22 октября исполняется 155 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина – знаменитого писателя и поэта, первого русского обладателя Нобелевской премии в области литературы. Гениальный мастер слова, тонкий психолог и проникновенный лирик — Бунин оставил после себя богатейшее литературное наследие, которое и сегодня восхищает читателей по всему миру.
Жизнь Бунина была сложна и противоречива. Любя родину, он был вынужден долгие годы провести за её пределами, а художественное и философское наследие Ивана Бунина охватывает три эпохи — предреволюционную, годы революции и Гражданской войны (те самые «окаянные дни» в России) и жизнь русской эмиграции первой волны.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в старинной обедневшей дворянской семье.
Отец писателя — помещик Алексей Николаевич Бунин (1827—1906) — не получил хорошего образования: окончив первый класс гимназии, он оставил учёбу, а в шестнадцатилетнем возрасте устроился на службу в канцелярию губернского дворянского собрания. В составе Елецкой дружины ополчения он участвовал в Крымской кампании. Иван Алексеевич вспоминал об отце как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, горячем и великодушном одновременно: «Всё его существо было… пропитано ощущением своего барского происхождения». Несмотря на укоренившуюся с отроческих лет нелюбовь к учёбе, он до старости «читал всё, что попадало под руку, с большой охотой».
Мать писателя, Людмила Александровна, в отличие от энергичного, темпераментного мужа (который, по свидетельству писателя, «временами пил ужасно, хотя не имел… ни одной типической черты алкоголика»), была женщиной кроткой, мягкой, набожной. Людмила Александровна, воспитанная на лирике Пушкина и Жуковского, занималась, в первую очередь, воспитанием детей; не исключено, что её впечатлительность передалась Ивану Алексеевичу. В доме никогда никого не наказывали. Иван Бунин рос, окруженный лаской и любовью. Мать проводила с ним все время и очень его баловала. Всего Людмила Александровна родила девятерых детей, пятеро из которых скончались в раннем детстве.
Детство будущего писателя прошло в фамильном имении – на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, куда Бунины переехали в 1874 г. В 1881 г. Иван был зачислен в первый класс Елецкой гимназии, но курса не закончил, исключенный в 1886 г. за неявку с каникул и неуплату за обучение. В Бутырках 8-летний Иван написал свой первый стих. Потом в деревне он работал над рассказами и очерками. В произведениях юного писателя выделяется литературная манера, характерная для Пушкина и Лермонтова.
Возвращаться из Ельца И.А. Бунину пришлось уже на новое место – в усадьбу Озерки того же Елецкого уезда, куда вся семья переехала весной 1883 г., спасаясь от разорения продажей земли в Бутырках. Дальнейшее образование он получил дома под руководством старшего брата Юлия Алексеевича Бунина (1857-1921), сосланного народника-чернопередельца, навсегда оставшегося одним из самых близких для И.А. Бунина людей.
Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой Надсона», напечатанным в газете «Родина» 22 февраля 1887 г. В течение года в той же «Родине» появились и другие стихотворения Бунина — «Деревенский нищий» и др., а также рассказы «Два странника» и «Нефедка». Деревне посвящены многие рассказы Бунина 1890-х годов. Его крестьяне — кроткие и милые дети земли, безропотно несущие бремя невзгод и нищеты. В эти годы, по словам самого художника, он воспевал «деревенские идиллии» и слагал «деревенские элегии…».
«…Меня всегда привлекали земля и народ…»,
— говорил Бунин.
В начале 1889 г. молодой писатель покидает родительский дом и начинает самостоятельную жизнь. Сначала он, вслед за братом Юлием, отправился в Харьков, но осенью того же года принял предложение о сотрудничестве в газете «Орловский вестник» и поселился в Орле.
