Найти в Дзене
Виталий

Медитация: побег от реальности или ее осознание? Часть 3 (Дукха).

- Учитель, твоё объяснение Анитьи многое прояснило. Я начал замечать этот поток изменений в себе и вокруг. Но теперь меня преследует новый вопрос. Если непостоянство — это просто закон природы, как гравитация, то почему оно причиняет столько страданий? Почему Будда назвал это Дуккхой — страданием, неудовлетворённостью? Неужели сама реальность устроена болезненно?

- Этот вопрос ведёт нас в самое сердце Учения. Ты задаёшься правильным вопросом. Будда не говорил, что непостоянство — это страдание. Он говорил, что наша борьба с непостоянством — вот что создаёт страдание. Дуккха — это не свойство вселенной, а состояние нашего ума, который с этой вселенной конфликтует.

- То есть, дело не в самой боли, а в моём к ней отношении?

- Это — часть правды, но давай копнём глубже. Дуккха имеет несколько уровней, как болезнь имеет лёгкие и тяжёлые симптомы. Переводя это как просто «страдание», мы упрощаем. Дуккха — это скорее «разлад», «несоответствие», «фундаментальная неудовлетворённость».

- Представь себе зубчатую шестерёнку, которая пытается сцепиться с текучей рекой. Она ломается, скрипит, не может найти опоры. Наш ум — эта шестерёнка. А мир — эта река. Скрип и трение — это и есть Дуккха.

- Я чувствую это «трение» каждый день. Но из чего оно состоит?

- Давай разберём три основных уровня Дуккхи, о которых говорил Будда.

1. Страдание как таковое. Это то, что все мы называем страданием: физическая боль, горе, печаль, разочарование. Это самый очевидный уровень.

2. Страдание из-за изменений. Вот здесь Анитья и Дуккха встречаются. Это страдание, вызванное тем, что приятное непостоянно.

Ты наслаждаешься вкусной едой. Но где это наслаждение через пять минут? Оно исчезло. Осталась лишь тонкая неудовлетворённость, желание повторить.

Ты счастлив в кругу любимых. Но встреча заканчивается, и возникает лёгкая грусть.

Этот вид Дуккхи — самый коварный. Мы гонимся за удовольствиями, не замечая, что в самом их ядре запрограммирована будущая потеря. Мы пытаемся удержать воду в руках, и страдаем не столько от того, что она утекает, сколько от тщетности наших усилий.

3. Всепроникающее, или обусловленное страдание. Это самый глубокий и тонкий уровень. Он заключается в самой нашей обусловленной природе.

- Обусловленной? Что это значит?

- Это значит, что наше существование, наше «Я», собранное из пяти совокупностей (форма, ощущения, восприятия, умственные конструкции и сознание), является продуктом причин и условий. Оно пусто от собственной независимой сущности. То есть оно существует лишь потому, что обусловлено другим. А что такое нечто обусловленное? Это что-то собранное, зависимое... хрупкое. Именно. Быть собранным из частей — значит быть несовершенным, уязвимым, находящимся под угрозой распада. Сама попытка найти прочное счастье в этом собранном, непостоянном конгломерате ума и тела — и есть корень всепроникающей Дуккхи. Это как пытаться построить дом на зыбучем песке и удивляться, почему он постоянно рушится. Проблема не в песке, а в фундаментальном непонимании его природы.

- Получается, я обречён страдать, просто потому что существую?

- Нет. Ты обречён страдать, пока отождествляешь себя с этим непостоянным, обусловленным набором элементов. Пока ты говоришь: «Я — это моё тело (которое болеет), я — это мои чувства (которые проходят), я — это мои мысли (которые меняются)». Дуккха — это крик твоего подлинного, свободного сознания, запертого в тюрьме иллюзии отдельного «Я».

- И как же услышать этот крик? Как его распознать в себе?

- Через внимательность и концентрацию. В следующий раз, когда ты почувствуешь беспокойство, тоску, лёгкий внутренний дискомфорт — не беги от него. Остановись и спроси: «Что сейчас происходит?».

· Может, ты только что получил то, чего хотел, но почувствовал пустоту?

· Может, ты пытаешься удержать в уме приятное воспоминание, но оно ускользает?

· Может, ты просто чувствуешь смутный фон неудовлетворённости без видимой причины?

Это и есть «вкус» Дуккхи. Это не твой личный провал. Это диагноз состояния всех существ в Сансаре. И, как любой точный диагноз, он — первый шаг к исцелению.

- Так Дуккха — это не враг? Это... учитель?

- Прекрасно сказано! Дуккха — это не проклятие, а симптом. Симптом нашей фундаментальной ошибки восприятия. Подобно тому, как физическая боль говорит нам убрать руку от огня, Дуккха всего мира кричит нам: «Остановись! Ты движешься не в том направлении! Твой путь — это цепляние — ведёт в тупик!».

Таким образом, понимание Анитьи показывает нам ландшафт местности. Понимание Дуккхи показывает нам, где мы на этой местности постоянно спотыкаемся и падаем. И только осознав и приняв обе эти истины, мы можем задать самый важный вопрос: «А где же тропа, ведущая из этого страдания?». Но это, мой друг, тема для одной из наших следующих бесед.