Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Где не рады пассажиру: три поезда РЖД, которые лучше обходить стороной

Оглавление

В последние годы РЖД обновляют вагоны в своих поезда и поезда становятся все лучше, однако обновления дошли еще не до всех составов. Так что даже среди регулярных поездов дальнего следования есть такие, которые стоит избегать.

Москва – Владивосток

Поезд Москва – Владивосток всегда был символом большого путешествия через всю страну – от Кремля до Тихого океана, почти девять тысяч километров пути. Но при всей красоте маршрута, для пассажиров этот рейс всё чаще становится испытанием на выносливость.

В рейтинге поездов на сайте tutu.ru один из двух поездов по этому направлению – нефирменный №9/10 – набрал всего 6,3 балла из 10. И если фирменная «Россия» №1/2 сохраняет репутацию легенды, то её «младший брат» всё чаще оказывается в числе худших поездов России.

-2

Пассажиры не стесняются в выражениях. «Вагон очень старый!!! Розетка одна на шесть пассажиров! И работала с перебоями. То есть электричество, то нет его. С освещением тоже какие-то проблемы. Душа нет. А вот туалет на удивление чистый. За это проводникам спасибо», – пишут пользователи.

Другие добавляют: «Ужасный вагон. Душно, туалетные двери закрываются, а щель с палец остаётся. Шум от биотуалета будто встречный грузовой несётся. Проводники делают вид, что запах туалета и носков – это норма».

Есть и те, кто отмечает, что поезд выглядит так, будто его давно забыли обновить. «Вагон старый, убитый, свет горит только возле туалетов и титана. Вагон грязный, влажной уборки не было за сутки ни разу. Поезд пришёл с опозданием на 145 минут». Подобные отзывы повторяются из года в год.

-3

Поезд №9/10 регулярно попадает и в сводки новостей – и не по приятным поводам. В сентябре 2025 года стало известно, что прокуратура оштрафовала Федеральную пассажирскую компанию за эксплуатацию вагона с неисправным кондиционером. Как сообщил надзорный орган, в июле того же года температура в купе достигала +30 градусов. Пассажиры жаловались на духоту, но вагон продолжал следовать по маршруту Москва – Владивосток без ремонта.

А в октябре в Тюмени завершилось расследование уголовного дела в отношении бывшего проводника этого же направления. По данным Следственного комитета, инцидент произошёл в августе 2024 года. На станции Тюмень проводник поезда «Владивосток – Москва» не предупредил провожающую женщину об отправлении состава.

Когда поезд начал движение, он не воспользовался стоп-краном, а наоборот – открыл двери вагона, позволив женщине спрыгнуть на перрон.

Падение закончилось тяжёлыми травмами и инвалидностью пострадавшей. Дело направлено в суд.

На фоне этих историй рейтинг 6,3 уже не выглядит случайностью. Пассажиры называют поезд «музеем советского быта», жалуются на душную атмосферу, слабое питание и вечные задержки. При этом маршрут остаётся востребованным – он связывает десятки регионов.

Хабаровск – Нерюнгри

Еще в 2019 году мы рассказывали о поезде, который называли «самым плохим в России». Тогда материал собрал почти 400 тысяч просмотров и вызвал бурю комментариев. В нем журналист «Амурской правды» Александр Ярошенко делился впечатлениями от поездки на поезде №325 Нерюнгри – Хабаровск. Его заметка стала вирусной – потому что каждый, кто ездил по Дальнему Востоку, понимал, о чем речь. Хамство, вонь, пьяные пассажиры, жара или холод, постоянные драки – все это было нормой.

-4

«В этом поезде хамоватые проводницы, на лице которых не бывает даже намека на улыбку. Иногда они кажутся просто железными, как их дорога», – писал Ярошенко.

По его словам, здесь «запросто могут рявкнуть на пассажира, почему он не спешит сдавать постельное белье». Контингент – вахтовики, многие из которых считают своим долгом напиться в дороге и поскандалить.

