Найти в Дзене
DigEd

После золотой лихорадки: чему антирост может научить нас в отношении микросертификатов

Оглавление

Автор Дэвид Портер

В последнее время я размышляю над вопросом: что, если «больше» больше не является основным фактором развития образовательных программ, особенно в отношении микросертификатов?

Идея антироста, снижающего нашу зависимость от бесконечного расширения, набирает популярность за пределами экономики. Как показали Всемирный экономический форум (2022) и Sevak (2025), речь идёт не столько о сокращении экономики, сколько об улучшении качества жизни посредством достаточности, общности и баланса. В контексте высшего образования антирост заставляет нас представить себе переход от «больше и быстрее» к «меньше, медленнее и значимее». Для тех из нас, кто погружен в сферу послевузовского образования и развития рабочей силы, эта мысль побуждает нас задуматься, может ли антирост вдохновить нас на создание более медленных, небольших, но более совершенных экосистем микросертификатов?

Почему этот разговор важен

По всей Канаде, и особенно в Британской Колумбии, системы микродипломов быстро развиваются. Это своего рода менталитет золотой лихорадки: государственные гранты, направленные на повышение квалификации рабочей силы, стимулируют развитие вузов, часто дублируя усилия. В недавнем отчете BCcampus, содержащем обзор подходов к разработке, оценке и согласованию микросертификатов, основанных на компетенциях, описывается, как учреждения активно разрабатывают модульное обучение на основе компетенций, согласованное с приоритетами работодателей и провинций (Porter, 2025). Эти усилия делают акцент на гибкости, наращиваемости и цифровой валидации, гарантируя учащимся возможность адаптироваться к текущим изменениям на рынке труда.

Однако, каким бы многообещающим это ни было, каждый новый документ добавляет еще один уровень к сложной образовательной инфраструктуре и среде, связанной с квалификацией. Мысль о антиросте побуждает нас остановиться и задаться вопросом: ради чего мы расширяемся? Расширяем ли мы доступ и возможности или же раздуваем бюрократию, основанную на инфляции квалификационных данных и более детальной сложности? Переход от «более быстрых навыков» к «обучению в оптимальном масштабе»

В отчёте Coursera о влиянии микросертификатов за 2024 год было обнаружено, что 97% руководителей высшего образования считают, что микросертификаты укрепляют долгосрочные карьерные перспективы студентов, а 82% планируют интегрировать микросертификаты с зачётными кредитами в течение пяти лет (Coursera, 2024). Эта динамика демонстрирует растущую роль микросертификатов в экосистемах непрерывного обучения. Однако такие учёные, как Фицпатрик, Паррик и Косме (2022), напоминают нам, что быстрое расширение само по себе может воспроизводить логику, ориентированную на рост, отдавая приоритет эффективности, а не справедливости или рефлексии.

В противоположность этому, перспектива антироста делает акцент на достаточности, заботе и совместном создании ценности (Fitzpatrick et al., 2022). С этой точки зрения, «обучение в правильном масштабе» означает разработку микро-дипломов, которые развивают более глубокие компетенции в сочетании с экологической грамотностью, системным мышлением, этическим лидерством и регенеративным дизайном.

Представьте себе микро-сертификаты, которые не просто помогают человеку получить новую работу, но и помогают ему переосмыслить, что такое устойчивая работа и как эти знания могут помочь ему развить личную свободу действий для построения собственного будущего.

Обучение, которое служит сообществам

Британская Колумбия предлагает ранние примеры разработки местных, ориентированных на взаимоотношения квалификационных программ. Программы микро-сертификаций «Основы адаптации к изменению климата» Университета Роял-Роудс и проекты «Оценка микро-сертификаций» и «PLAR» Университета Томпсон-Риверс отражают то, что Берг-Брекхус и Верлер (2024) называют «дружественным образованием», то есть обучением, которое объединяет сотрудничество, устойчивость и осознание местности.

Эти программы созданы не для глобального масштабирования, а для воздействия на сообщество. Они отражают принципы антироста: достаточность, справедливость и экологическая ответственность (Berg-Brekkhus & Werler, 2024). Аналогичным образом, такие ученые, как Диез-Гутьеррес и др. (2024), подчеркивают важность внедрения идей антироста, таких как автономия, взаимозависимость и простота, на всех уровнях образования. С этой точки зрения, микро-сертификаты могут стать якорями для местных преобразований, а не ускорителями глобальной конкуренции.