В «Орловском вестнике» он занимал должность корректора, работал над статьями и театральными рецензиями. В 1891 г. как приложение к «Орловскому вестнику» вышла первая книга Бунина – «Стихотворения 1887-1891 гг.». В «Стихотворениях» затронуто несколько философских тем и красиво описана русская природа. Поэзия Бунина по манере исполнения характерна для моды 1880-х гг., но её техника была доведена до совершенства, а содержание – главным образом, описания природы – отличалось объёмом и убедительностью. Вскоре на юношу обратили внимание корифеи литературной критики Н.К. Михайловский и А.М. Жемчужников, продвигавшие молодого поэта в столичных журналах.
К орловскому периоду относится и первое сильное чувство – любовь к Варваре Владимировне Пащенко, согласившейся в конце лета 1892 г. переехать с И.А. Буниным в Полтаву, где в то время брат Юлий Бунин служил в земской городской управе. Молодая пара также устроилась на работу в управу, а в газете «Полтавские губернские ведомости» публиковались многочисленные очерки Иван Бунина, написанные по заказу земства.
В 1892-1894 годах стихотворения и рассказы Бунина начинают печататься в столичных изданиях: газете "Киевлянин", в "толстых" журналах - "Вестник Европы", "Мир Божий", "Русское богатство".
В 1894 году Варвара Пащенко оставила Бунина, выйти замуж за него Варваре не позволил отец. Писатель очень переживал — старшие братья даже опасались за его жизнь. Муки первой любви Иван Бунин позже отразил в последней части романа «Жизнь Арсеньева» — «Лика».
В начале 1895 г., после разрыва с В.В. Пащенко, Бунин оставляет службу и уезжает в Петербург, а затем в Москву. В 1896 г. приложением к «Орловскому вестнику» был опубликован сделанный Буниным перевод на русский язык поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», открывший несомненный талант переводчика и до настоящего времени оставшийся непревзойденным по верности оригиналу и красоте стиха. Он также перевёл произведения Алкея, Саади, Петрарки, Байрона, Мицкевича, Шевченко и других выдающихся поэтов. В 1897 году в Петербурге вышел сборник «На край света и другие рассказы».
В этот период он сближается с Антоном Павловичем Чеховым — знакомство, оказавшее глубокое влияние на творчество Бунина. Позже он посвятит другу незавершённую прижизненно книгу «О Чехове», изданную посмертно в Нью-Йорке. Известно, что незадолго до своей кончины в 1904г. А.П. Чехов просил Н.Д. Телешова: « Бунину передайте, чтобы писал и писал…из него большой писатель выйдет…Так и передайте ему от меня. Не забудьте».
В июле 1898 года Бунин познакомился с одесским издателем и редактором газеты «Южное обозрение» Николаем Цакни. Будучи приглашённым на дачу к Цакни, при входе в разросшийся по-южному сад Иван Алексеевич увидел 18-летнюю красавицу - дочь Н. П. Цакни от первого брака — Анну… Иван Алексеевич, влюбившись, вскоре попросил её руки. Предложение было принято, 23 сентября 1898 года в Сретенской церкви на Новом базаре состоялось венчание Бунина с Анной Цакни. Бунин поселился в семье Цакни на Херсонской, 44. Цакни к тому моменту было 19 лет, а Бунину — 27. Однако после свадьбы прошло некоторое время, и семейная жизнь разладилась. Цакни винила мужа в черствости, он ее — в легкомыслии. Вот что писал Иван Бунин брату Юлию Бунину о Анне: «Сказать, что она круглая дура, нельзя, но ее натура детски-глупа и самоуверенна — это плод моих долгих и самых беспристрастных наблюдений. <…> Ни одного моего слова, ни одного моего мнения ни о чем — она не ставит даже в трынку. Она… неразвита как щенок, повторяю тебе. И нет поэтому никаких надежд, что я могу развить ее бедную голову хоть сколько-нибудь, никаких надежд на другие интересы».
