В последние годы РЖД обновляют вагоны в своих поезда и поезда становятся все лучше, однако обновления дошли еще не до всех составов. Так что даже среди регулярных поездов дальнего следования есть такие, которые стоит избегать.
Москва – Владивосток
Поезд Москва – Владивосток всегда был символом большого путешествия через всю страну – от Кремля до Тихого океана, почти девять тысяч километров пути. Но при всей красоте маршрута, для пассажиров этот рейс всё чаще становится испытанием на выносливость.
В рейтинге поездов на сайте tutu.ru один из двух поездов по этому направлению – нефирменный №9/10 – набрал всего 6,3 балла из 10. И если фирменная «Россия» №1/2 сохраняет репутацию легенды, то её «младший брат» всё чаще оказывается в числе худших поездов России.
Пассажиры не стесняются в выражениях. «Вагон очень старый!!! Розетка одна на шесть пассажиров! И работала с перебоями. То есть электричество, то нет его. С освещением тоже какие-то проблемы. Душа нет. А вот туалет на удивление чистый. За это проводникам спасибо», – пишут пользователи.
Другие добавляют: «Ужасный вагон. Душно, туалетные двери закрываются, а щель с палец остаётся. Шум от биотуалета будто встречный грузовой несётся. Проводники делают вид, что запах туалета и носков – это норма».
Есть и те, кто отмечает, что поезд выглядит так, будто его давно забыли обновить. «Вагон старый, убитый, свет горит только возле туалетов и титана. Вагон грязный, влажной уборки не было за сутки ни разу. Поезд пришёл с опозданием на 145 минут». Подобные отзывы повторяются из года в год.
Поезд №9/10 регулярно попадает и в сводки новостей – и не по приятным поводам. В сентябре 2025 года стало известно, что прокуратура оштрафовала Федеральную пассажирскую компанию за эксплуатацию вагона с неисправным кондиционером. Как сообщил надзорный орган, в июле того же года температура в купе достигала +30 градусов. Пассажиры жаловались на духоту, но вагон продолжал следовать по маршруту Москва – Владивосток без ремонта.
А в октябре в Тюмени завершилось расследование уголовного дела в отношении бывшего проводника этого же направления. По данным Следственного комитета, инцидент произошёл в августе 2024 года. На станции Тюмень проводник поезда «Владивосток – Москва» не предупредил провожающую женщину об отправлении состава.
Когда поезд начал движение, он не воспользовался стоп-краном, а наоборот – открыл двери вагона, позволив женщине спрыгнуть на перрон.
Падение закончилось тяжёлыми травмами и инвалидностью пострадавшей. Дело направлено в суд.
На фоне этих историй рейтинг 6,3 уже не выглядит случайностью. Пассажиры называют поезд «музеем советского быта», жалуются на душную атмосферу, слабое питание и вечные задержки. При этом маршрут остаётся востребованным – он связывает десятки регионов.
Хабаровск – Нерюнгри
Еще в 2019 году мы рассказывали о поезде, который называли «самым плохим в России». Тогда материал собрал почти 400 тысяч просмотров и вызвал бурю комментариев. В нем журналист «Амурской правды» Александр Ярошенко делился впечатлениями от поездки на поезде №325 Нерюнгри – Хабаровск. Его заметка стала вирусной – потому что каждый, кто ездил по Дальнему Востоку, понимал, о чем речь. Хамство, вонь, пьяные пассажиры, жара или холод, постоянные драки – все это было нормой.
«В этом поезде хамоватые проводницы, на лице которых не бывает даже намека на улыбку. Иногда они кажутся просто железными, как их дорога», – писал Ярошенко.
По его словам, здесь «запросто могут рявкнуть на пассажира, почему он не спешит сдавать постельное белье». Контингент – вахтовики, многие из которых считают своим долгом напиться в дороге и поскандалить.
«Драки здесь, как перегоны, – дело привычное. Доходит порой и до поножовщины», – рассказывал журналист.
Прошло шесть лет, и мы решили проверить, изменилось ли что-то. Рейтинг поезда как был тогда 6,4, так таким и остался.
Жалобы остаются теми же: духота, грязь, неисправные туалеты, холод, отсутствие розеток и кондиционеров. Одни пассажиры отмечают вежливость персонала и чистоту, другие жалуются на задержки и технические проблемы.