Микро-сертификаты как инструменты заботы

В последних публикациях по образованию часто встречается мысль о том, что «рост» сам по себе стал несомненной ценностью. Балдаккино и Сэверо (2024) утверждают, что образование подверглось влиянию языка капитализма, в котором студенты рассматриваются как «человеческий капитал», а обучение на протяжении всей жизни становится бесконечной самооптимизацией. По их мнению, образование, основанное на идеях антироста, не является антиобразованием. Речь идет о том, чтобы научиться жить по-другому.

В переносе на микро-сертификаты это может означать разработку коротких программ, которые культивируют эмпатию, гражданскую активность и ответственность, а не только техническую гибкость. Благодаря ценности рефлексии, связи и социальной значимости такие микро-сертификаты могут сделать высшее образование пространством заботы, а не только карьеры.

От рынков сертификатов к общему достоянию

Концепция антироста смещает нашу перспективу с знаний как товара на знания как «общее достояние». В недавнем отчете BCcampus рекомендуется согласовать микро-сертификаты с системами управления человеческими ресурсами и открытыми цифровыми сертификатами (Porter, 2025). Расширяя эту логику, перспектива антироста будет способствовать развитию экосистем кредитов, основанных на общем достоянии, с открыто доступными учебными программами, прозрачными критериями оценки и взаимодействующими, но принадлежащими сообществу платформами признания.

Эта идея параллельна концепциям отношений устойчивости, описанным West et al. (2024), которые призывают «идти вместе в мире многих миров», чтобы соединить знания коренных народов, науки и сообществ. Микро-сертификаты могли бы воплотить это разнообразие мышления, предлагая множество способов познания и сопротивляясь универсальной стандартизации.

Замедление, чтобы углубиться

Уэст и его коллеги (2024) утверждают, что преобразования в области устойчивого развития зависят от реляционного обучения, от достаточного замедления, чтобы создать пространство для диалога, заботы и размышлений. Это глубоко резонирует с тем, как высшее образование может переосмыслить микро-сертификаты: не как испытания скорости в приобретении навыков, а как приглашения остановиться, установить связь и ответственно адаптироваться.

На практике экосистема микро-сертификатов, ориентированная на антирост, может:

  • Переосмыслить успех с точки зрения местного благополучия, сотрудничества и устойчивости сообщества.
  • Продвигать «медленные компетенции», такие как рефлексивное суждение, этическое сознание и эмпатия.
  • Ценить разнообразие, совместно создавая программы с коренными, сельскими и маргинализированными учащимися.
  • Измерять влияние через социальную ценность, а не только рыночную.

Как может выглядеть будущее кредитов, вдохновленное деростом:

  • Целевой дизайн: программы измеряют успех по тому, как они укрепляют социальные и экологические системы (Fitzpatrick et al., 2022).
  • Экологические компетенции: учащиеся развивают навыки управления, проектирования циркулярной экономики и регенеративного лидерства (Diez‑Gutiérrez et al., 2024).
  • Совместное управление: работодатели, сообщества и высшие учебные заведения совместно разрабатывают и владеют квалификациями (Porter, 2025).
  • Платформы подходящего размера: экосистемы цифровых значков остаются открытыми, совместимыми и основанными на общих ценностях доверия, а не контроля.
  • Обучение для достижения достаточности: квалификации отдают приоритет адекватности, а не накоплению, обучая достаточно для значимого участия, а не бесконечной сертификации.

Пути вперед

Высшее образование находится на увлекательном перепутье. Один путь ведет к большей скорости, метрикам и масштабированию. Другой, основанный на идеях ученых, занимающихся антиростом, таких как Berg‑Brekkhus и Werler (2024) и Baldacchino и Sæverot (2024), предлагает нечто иное — обновление осознанной, гуманной культуры обучения.

Возможно, антирост вовсе не означает отказ от роста. Возможно, речь идет о поиске баланса, при котором микро-сертификаты становятся не просто записями о достижениях, а гражданскими и личными инструментами, которые культивируют заботу, взаимность и мудрость.

В эпоху, которая прославляет ускорение, возможно, самым смелым шагом в области образования будет замедление, установление глубоких связей и изменение подхода к росту.

Источник