30 августа 1900 года у Анны Цакни родился сын, его назвали в честь деда — Николаем. Бунин тяжело переживал разрыв , сына он мог видеть лишь изредка — приезжая в Одессу. Впоследствии Бунин рассказывал, что «…виделся с Колей раз пять-шесть в году, причём в это время весь дом запирался и дышал на меня злобой». А 16 января 1905 года их сын умер… Больше детей у Ивана Бунина не было. Рана Бунина не зажила никогда. Он так и не смог примириться со смертью Коли. Вторая жена В. Н. Муромцева-Бунина вспоминала, что и в Париже старый и немощный Бунин подолгу смотрел на фотографию Коли, плакал о чём-то, с ним тихо беседовал…
В начале 1900-х Бунин начал сотрудничать с московским объединением "Среда" и стал его активным участником, нередко выступая в защиту реализма против декаданса.
К 1901 году Бунин выпустил четыре поэтических сборника и утвердил себя как самобытный автор. Страстное увлечение поэзией наложило неизгладимый отпечаток на его прозаическое творчество. Проза Бунина наполнена тончайшим лиризмом высокой поэзии, виртуозностью оттенков, точностью описания. «Антоновские яблоки» (1900) – один из лучших ранних рассказов – можно без преувеличения назвать поэмой в прозе, где утончённость слога покрыта лёгким флёром грусти.
В начале 1901 г. в московском издательстве «Скорпион» вышел поэтический сборник «Листопад» — итог недолгого сотрудничества Бунина с символистами, принесший автору в 1903 г. наряду с переводом «Песни о Гайавате» Пушкинскую премию Российской Академии Наук.
Пушкинская премия, присуждаемая Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук, была одной из наиболее престижных наград дореволюционной России. Она вручалась раз в два года в период с 1882 по 1919 г. «за напечатанные на русском языке оригинальные произведения изящной словесности в прозе и поэзии». Лауреат получал вознаграждение в размере 1000 рублей.
Сборник «Листопад» вызвал многочисленные отзывы критики. В те годы реалистическая поэзия Бунина резко выделялась на фоне декадентских произведений, на что обратили внимание рецензенты. К. И. Чуковский отметил, что в стихах Бунина привлекает характерное для пушкинской поэзии «душевное равновесие, простота, ясность и здоровье — какие все это редкие вещи по нынешним временам!» А. Блок в статье «О лирике» писал: «Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своем роде, что мы должны с его первой книги и первого стихотворения „Листопад“ признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии».
С особенным интересом относился к стихотворениям Бунина А. И. Куприн, с ним Иван Алексеевич познакомился в1897 году, и дружбу с которым пронес через десятилетия…О «Листопаде» Куприн отзывался как о талантливой книге, в которой Бунин «с редкой художественной тонкостью умеет своеобразными, ему одному свойственными приемами передать свое настроение...»:
«в поисках и в передаче настроений г. Бунин не утратил, подобно другим современным поэтам, жрецам пресловутой «Новой красоты», связи с заветами наших великих мастеров слова. Стих г. Бунина изящен и музыкален, фраза стройна, смысл ясен, а изысканно-тонкие эпитеты верны и художественны…»
Знакомство в 1899 г. с Максимом Горьким привело И.А. Бунина в начале 1900-х гг. к сотрудничеству издательстве «Знание». В «Сборниках Товарищества “Знание”» печатались его рассказы и стихотворения, а в 1902-1909 гг. в издательстве «Знание» выходит пятью отдельными ненумерованными томами первое собрание сочинений И.А. Бунина (том шестой увидел свет уже благодаря издательству «Общественная польза» в 1910 г.).
В ноябре 1906 г. в московском доме Б.К. Зайцева Бунин познакомился с будущей женой Верой Николаевной Муромцевой.
Вера Муромцева (1881—1961) была дочерью члена Московской городской управы Николая Муромцева и племянницей председателя Первой Государственной думы Сергея Муромцева. Вера Николаевна — выпускница Высших женских курсов — занималась химией, знала несколько европейских языков и на момент знакомства с Буниным была далека от литературно-богемной среды. Современники описывали её как «очень красивую девушку с огромными, светло-прозрачными, как бы хрустальными глазами».
