Загадка появления первого поселения на месте Баку, на мой взгляд, интересует любого бакинца. Ранняя история города окутана тайной и множеством предположений, хотя доподлинно известно, что первые люди на Апшеронском полуострове появились еще на границе каменного и железных веков.
Считается, что о Баку, называемом тогда Гайтара, одним из первых написал Клавдий Птоломей во II веке н. э. (город позже бы затоплен водами поднявшегося Каспия), а упоминание уже о самом Баку относится к V веку (византиец Приск Панийский). Однако этого "слишком мало". Находки в стенах Крепости указывают на еще более раннюю историю.
К сожалению, раскопки в Ичери Шехер запрещены. Еще в 1977 году он стал историко-архитектурным заповедником, а в 2000-ом включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все, что мы сегодня имеем, — это скупые археологические исследования первой половины XX века и случайные находки в ходе реставрационных работ.
Начало под землей древнего города
История археологических находок на территории внутреннего города — а именно так переводится Ичери Шехер — уходит своими корнями в глубины античности.
Первое серьёзное внимание к этим местам проявилось ещё в конце XIX века, когда в 1895 году сюда прибыл польский архитектор Казимир Брунович Скуревич. Выпускник Петербургского института гражданских инженеров, он оказался в Баку по приглашению архитектора Иосифа Гославского. Формально Скуревич приехал строить дома, но судьба распорядилась иначе — под ногами зодчего лежала история, ждавшая своего открытия.
Хотя Скуревич не был археологом, его наблюдательность сыграла огромную роль. Работая в окружении древних памятников, он умело вписывал новые здания в старинный городской пейзаж.
Во время строительных работ мастер наткнулся на архаические захоронения зороастрийской эпохи — каменные ящики, внутри которых покоились человеческие скелеты, найденные в полусидячей позе. Перед ними стояли глиняные чаши неправильной формы. Эти странные погребения, по мнению исследователей, относятся к бронзовому веку — значит, возраст находок достигает трёх-пяти тысяч лет.
Сокровища мавзолея и тайны подземелий
В июне 1920 года археологи, исследуя мавзолей Сеида Яхья Бакуви (вторая половина XV века), обнаружили редкое блюдце желтого цвета, украшенное цветными орнаментами. Рядом находились старинные нефтяные лампы — чирахи, свидетельствующие о высокой культуре ремесла и быта бакинцев прошлого.
Через три года в Ичери Шехер прибыл крупный русский историк и нумизмат Евгений Александрович Пахомов (1880–1965). Закончив изучение Дворца ширваншахов, он описал поразительную находку:
«Во время очистки двора обнаружил ряд отверстий, ведущих в подземную камеру с колодцем под скалой… кроме этого подземелья, найдено несколько шахт, пробитых в камне наподобие гобустанских. Их назначение пока загадочно, но ясно одно — они существовали задолго до постройки дворца».
Пахомов отметил и древние следы кладок, стены, окна — всё это говорило о том, что под дворцом лежит более ранний пласт истории города.
А в 1924 году археолог Василий Михайлович Сысоев (1864–1933), автор известных путеводителей по Баку, нашёл остатки подземной дороги, ведущей к северной части древнего города. Эта находка только укрепила предположение, что "подземный" Баку существовал задолго до исламских времен.
Средневековый город и тайна овдана
Дальнейшие исследования показали, что в средние века Баку был густонаселённым торговым центром. Здесь кипела жизнь: ремесленные мастерские, лавки, караванные ряды, обмен монетами — всё это делало город одним из самых оживлённых на Кавказе.
В 1932–1949 годах археологи Института истории Академии наук Азербайджана проводили раскопки у Дворца Ширваншахов. Тогда был найден овдан — старинное водохранилище для сбора и хранения ключевых и грунтовых вод. В тех же слоях обнаружились фундаменты ещё более древних сооружений, перекрытых каменными сводами дворца.
Учёные пришли к выводу, что крепостные стены Ичери Шехер значительно старше, чем считалось ранее, и упоминаются в источниках задолго до арабских хроник, а Дворец Ширваншахов, возвышающийся на вершине Бакинского холма, оказался одной из самых древних монументальных построек на территории Азербайджана (если исходить из даты закладки фундамента).
Эхо Гобустана под дворцом
Особое внимание археологов привлекли странные чашеобразные углубления, ряды прямоугольных и круглых ям с подведёнными к ним каменными каналами. Они были высечены прямо в скале на первом этаже дворца и в дворах Диван-хане. По форме эти углубления удивительно напоминали гобустанские.
