Друзья, сегодня предлагаю вам вместе окунуться в историю, которая могла бы стать сюжетом для самого пронзительного психологического театрального спектакля. Речь пойдет о великом Армене Джигарханяне — человеке-эпохе, чья жизнь вне сцены оказалась полна таких страстей, драм и противоречий, что иному драматургу и не придумать.
Казалось бы, что может быть более возвышенным, чем служение искусству? Актёр, отдавший сцене всю жизнь, чьё имя стало синонимом таланта. Но, увы, даже такие титаны не застрахованы от нашествия бытовых драм, финансовых скандалов и любовных страстей, которые в итоге оказались ярче любого сценического образа.
Акт первый: «Увел чужую — потерял свою»
Молодой, пылкий Армен Джигарханян, только что приехавший покорять Москву, без памяти влюбился. Объектом его страсти стала Татьяна Власова — роскошная брюнетка, занимавшая в театре серьезный пост заведующей литературной частью. Но была одна маленькая деталь, которую начинающий актер предпочел не замечать: сердце красавицы на тот момент было занято.
«У меня были отношения с другим человеком, тоже армянином. Мы не были расписаны, но это была любовь», — сдержанно вспоминала позже сама Власова.
Но что значит какое-то прежнее чувство перед напором молодого таланта с «львиной» головой и сумасшедшей харизмой? Джигарханян, по словам Татьяны, всегда считал себя неотразимым. Этот внутренний стержень, эта уверенность в своей неотразимости и помогла ему буквально увесть Власову из предыдущей семьи. Так начался их долгий, сложный и, как окажется, трагический брак.
Они создали новую семью, вобрав в себя детей от прежних союзов. Татьяна приняла дочь Армена, Елену, а он усыновил её сына Степана. Казалось, жизнь налаживается. Но судьба уже готовила свой самый жестокий удар.
Акт второй: Семейная трагедия, после которой «артист моментально постарел»
За внешним блеском и славой скрывалась настоящая боль. Дочь Джигарханяна, Лена, унаследовала тяжелое психическое заболевание своей биологической матери, Аллы Ванновской. Армен Борисович, как мог, боролся за нормальную жизнь для девочки: устроил её на работу, пытался создать все условия.
Но трагедия, которую не смогли предотвратить ни слава, ни связи, произошла в 1987 году. 22-летняя Лена и её парень погибли в машине в гараже. Это был финал чреды несчастий: годом ранее девушка сделала аборт, после чего у нее обнаружили гепатит. Она не выдержала.
«После этого Армен моментально постарел», — с болью рассказывала Татьяна Власова.
В этой фразе — вся бездна отчаяния человека, который потерял часть себя. Великий актёр, способный сыграть любую эмоцию, оказался бессилен перед реальной драмой. Эта смерть навсегда осталась незаживающей раной в его сердце и, возможно, стала тем трещиной, которая со временем расколола и его брак.
Акт третий: Американская мечта и «бес в ребро» в 79 лет
К концу 90-х брак Джигарханяна и Власовой дал серьезную трещину. Актёр купил жене дом в США, куда она и переехала вместе с их общим котом по имени Фил. Армен Борисочви изредка навещал их, но со временем эти визиты сошли на нет. Они жили раздельно, их пути постепенно расходились.
И вот, в 2014 году, поклонников и всю театральную общественность потрясает новость: 79-летний мэтр женится во второй раз. Его избранницей становится 35-летняя Виталина Цымбалюк-Романовская, бывший музыкальный руководитель, а затем и директор его собственного театра. Через два года романа, в феврале 2016-го, пара официально оформляет отношения.
Что это было? Поздняя любовь, одиночество или расчет? Общество раскололось. Кто-то умилялся, видя в этом историю «осени и весны», кто-то качал головой, предрекая беду. Как оказалось, правы были вторые.