Писатель Иван Бунин был очень счастлив в этом браке. Он называл Веру Муромцеву своей музой и во многом был благодарен ей за гармоничную семейную жизнь и помощь в творчестве. «Без тебя я ничего не написал бы. Пропал бы!» — говорил литератор любимой супруге. Обвенчались Иван Бунин и Вера Муромцева только в 1922 году, в Париже, так как Анна Цакни не давала Бунину развода. Вместе они прожили почти полвека. Вера Муромцева стала преданным другом Бунина на всю жизнь, вместе они прошли все тяготы эмиграции и войны.
В эти годы Бунин много путешествовал по свету, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию. Вместе с Верой Николаевной Бунин совершил в 1907 году путешествие в Египет, Сирию и Палестину, в 1909 и 1911 годах был у Горького на Капри. Выражаясь словами самого писателя, он стремился обозреть лицо мира. Впечатления от поездки в Константинополь в 1903 г. легли в основу рассказа «Тень птицы» (1908 г.), с которого в творчестве Бунина начинается ряд блестящих путевых очерков, собранных впоследствии в одноименный цикл (сборник «Тень птицы» вышел в Париже в 1931 г.).
В 1905 году разразилась первая русская революция, страну охватили разрушительные крестьянские бунты. Литератор не поддерживал происходящего. После событий того времени Бунин написал «целый ряд произведений, резко рисующих русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы». Среди них — повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».
Повесть «Суходол»—исповедь крестьянки, убежденной в том, что «у господ было в характере то же, что и у холопов: или властвовать, или бояться». Герои рассказов «Сила», «Хорошая жизнь» (1911), «Князь во князьях» (1912) — вчерашние холопы, теряющие образ человеческий в стяжательстве. Параллельно Бунин рисовал людей, которым некуда приложить свою природную одаренность и силу («Сверчок», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец» и др.). Заявляя, что его «более всего занимает душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина», писатель искал стержень нации в фольклорной стихии, в экскурсах в историю («Шестикрылый», «Святой Прокопий», «Сон епископа Игнатия Ростовского», «Князь Всеслав»).
Одновременно Иван Алексеевич издал свои путевые дневники, делясь наблюдениями и впечатлениями от посещения стран Востока и размышляя о древней культуре человечества.
В 1909 году Ивану Бунину присудили Пушкинскую премию второй раз. Эту премию разделили сразу два известных литератора. Иван Алексеевич Бунин получил награду за 3-й и 4-й тома собрания сочинений вкупе с переводом мистерий Джорджа Байрона, а также Александр Иванович Куприн за рассказы и повесть «Поединок». Лауреаты были ровесниками и близкими друзьями. Узнав о присуждении половинной Пушкинской премии Куприн отправил Бунину шутливую записку: «Я на тебя не сержусь за то, что ты свистнул у меня полтысячи». В ответном письме Иван Алексеевич признался, что искренне доволен сложившейся ситуацией: «Радуюсь… тому, что судьба связала моё имя с твоим».
В том же году Бунин был избран почётным членом Российской императорской академии наук, прежде всего за поэтические достижения.
27-29 октября 1912 года вся русская общественность торжественно отмечала 25-летие литературной деятельности И.А. Бунина, а в 1915 г. в петербургском издательстве А.Ф. Маркса вышло его полное собрание сочинений в шести томах. В 1912-1914 гг. Бунин принимал ближайшее участие в работе «Книгоиздательства писателей в Москве», и сборники его произведений выходили в этом издательстве один за другим – «Иоанн Рыдалец: рассказы и стихи 1912-1913 гг.» (1913 г.), «Чаша жизни: рассказы 1913-1914 гг.» (1915 г.), «Господин из Сан-Франциско: произведения 1915-1916 гг.» (1916 г.),"Легкое дыхание" (1916).
