрового клочка английской территории вокруг одного из телеграфных столбов...

Вспыхивая в памяти, эпизоды «Робинзонады» оставляют неотвратимое чувство потери. Не хочется показаться излишне сентиментальным, но именно так воспринимается нелепая гибель Хьюза и безутешное горе Анны — потерей счастья близких людей.

При всей вольности и, возможно, даже анекдотичности фабулы, картина покоряет не только тонким эмоциональным мироощущением, но и неприглаженой атмосферой истории. Ведь еще недавно прошлое нашей страны во многих лентах представлялось цепью тщательно отредактированных, «стерилизованных» фактов. Ираклий Квирикадзе и Нана Джорджадзе возвращают нам историю, хотя и сверхсубъективную, зато не адаптированную. Отсюда при всех условностях формы — на экране желанная правда искусства.

Даже если судить грузинский кинематограф по самому строгому счету, нельзя не заметить, что в самый пик «застоя» он избежал девальвации и кризиса. Вопреки конъюнктуре и культивировавшейся на некоторых центральных студиях ориентации на профессиональную «развлекаловку», обернувшуюся на деле серьезными потерями художественного уровня, грузинские мастера в трудное время сумели сохранить индивидуальность.

Кроме фильмов Эльдара и Георгия Шенгелая, Отара Иоселиани и Александра Рехвиашвили, Резо Эсадзе, Ираклия Квирикадзе и, разумеется, Тенгиза Абуладзе, появлялись картины талантливых дебютантов, каждый из которых имел свое лицо, авторскую позицию. Сохраняя национальные корни и кинематографические традиции, фильмы молодых режиссеров, снимавших в Грузии, были разительно непохожи на бледные, анемичные опусы десятков дебютантов студии имени Горького.

Прекрасно, что «Робинзонада» Наны Джорджадзе, получившая «Золотую камеру» в Каннах, вновь подтверждает, что грузинские кинематографисты не собираются сдавать позиций, являясь своего рода камертоном, по которому можно сверять уровень владения профессией в самом высоком смысле этого слова. «Робинзонада» — еще одна удача одаренной постановщицы.

Киновед Александр Федоров

-3

Пловец. СССР, 1981. Режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе. Актеры: Элгуджа Бурдули, Руслан Микаберидзе, Баадур Цуладзе, Гурам Пирцхалава, Нана Квачантирадзе, Имеда Кахиани, Нана Джорджадзе и др. 0,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Море, освещенное золотом заходящего солнечного диска... А среди волн, равномерно выбрасывая могучие руки, плывет человек с непокорной гривой вьющихся волос и горящим взором. Это Думиршхан (Элгуджа Бурдули) — герой фильма Ираклия Квирикадзе «Пловец», где причудливо и замысловато переплетаются буффонада и драма, фарс и трагедия, ироническая стилизация и документальная точность.

То в однотонно-голубом, то в розовом цвете возникают перед, нами картины дореволюционной жизни одного из приморских городов Грузии. История никем не зарегистрированного мирового рекорда марафонского заплыва в открытом море рассказана авторами с грустным юмором и болью за судьбу незаурядной личности, так и не сумевшей добиться признания.

Вторая новелла фильма — о судьбе сына Думиршхана, ставшего инструктором по массовым заплывам. В нем нет уже неисчерпаемой отцовской силы. Вместо яростного всплеска неукротимых чувств — методичность тренировок, обстоятельность подготовки к рекорду.

Ираклий Квирикадзе скупыми, но весьма характерными деталями создает на экране атмосферу конца сороковых годов, недвусмысленно показывая, что именно помешало рекорду: черная зависть соперника и тогдашняя «система» доносов и репрессий...

И, наконец, современная новелла. О внуке легендарного пловца. Мешковатый, с антиспортивной фигурой, долгие годы, казалось бы, и не помышлявший о мечте отца и деда, он все-таки находит в себе силы войти в воду и поплыть. Конечно, он скоро выдохнется. Рекорд так и не будет поставлен. Но вот солнце медленно опустится за горизонт, и вновь возникнет могучая фигура Думиршхана, по-прежнему неутомимо плывущего к цели.

На вроде бы локальном «спортивном материале» Ираклий Квирикадзе поставил философскую притчу о цели человеческой жизни, о призвании и верности, о добре и зле, о дружбе и предательстве, о том, как важно сохранить свои идеалы в меняющемся мире.

P.S. Эта маленькая рецензия была написана и опубликована мной в далеком 1983 году. Много лет спустя режиссер «Пловца» - Ираклий Квирикадзе – прочел этот текст и написал мне так: «Очень хорошо. Кратко и точно! Спасибо!»…

Киновед Александр Федоров

-4

Путешествие молодого композитора. СССР, 1984/1985. Режиссер Георгий Шенгелая. Сценаристы: Эрлом Ахвледиани, Георгий Шенгелая. Актеры: Гия Перадзе, Леван Абашидзе, Зураб Кипшидзе и др. 0,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Георгий Шенгелая родился в актерской семье. Его отец — режиссер немого кино Николай Шенгелая. Мать — актриса Ната Вачнадзе. Брат — режиссер Эльдар Шенгелая («Голубые горы», «Чудаки», «Необыкновенная выставка»).

Признание пришло к Георгию в 1970 году, когда он поставил поэтический фильм «Пиросмани». Затем последовал мюзикл «Мелодии Верийского квартала»...

«Путешествие молодого композитора» — поэтическая притча, рассказывающая о времени 1906-1907 годов в грузинской провинции. Волею судьбы туда попадает выпускник консерватории. Но вместо неторопливой работы его ждет водоворот непредсказуемых и таинственных событий...

Плавное течение фильма, развивающегося по законам навязчивого и неотступного сновидения, превосходно сочетается с тонким изобразительным решением — изысканной коричневато-зеленой цветовой гаммой «кинописи» оператора Левана Пааташвили («Сибириада», «Бег»). Здесь он в очередной раз показал себя выдающимся мастером ракурса, композиции, света и цвета...

Авторы «Путешествия...» словно приглашают зрителя поставить себе на место главного героя и попытаться сделать свой нравственный выбор...

Киновед Александр Федоров

(продолжение следует)