Учитель, после наших бесед мой ум перевернулся. Я вижу непостоянство (Анитью) во всём, и понимаю, как моё сопротивление ему рождает страдание (Дуккху). Но у меня остаётся последний, самый пугающий вопрос. Если всё непостоянно, и цепляние причиняет боль... то что тогда такое «Я»? Кто медитирует? Кто страдает? Кто идёт по пути? Ты упомянул Анатму — не - «Я». Неужели меня по-настоящему нет?
- Этот страх — преддверие прорыва. Ты подошёл к самому порогу. Да, Анатма — это третий краеугольный камень понимания реальности. Это не отрицание твоего опыта, а отрицание неверной интерпретации этого опыта. Мы не говорим, что личности не существует. Мы говорим, что она существует не так, как ты привык думать.
- Как же тогда? Я чувствую себя собой! У меня есть память, характер, цели...
- Безусловно. Но давай исследуем это на опыте, как и подобает в медитации. Ты сказал: «у меня есть память». Значит, ты — не память, верно? Ты — тот, кто обладает памятью. Так же, как ты обладаешь телом. Но где тогда находится этот обладатель? Давай поищем его вместе:
- Сядь. Закрой глаза. Почувствуй своё дыхание. Теперь спроси себя: «Я — это дыхание?».
- Нет... Я тот, кто дышит.
- Хорошо. Возникла мысль. «Я — это эта мысль?».
- Нет. Я тот, кто наблюдает за мыслью.
- Ты уже долго сидишь, появилась боль в ноге. «Я — это эта боль?».
- Конечно нет! Я тот, кто чувствует боль.
- Прекрасно. А теперь самый главный вопрос: Кто этот «кто»? Отведи внимание от дыхания, мыслей, ощущений... и направь его на самого того, кто наблюдает. На того, кто говорит «я». Что ты находишь? Получилось? Пробуй!
- Тишина... Пустота... Ничего конкретного. Просто осознавание.
Именно! Ты нашел самое важное. Ты не находишь никакого постоянного, отдельного, независимого «существа» в центре. Ты находишь процесс осознавания. Анатма утверждает, что то, что мы называем «личностью», — это не вещь, а динамический, зависящий от условий поток пяти совокупностей (скандх).
- Пяти совокупностей?
- Да. «Личность» — это условное имя для постоянно меняющейся комбинации:
1. Форма (Тело, физическое).
2. Ощущения (Приятное, неприятное, нейтральное).
3. Восприятия (Распознавание,— «это стол», «это друг»).
4. Умственные формирования (мысли, эмоции, намерения, привычки).
5. Сознание (осведомлённость об объектах, наполнение понятий содержанием).
- Ни одна из этих скандх не является «Я». Они все непостоянны (Анитья) и, будучи объектами цепляния, причиняют страдание (Дуккха). «Личность» — это не пятая скандха, а сложный, быстротечный танец всех пяти вместе.
- Но если нет «Я», то кто перерождается? Кто несёт карму?
- Прекрасный вопрос и о карме мы обязательно поговорим еще отдельно, а пока, в рамках твоего вопроса, представь пламя свечи. Ты зажигаешь от неё другую свечу, и первое пламя гаснет. Можно ли сказать, что «то же самое» пламя перешло на вторую свечу?
- Нет... но есть причинно-следственная связь. Второе пламя возникло благодаря первому.
- Вот именно! Нет неизменной сущности, которая «переселяется». Есть передача импульса, непрерывная причинно-следственная цепь. Один поток скандх, угасая, является причиной возникновения следующего потока. Это не «переселение души», а «передача эстафеты» кармической энергии. Карму несёт не «Я», а сам этот поток.
А теперь самое главное. Понимание всех трёх аспектов — Анитьи, Дуккхи и Анатмы — кардинально меняет саму практику медитации:
· Без понимания того, что все меняется и это естественный закон мира, медитация становится борьбой с мыслями. Ты злишься, что они приходят, и пытаешься их подавить.
· Без понимания своего сопротивления постоянно изменяющемуся миру, ты не понимаешь, зачем всё это. Ты можешь успокоить ум, но не увидишь корня проблемы.
· Но без понимания Анатмы медитация лишь укрепит иллюзию! Ты начинаешь отождествляться с «хорошим медитатором», героем, постигшем знания, с тем, «кто достиг спокойствия». Ты создаёшь новое, более утончённое и прочное «Я», которое теперь якобы еще и «духовно». И это — самая коварная ловушка на пути!
- То есть, понимание Анатмы не позволяет эго присвоить себе плоды медитации?
- Именно! Когда в медитации возникает боль, понимание Анатмы позволяет сказать: «Есть боль, но нет того, кому больно». Когда возникает гордость за успех, ты видишь: «Есть гордость, но нет того, кто гордится». Ты перестаёшь склеивать разрозненные моменты опыта в монолитную историю под названием «Я». Ты просто наблюдаешь танец элементов ума, не становясь танцором.
- И это приносит освобождение?
- Это и есть освобождение. Прямо здесь и сейчас. Страдание возможно только тогда, когда есть тот, кому может быть больно. Когда иллюзия обособленного «Я» растворяется, исчезает и тот, кто страдает. Остаётся лишь ясное, безличное, сострадательное функционирование. Остаётся поток, но исчезает пловец, который в нём тонул.
Три аспекта — это не три отдельные истины. Это три грани одного алмаза:
1. Всё непостоянно (Анитья).
2. Цепляние за непостоянное причиняет страдание (Дуккха).
3. И того, кто цепляется, тоже не существует (Анатма).
Поняв это, ты не просто медитируешь для чего-то. Ты используешь медитацию, чтобы на опыте убедиться в этом. И в этот миг практика из инструмента становится самой свободой.