Период плодотворной деятельности Бунина внезапно сменился тяжелейшим кризисом. Начавшаяся Первая мировая война стала для писателя страшным предзнаменованием грядущей катастрофы в России. Настроение писателя было пасмурным, о чём свидетельствовали его дневниковые записи, сделанные в 1916 году: «Душевная и умственная тупость, слабость, литературное бесплодие всё продолжается». По признанию Бунина, его усталость во многом была связана с Первой мировой войной, принёсшей «великое душевное разочарование». Осенью 1914 года Бунин составил обращение «По поводу войны. От писателей, художников и артистов» с осуждением «германцев», называвшихся единственными виновниками войны, уничтожавших ценности «ради несбыточной надежды владычествовать в мире насилием». Помимо самого Бунина, среди подписавших были Фёдор Шаляпин,Константин Станиславский, Евгений Вахтангов, Иван Шмелёв, Пётр Струве, Мария Ермолова, Александр Серафимович и уже через несколько дней жалевший об этом Максим Горький.
Февральская революция наравне с мировой войной воспринималась Буниным как предзнаменование крушения России; деятельность Временного правительства тоже вызывала неприятие. В апреле из-за разницы взглядов на революционные процессы произошёл полный разрыв его отношений с Горьким.
Живя в деревне в 1916-1917гг., Бунин наблюдал нарастание революционных настроений. В письмах друзьям писатель сетует, что теперь жить в деревне «противно» и небезопасно. «Анархия в уезде полная, своеволие, бестолочь…у нас сожгли гумно, две риги, молотилки, веялки, скотный двор… то слышишь, что убили кого-нибудь или били, да не добили и закопали…» Чувство личного унижения вызывали у Бунина косые взгляды мужиков, зарившихся на его добро, укоры в «барстве», беспочвенные оскорбления. Он признавался: «Порою прямо невыносима жизнь и здесь… не написал я пока ни единой строчки…отравляюсь газетами, от которых порой чуть не плачу в ярости и кровной боли…»
Октябрьские события писатель встретил в Москве — вместе с Верой Николаевной он жил на Поварской улице с осени 1917-го вплоть до следующей весны. Он отмечает, что Москва стала «удивительно мерзка»: «Снежный город древен, мрачен, жалок, нищ и дик…» О своей жизни в Москве Бунин пишет: «Восемь месяцев страха, рабства, унижений, оскорблений!.. Город чувствует себя завоеванным как будто каким-то особым народом, который кажется гораздо более страшным, чем, я думаю, нашим предкам печенеги».
Дневник, который Иван Алексеевич вёл в 1918—1920-х годах, стал основой для его книги «Окаянные дни», названной исследователями значимым документом переломного времени. Анализируя причины глубочайшего социального кризиса, он напишет:
«Из нас, как из дерева, – и дубина, и икона, – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»
5 июня 1918 года Иван Алексеевич и Вера Николаевна покинули Москву. В 1918-1920 гг. жил и работал в Одессе: публиковал статьи в местных изданиях, руководил литературным отделом газеты "Южное слово", участвовал в деятельности Отдела пропаганды при правительстве Вооруженных сил Юга России. В официальных документах ВЧК Бунин значился как контрреволюционер, а в отношении этой категории лиц самим Лениным было предписано: «излавливать постоянно и систематически», а затем либо расстрел, либо высылка за границу. Сам Бунин прямо указывал, что «бежал из Одессы от большевиков».
В конце января 1920 г. Бунины навсегда покинули Советскую Россию, отплыв через Константинополь в Париж. Как и многие его соотечественники, вынужденные покинуть Родину,он думал, что это не навсегда. Он был уверен, что крушение коммунистического эксперимента в его Отчизне неизбежно. Одна мысль терзала его до самой смерти:
«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…»
С Францией связана вся последующая жизнь писателя. За границей он начал вести общественно-политическую деятельность и вскоре превратился в одну из главных фигур эмигрантской оппозиции. В 1920 году Бунин стал членом парижского Союза русских писателей и журналистов, писал в политико-литературную газету «Возрождение» и призывал бороться с большевизмом. На родине за антисоветскую позицию литератора прозвали белогвардейцем.