Акт четвертый: Бенефис молодой жены, или Кто забрал наследство Маэстро
Идиллия длилась недолго. Уже через несколько месяцев грянул скандал, по накалу достойный телесериала. Сам Джигарханян подал на развод, публично обвинив молодую супругу в воровстве и мошенничестве. По его шокирующим заявлениям, она лишила его квартир и доступа в его же собственный театр — детище, в которое он вложил душу.
Это был не просто бракоразводный процесс. Это было публичное унижение, битва за имущество, где великий актер предстал не могучим Гамлетом, а уставшим, пожилым человеком, которого, по его же словам, банально «обвели вокруг пальца».
В сентябре 2019 года измотанный скандалами Джигарханян совершает новый крутой поворот — он воссоединяется с Татьяной Власовой. «Будем стареть вместе», — заявил он тогда. Казалось, жизнь после всех бурь возвращается в свою колею. Он вернулся к той, что была с ним в голодные студенческие годы, к женщине, прошедшей с ним через самую страшную потерю — потерю дочери.
«Я не могла дышать без него. А я, видимо, ему также была нужна», — признавалась Татьяна, словно подводя черту под годами разлуки.
Эпилог: Кому досталась трёхкомнатная квартира и кто платит за коммуналку
14 ноября 2020 года сердце 85-летнего Армена Джигарханяна остановилось. Хроническая болезнь почек, отек организма… Его похоронили, согласно воле, на Ваганьковском кладбище рядом с дочерью Леной. Но земные страсти не утихли и после его ухода.
И тут начинается история, которая больше похожа на юридический детектив. Выяснилось, что во время брака с Цымбалюк-Романовской половина их общей квартиры каким-то образом перешла к бизнесмену Юрию Растегину. Теперь он надеется выкупить и вторую половину — ту самую, где продолжает жить 82-летняя Татьяна Власова.
Представьте себе эту ситуацию: вдова великого актера, женщина, делившая с ним жизнь и горе, доживает свой век в трёхкомнатной квартире, которая наполнена памятью о муже. И она вынуждена полностью оплачивать коммунальные услуги за всю площадь, хотя формально половиной уже владеет совершенно чужой человек.
Сама Татьяна с горькой иронией призналась: не исключает, что вскоре ей придется переехать в дом престарелых, если не сможет себя обслуживать. Вот она, горькая цена славы.
А что же Виталина Цымбалюк-Романовская? После всех судов она, по информации из открытых источников, осталась ни с чем и одна воспитывает ребенка.
Параллельно развивается и «американская» сюжетная линия. Единственный сын Татьяны, Степан Джигарханян, едва не погиб в Лас-Вегасе во время попытки ограбления. Он оказал сопротивление, получил пулевое ранение в голову, и его жизнь спасло лишь чудо. А затем его ждал новый шок — счёт от американских врачей на 36 тысяч долларов. Денег не было, пришлось восстанавливаться дома.
Их отношения с матерью, судя по всему, сложные. Татьяна была настолько потрясена, когда Степан неожиданно появился в студии программы «Пусть говорят» с цветами, что воскликнула: «Настоящий! Ну, это опасно. Я могла умереть».
Друзья, как вы думаете, о чем эта история? О великой любви, которая в итоге победила? О доверчивости гения, которым воспользовались? Или о простой житейской правде, что даже самые титанические фигуры оказываются беззащитны перед лицом одиночества, жажды наживы и простого человеческого предательства?
Вот она, точка невозврата. Джигарханян, создавший на сцене сотни характеров, в жизни так и не смог до конца разобраться в сердцах тех, кто был к нему ближе всех. Он нашел в себе силы вернуться к первой любви, но было уже поздно — здоровье подорвано, имущество распродано, а наследство стало яблоком раздора.
Он ушел, оставив после себя не только золотой фонд советского и российского кинематографа, но и горький осадок от скандалов, и вдову, которая в старости вынуждена бороться за стены, в которых хранится память о их общей, такой непростой, но настоящей любви.