Так, Дмитрий А. рассказал, что поезд опоздал на час при отправлении и прибыл в Хабаровск с опозданием на полтора часа. Аналогичную проблему описала Марина Р., по словам которой состав прибыл с двухчасовым опозданием, а к тому же в вагоне не оказалось постельного белья и часть туалетов вышла из строя.
Тепловой комфорт тоже вызывает споры: одни жалуются на жару, другие – на холод. Андрей Р. отметил духоту и отсутствие розетки на верхних полках, а Елена К. – что в купе было так холодно, что у ребёнка заболело горло. Иван Л. пожаловался, что кондиционер не справляется с охлаждением.
Тем не менее, положительных отзывов тоже немало. Виктор М. поблагодарил проводников и предложил прибавить им зарплату. Галина П. оценила чистоту и внимательность персонала, а Ольга З. в нескольких поездках отметила комфорт сидячего вагона и доброжелательность проводников, несмотря на возраст состава и поломанные столики.
В целом пассажиры считают, что поезд обслуживается по-разному: многое зависит от состояния конкретного вагона и работы проводников. Если состав не задерживается и техника работает исправно, поездка проходит приятно, но при сбоях комфорт быстро исчезает.
Пока складывается впечатление, что поезд №325 так и остался символом «дальневосточного реализма» – где суровый климат встречается с не менее суровым сервисом. Однако, если верить последним оценкам, просвет все же есть.
Москва – Нальчик
Регулярные поезда в России из Москвы на юг за последние годы действительно стали заметно комфортнее – в них появились биотуалеты, кондиционеры, розетки, душ и даже неплохие завтраки.
Однако, как показывают отзывы пассажиров, далеко не все маршруты доведены до ума. Один из таких примеров – поезд №61 Москва – Нальчик, который, несмотря на относительно короткое время в пути, вызывает у многих пассажиров раздражение.
На сайте Туту.ру его рейтинг едва дотягивает до 6 баллов из 10 – и именно за счет резко противоположных оценок: от восторгов до откровенного негодования.
Вот, например, пишет Дмитрий Ж. из Москвы, ехавший 2 октября 2025 года в вагоне СВ: «Цена не соответствует сервису. В СВ телевизор не работал, и минус, что в таком купе нет питания. Цена завышена, ничем не отличается от обычного купе. Один плюс – то, что в купе два человека».
А вот отзыв Ирины А., которая путешествовала тем же составом в августе: «Вагон, наверное, нашли на отстойниках. В первый же день, как только тронулись, прорвало трубопровод. До самого Ростова никто даже не попытался что-то сделать. Хоть вагон и СВ, но ехали как в обычном товарняке».
Этот комментарий набрал десятки лайков от других пассажиров – видимо, не она одна столкнулась с «сюрпризами» по пути на Кавказ.
Проблемы, как ни странно, не ограничиваются вагонами повышенной комфортности. В купейных и плацкартных отзывах жалоб даже больше.
«Купе №9. От Ростова до Нальчика вонь стояла до тошноты невыносимая. Проводница даже не попыталась помочь, просто пожала плечами. Ночь проведена в тамбуре», – пишет Татьяна Г. А пассажирка Нино Э. добавляет: «Очень старый, уставший вагон, неприятный запах, одна розетка у нижних мест. Лучше бы доплатила и взяла билет на более новый поезд».
Не обошлось и без жалоб на туалеты – традиционную боль российских железных дорог.
«Туалет был в ужасном состоянии, когда нужно было выходить – один проводник спал, другой пропал. Духота в вагоне», – пишет Виктория С.
И все же, справедливости ради, встречаются и хорошие впечатления. «Комфортабельный вагон, хороший сервис, внимательные проводники. Отличная поездка!» – пишет Максим О., поставивший десятку. Другой пассажир благодарит проводницу Анжелу, назвав ее «настоящим профессионалом». Пожалуй, именно человеческий фактор и спасает впечатление от таких поездок.
В целом, отзывы о поезде 61 напоминают лотерею: кому-то достается ухоженный вагон и улыбчивая проводница, а кому-то – вонь, духота и неработающие системы. Судя по всему, часть состава уже обновили, но старые вагоны всё еще в эксплуатации, и именно они портят статистику.