Тем временем книги Ивана Алексеевича продолжали выходить — в начале 1920-х годов в Париже, Берлине и Праге были изданы сборники его рассказов, написанных ещё в дореволюционную пору. Например, в1921 году в Париже вышел сборник рассказов Бунина «Господин из Сан-Франциско» Это издание вызвало многочисленные отклики во французской прессе. Вот только один из них:
«Бунин… настоящий русский талант, кровоточащий, неровный и вместе с тем мужественный и большой. Его книга содержит несколько рассказов, которые по силе достойны Достоевского»
(«Nervie», декабрь 1921 года).
Большую часть года с 1922 г. по 1945 г. Бунины проводили в г. Грас, неподалеку от Ниццы. После бурной эмигрантской жизни в столице, где они практически не оставались в одиночестве - то обедали с Алексеем и Натальей Толстыми, то ужинали у Куприных, то пили чай у Гиппиус с Мережковским - Грас казался монастырем.
В Грасе Бунин сначала ненадолго снял виллу «Мон-Флери», но в том же 1923 году перебрался в «Бельведер», он прожил в этом доме около 16 лет (c 1923 го по 1939 гг.)
Именно на этой вилле прошли самые плодотворные годы писателя. Были написаны десять новых книг прозы, среди которых «Роза Иерихона» (опубликована в Берлине в 1924 г.), «Митина любовь» (в Париже в 1925 г.), «Солнечный удар» (там же в 1927 г.). В 1927-1933 гг. Бунин работал над своим самым крупным произведением – романом «Жизнь Арсеньева» .
Роман "Жизнь Арсеньева" (1930) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Это «автобиографическое» путешествие в собственное прошлое и былое ушедшей России принадлежит к высшим завоеваниям русской прозы XX века.
За закрытыми голубыми ставнями виллы Бельведер бушевали поистине шекспировские страсти. В середине 1920-х годов в жизни писателя появилась Галина Кузнецова, которую исследователи называли его ученицей и «грасской Лаурой». «Галя – моя ученица. Я буду учить ее писать стихи», — сказал писатель жене. Мудрая Вера прекрасно понимала, что у её супруга страстный роман с юной красавицей, но согласилась жить с ней под одной крышей.
Новая жительница дома Буниных Галина Кузнецова была моложе Ивана Алексеевича на 30 лет. Конечно, ВереНиколаевне было неприятно находиться бок о бок с молодой соперницей, но она слишком любила мужа, чтобы мешать ему.
Через пару лет их семейный круг (вернее, треугольник) пополнился новым участником. В 1929 году к Буниным приехал в гости некий русский писатель Леонид Зуров, ставший впоследствии наследником бунинского архива. Бунины тогда уже несколько лет жили в эмиграции во Франции, и Иван Алексеевич решил пригласить начинающего литератора к себе. Зуров освоился и стал проживать в доме на правах члена семьи, питал безответное влечение к Вере Николаевне.
И так длилось до тех пор, пока Галина не ушла от писателя… к другой женщине. Её сердце покорила оперная певица Марга Степун, и их отношения зашли так далеко, что они решили жить вместе. А поскольку ни денег, ни жилья у них не было, они поселились в доме Буниных. После выяснения отношений с Буниным Кузнецова и Степун в 1942 году покинут грасскую виллу.
История этого «любовного четырехугольника» легла в основу фильма «Дневник его жены»(2000г.)
Стать известной писательницей Кузнецовой не удалось, она навсегда осталась в тени Ивана Алексеевича. Её единственная известная книга - "Грасский дневник", посвящённая воспоминаниям о жизни в доме Буниных. А Вера Николаевна всё так же преданно и нежно заботилась о своём постаревшем муже, оставаясь с ним до самой его смерти в 1953 году.
