Найти в Дзене
Странствия поэта

Вот уж чего не ждал! Новый фильм о Лермонтове 2025 года

Действительно не ждали, а он вот вышел...

Или я узнал о кино поздно, всего 2 дня назад. Честно говоря, все фильмы о Лермонтове не дотягивают даже до средненьких. Что фильм 1986 года с Бурляевым, что сериал «Из пламя и света» 2008 года, что игровая документалка «Лермонтов» 2014 года.

Я понимаю, что у каждого режиссёра свой Лермонтов. Каждый видит поэта по-своему. Картину «Лермонтов» 2025 года снял грузинский режиссёр Бакур Бакурадзе.

А что вышло у него?

Сразу говорю, что кино не для всех. Не для того, чтобы вас развлечь. Мне оно показалось самым символичным. То есть без знания творчества и биографии поэта может показаться скучным.

Аннотация фильма:

Пятигорск, подножие горы Машук, утро 15 июля 1841 года. Два дня назад Лермонтов и Мартынов были друзьями, а теперь стали непримиримыми врагами. До их дуэли остаётся всего несколько часов, но никто из друзей, родственников и приятелей поэта не задумывается о трагическом финале.
-2

Конечно, в голову поэта не залезешь, но режиссер очень старается. Особенно показать одиночество поэта. Он почти всегда в кадре один.

Фильм о Лермонтове 2025 года — не биография, а интерпретация. Рассвет под Машуком снят так, будто горы умеют помнить. Камера медлит на камнях, на траве, на влажном воздухе, как на лицах живых. В кадре — утро, которое ещё не знает о вечерней тьме; люди, которые произносят лёгкие слова, не слыша их тяжести. Время здесь не идёт — оно накапливается, как дым перед выстрелом.

-3

Два дня — миг, в котором дружба успевает превратиться в непримиримость. Режиссёр не ищет виноватого, он изучает трение: как злой остроумный отблеск превращается в стилет, как код чести, придуманный ради приличий, требует крови, как обида обретает форму ритуала.

Лермонтов у него лишён бронзы и музея: нервный, смешливый, неугомонный, с горным ветром в висках и пустыней в сердце. Мартынов — не чудовище и не статист, а человек.

По замыслу режиссёра (наверное) Лермонтов знает, что погибнет на дуэли. Он много ходит и думает.

«Выхожу один я на дорогу…»

Этическая нервность картины — в смещённой оптике. Она говорит не о дуэли, а о пространстве, которое её производит: обществе, где остроумие часто дорожит собой больше, чем человек; традиции, где честь — это форма страха, а не достоинства; дружбе, которой не хватает простого, неисторического «прости». Фильм не обвиняет, но и не отпускает: все понемногу виноваты, все понемногу невинны — и именно это делает трагедию неизбежной.

Многие пишут, что в фильме ничего не происходит, что нужно экшона добавить, мол зрители в кинотеатре уснут.

Тут ничего не поделаешь. Привыкший к попкорновому кино зритель, где картинка меняется каждые 2 секунды, где постоянно идут то взрывы, то погони, то оглушающие звуки, вряд ли оценит медленного и монотонного «Лермонтова» 2025 года.

Я бы хотел сказать, что это кино, снятое фантом для фанатов, но не скажу. Это скорее задумка, которую режиссер вынашивал годами. Ему так хотелось снять про Лермонтова, что он упустил самое главное — душу поэта. Уж актёр ли в этом виноват или режиссер, но я не увидел здесь поэта Лермонтова, а увидел актёра, который пытается его играть.

-4

Если фильм — это попытка сделать что-то типа хроники последних двух дней жизни поэта, то для общего развития сойдёт. Но чтобы через него знакомиться с творчеством поэта или вообще строить видение о Лермонтове, увольте.

А вот лес, по которому бесцельно странствует Лермонтов, и сам Кавказ показаны хорошо. Кадры сочные и правдивые. Я был там и знаю, о чём говорю. Одиночество сложно передать на плёнке, но попытка явно неплохая. Тем более сам Лермонтов, которому уже не интересны в тот момент ни шумные гулянки, ни прогулки с дамами, ни шутки с друзьями, как бы подсказывает нам из прошлого, как снимать.

Оценок не ставлю. Мы не в школе. Да и не нужны они этому фильму. У него будет свой вдумчивый зритель. Будут и те, кто вообще не поймёт, зачем это снято и что происходит в кадре.

Спасибо за внимание!