Все эти детали указывали: территория древней крепости была обитаема задолго до нашей эры. В одном из раскопов учёные нашли кувшин, по форме горловины схожий с сосудами, обнаруженными на Ялойлу-тепе — памятнике культуры Кавказской Албании, датируемом III–I веками до н.э.
Новые имена, новые открытия
В 1930–40-е годы к исследованиям подключились сотрудники Музея истории Азербайджана под руководством кандидата исторических наук, археолога, Салеха Газиева (1893–1971). Его экспедиция обнаружила редкие керамические сосуды, признанные одними из самых древних на территории Северного Азербайджана.
В 1943 году археолог, художник и этнограф Иван Павлович Щеблыкин (1884–1947) выявил остатки древней крепостной стены во дворе Диван-хане и под пандусом, ведущим во дворец.
Он писал:
«Обсечки скалы, ямы, колодцы и каналы на территории Дворца ширваншахов свидетельствуют, что Бакинский холм был обитаем очень давно. Время возникновения этих сооружений и их назначение до сих пор остаются для нас тайной…».
Рыба из бронзы и сосуд из древности
В 1945 году, во время расчистки фундамента крепостной стены у северной стороны Девичьей башни, археологи нашли миниатюрную бронзовую фигурку рыбы. Изящно отлитая, с приподнятой верхней губой и раскрытым ртом, она напоминала произведения сасанидского искусства и, по-видимому, имела символическое значение.
Год спустя советский историк Вадим Николаевич Левиатов (1902–1972), крупнейший исследователь истории Кавказа, в верхнем дворе дворца обнаружил предметы античного и раннесредневекового периодов. Среди них особенно выделялся белый сосуд с длинной горловиной, найденный в небольшом колодце рядом с фрагментами керамики, датируемой IV–I веками до н.э.
Ранее, в нижнем дворе дворцового комплекса, в слоях XII-XIII веков, были найдены предметы, украшенные изображением бегущего зебу на фоне растительности. В ходе археологических работ у Девичьей башни было извлечено множество представляющих ценность артефактов. Среди находок в северной части башни выделяется оригинальная полихромная глазурованная чаша, стоящая на низком поддоне. Её внутренняя поверхность украшена изображением пяти голубей, а также поливной чаши с изображением рыбы.
Когда же возникло поселение на месте Баку?
В окрестностях Девичьей башни были обнаружены руины городской стены, ещё одной башни и других построек. В северной части найдено 52 захоронения и необычный памятник, напоминающий по форме Мекку. Ученые предполагают, что это место обладало особой значимостью для местного населения, так как захоронения проводились с отступлениями от принятых норм, а останки некоторых погребенных были собраны вместе. Восьмигранный памятник с отверстием, покрытым копотью, найденный во дворе, указывает на существование святилища огнепоклонников.
Эти находки позволяют предположить, что крепость существовала ещё в эпоху родоплеменного строя. В нескольких десятках метров к западу от Девичьей башни был найден алтарь огня в хорошей сохранности. К сожалению, верхняя каменская чаша для нефти, в которой когда-то горел "вечный" огонь, не сохранилась. Алтарь состоял из восьмигранного трехступенчатого основания, в центре которого находилась восьмигранная колонна высотой 110 см и шириной 45 см. Вероятно, именно на этой колонне стояла каменная чаша, о чем свидетельствует сферическое углубление в ее верхней части. Общая высота алтаря составляла 225-235 см. Отсутствие отверстий для газа в колонне и чаше указывает на использование нефти для горения. Следы огня и нефти четко прослеживаются в верхней части колонны.
Результаты исследований позволили специалистам сделать два ключевых заключения:
- Во-первых, алтарь, предназначенный для почитания зороастрийского бога огня и воды Апам Напата, предшествует по времени возникновения башен, где зажигались газовые огни. Его создание датируется II тысячелетием до нашей эры.
- Во-вторых, наличие фрагментов сооружений (таких как оконные и дверные проёмы), а также бытовых артефактов, подтверждает факт существования поселения на территории, прилегающей к Девичьей башне в древности.
Интересно, что археологические исследования в Баку продолжались даже в годы Великой Отечественной войны; видимо, древняя история города интересовала центральные власти, возможно в политических целях. Здесь вспоминается ввод советских войск в Северный Иран и провозглашение Демократической Республики Азербайджан на его территории. В последующем они практически сошли на нет, хотя парочка интересных находок была.