10 ноября 1933 года стало известно, что писатель Иван Бунин, первым среди русских литераторов, был удостоен Нобелевской премии. Выдвижению Бунина поспособствовал его друг и соратник по перу Марк Алданов. Еще в 1922 году он обратился с такой просьбой к Ромену Роллану, после чего тот внес Бунина в список соискателей одной из самых престижных международный премий, но тогда кандидатуру Бунина Нобелевский комитет не одобрил. И лишь спустя десять лет объявил всемирно: «Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».
По свидетельству очевидцев, на вручении награды он держался по-королевски. За строгой, как говорили несколько даже надменной внешностью, Бунин скрывал свою пылкую душу, обостренную чувственность, необыкновенную доброту и щедрость. Видимо эта щедрость и даже расточительность объясняют почему он был единственным Нобелевским лауреатом, умершим в нищете.
Писатель получил чек на 170 331 шведскую крону (715 000франков) - огромные по тем временам деньги! Часть премии Иван Алексеевич перечислил нуждающимся. По его словам, в первые же дни после известия о решении академии на его адрес поступило почти 2000 писем от людей, попавших в сложную финансовую ситуацию, поэтому «пришлось раздать около 120 000 франков», остальные пошли на жизнь большого семейства, которое обитало на вилле, и приём многочисленных друзей. На виллу Бельведер приезжали Рахманинов и Шаляпин, Алданов и знаменитый французский писатель, издатель Андре Жид, Берберова и Одоевцева....
В 1939 году Бунины переезжают из Бельведера на просторную виллу Жаннетт. Там Иван Алексеевич и Вера Николаевна почти безвыездно прожили около шести лет. Она находилась в 300 метрах от немецкой комендатуры, что не помешало Ивану Алексеевичу не только оставить у себя в доме певицу Маргу Сапрун, еврейку, но и приютить пианиста Либермана с женой. Четыре года в доме Бунина провел литературовед и писатель Александр Бахрах. Вера Николаевна устроила ему тайный обряд крещения в местной церкви, а Бунин помог подделать документы, которые спасли Бахраху жизнь во время уличного рейда. В воспоминаниях современников и дневниках писателя есть свидетельство о том, что еще одной постоялицей виллы «Жаннет» стала внучка Александра Пушкина Елена Розенмайер.
«...передо мной опять было существо, в котором текла кровь человека для нас уже мифического, полубожественного! Она была такая же бездомная, бедная эмигрантка, как все мы, бежавшие из России... добывала в Ницце пропитание тяжким трудом, которым и надорвала себя так, что перенесла две операции. Оплатить вторую операцию, которая свела ее в могилу, у нее уже не хватало средств, — их нужно было добывать как милостыню у добрых людей. И я сделал тут все, что мог, но это уже ее не спасло. Так на моих глазах погибла родная внучка Пушкина», — вспоминал Бунин.
Позже в Израиле писатель был выдвинут на звание «Праведника мира».
Бунин так и не смог смириться с тем, что советская власть установилась в России надолго. Однако, когда на СССР напала фашистская Германия, он был всецело на стороне своего народа. Иван Алексеевич решительно отказался сотрудничать с фашистами, захватившими Францию (ему тогда предлагали участвовать в антисоветской пропаганде).
Художница Татьяна Логинова-Муравьёва, бывавшая в Грасе в годы войны, рассказывала, что Бунин постоянно слушал по радио английские и швейцарские сводки новостей. В его кабинете были развешаны карты, на которых писатель стрелками делал пометки. В дневниках он почти ежедневно фиксировал информацию о движении советских войск. В записи Веры Николаевны Муромцевой – жены Бунина , от 29 августа 1944 года: «Ян (Иван Бунин – авт.) сказал –
‟Все же, если бы немцы заняли Москву и Петербург, и мне предложили бы туда ехать, дав самые лучшие условия, – я отказался бы. Я не мог бы видеть Москву под владычеством немцев, как они там командуют. Я могу многое ненавидеть и в России, и в русском народе, но и многое любить, чтить ее святость. Но чтобы иностранцы там командовали – нет, этого не потерпел бы!»
За время войны вилла «Жаннет» утратила свою изначальную респектабельность: перестала функционировать отопительная система, возникли сложности с водо- и электроснабжением, обветшала мебель. В письмах знакомым Бунин упоминал про «пещерный сплошной голод». Нобелевская премия была потрачена, новых публикаций не предвиделось; по воспоминаниям Зурова, к Бунину поступали предложения о работе в изданиях, выходивших на оккупированных землях, но Иван Алексеевич отвечал отказом. В те дни он писал:
«Был я богат — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ… Был знаменит на весь мир — теперь никому в мире не нужен… Очень хочу домой!»
В эти страшные, голодные годы Бунин написал свои лучшие рассказы, которые вошли в сборник «Темные Аллеи». В сборник вошли 38 эстетически безупречных рассказов о любовной страсти, составив уникальную в русской литературе книгу, где чудо любви передано через трагизм существования.
Пытаясь получить хотя бы небольшой гонорар, Иван Алексеевич попросил уехавшего в Соединённые Штаты Андрея Седых издать книгу «Тёмные аллеи», в которую вошли произведения, написанные в 1937—1942 годах. В письме Бунин отметил, что согласен на любые условия. Андрей Седых, специально для этого проекта создавший в Нью-Йорке издательство «Новая земля», в 1943 году выпустил «Тёмные аллеи» на русском языке тиражом 600 экземпляров. С английским вариантом книги возникло много проблем, и она вышла в свет уже после войны. За «Тёмные аллеи» Бунину было выплачено 300 долларов.
После войны Бунины вернулись в парижскую квартиру. После вышедшего в 1946 году в СССР «Указа о восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции» Бунина навещали Константин Симонов и Илья Эренбург, которые уговаривали его вернуться на Родину, но тяжело больной писатель не решился на этот шаг. Тем не менее, запрет на публикации произведений Бунина в Советском Союзе был снят.
В СССР первое после революции сокращенное и вычищенное цензурой пятитомное Собрание сочинений Бунина опубликовали только в 1956 году. В него не вошли «Окаянные дни», письма и дневники писателя — эта публицистика была главной причиной замалчивания творчества автора на родине. Только во время перестройки запрещенные сочинения автора издали полностью.
В последние годы жизни, много и тяжело болея, И.А. Бунин опубликовал свои «Воспоминания» (Париж, 1950 г.), работал над книгой о Чехове и постоянно вносил поправки в уже изданные свои сочинения, немилосердно их сокращая. В «Литературном завещании» он просил впредь печатать свои произведения только в последней авторской редакции, которая легла в основу его 12-титомного собрания сочинений, изданного берлинским издательством «Петрополис» в 1934-1939 гг.
Умер И.А. Бунин 8 ноября 1953 года в Париже, был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его жена Вера Муромцева (1881-1961) оставила литературные воспоминания о писателе "Жизнь Бунина" и "Беседы с памятью".
В истории русской словесности Иван Алексеевич Бунин навечно останется блистательным прозаиком, поэтом и строгим ревнителем чистоты русского языка. Его книги по наше время не утратили самобытной актуальности, и сегодня, как и много лет назад, определяют пути русской литературы
В память об И. А. Бунине в местах, связанных с жизнью писателя, открыты мемориальные музеи: дом-музей в Воронеже, где родился писатель; литературно-мемориальные музеи в Ельце (Липецкой области) и Орле, где он жил в юности; дом-музей в Ефремове (Тульской области), в доме брата писателя. Имя И. А. Бунина носит Елецкий государственный университет. С 1995 г. присуждается Липецкая областная премия имени И. А. Бунина за достижения в области литературы и искусства.
https://bunin.eletsmuseum.ru/biografiya-pisatelya/