«Драки здесь, как перегоны, – дело привычное. Доходит порой и до поножовщины», – рассказывал журналист.

Прошло шесть лет, и мы решили проверить, изменилось ли что-то. Рейтинг поезда как был тогда 6,4, так таким и остался.

Жалобы остаются теми же: духота, грязь, неисправные туалеты, холод, отсутствие розеток и кондиционеров. Одни пассажиры отмечают вежливость персонала и чистоту, другие жалуются на задержки и технические проблемы.

Заголовки в прессе о поезде
Заголовки в прессе о поезде

Так, Дмитрий А. рассказал, что поезд опоздал на час при отправлении и прибыл в Хабаровск с опозданием на полтора часа. Аналогичную проблему описала Марина Р., по словам которой состав прибыл с двухчасовым опозданием, а к тому же в вагоне не оказалось постельного белья и часть туалетов вышла из строя.

Тепловой комфорт тоже вызывает споры: одни жалуются на жару, другие – на холод. Андрей Р. отметил духоту и отсутствие розетки на верхних полках, а Елена К. – что в купе было так холодно, что у ребёнка заболело горло. Иван Л. пожаловался, что кондиционер не справляется с охлаждением.

Тем не менее, положительных отзывов тоже немало. Виктор М. поблагодарил проводников и предложил прибавить им зарплату. Галина П. оценила чистоту и внимательность персонала, а Ольга З. в нескольких поездках отметила комфорт сидячего вагона и доброжелательность проводников, несмотря на возраст состава и поломанные столики.

В целом пассажиры считают, что поезд обслуживается по-разному: многое зависит от состояния конкретного вагона и работы проводников. Если состав не задерживается и техника работает исправно, поездка проходит приятно, но при сбоях комфорт быстро исчезает.

Заголовки в прессе о поезде
Заголовки в прессе о поезде

Пока складывается впечатление, что поезд №325 так и остался символом «дальневосточного реализма» – где суровый климат встречается с не менее суровым сервисом. Однако, если верить последним оценкам, просвет все же есть.

Москва – Нальчик

Регулярные поезда в России из Москвы на юг за последние годы действительно стали заметно комфортнее – в них появились биотуалеты, кондиционеры, розетки, душ и даже неплохие завтраки.

Однако, как показывают отзывы пассажиров, далеко не все маршруты доведены до ума. Один из таких примеров – поезд №61 Москва – Нальчик, который, несмотря на относительно короткое время в пути, вызывает у многих пассажиров раздражение.

Фото: дзен-канал «С пенсией по жизни»
Фото: дзен-канал «С пенсией по жизни»

На сайте Туту.ру его рейтинг едва дотягивает до 6 баллов из 10 – и именно за счет резко противоположных оценок: от восторгов до откровенного негодования.

Вот, например, пишет Дмитрий Ж. из Москвы, ехавший 2 октября 2025 года в вагоне СВ: «Цена не соответствует сервису. В СВ телевизор не работал, и минус, что в таком купе нет питания. Цена завышена, ничем не отличается от обычного купе. Один плюс – то, что в купе два человека».

А вот отзыв Ирины А., которая путешествовала тем же составом в августе: «Вагон, наверное, нашли на отстойниках. В первый же день, как только тронулись, прорвало трубопровод. До самого Ростова никто даже не попытался что-то сделать. Хоть вагон и СВ, но ехали как в обычном товарняке».

Этот комментарий набрал десятки лайков от других пассажиров – видимо, не она одна столкнулась с «сюрпризами» по пути на Кавказ.

Проблемы, как ни странно, не ограничиваются вагонами повышенной комфортности. В купейных и плацкартных отзывах жалоб даже больше.

«Купе №9. От Ростова до Нальчика вонь стояла до тошноты невыносимая. Проводница даже не попыталась помочь, просто пожала плечами. Ночь проведена в тамбуре», – пишет Татьяна Г. А пассажирка Нино Э. добавляет: «Очень старый, уставший вагон, неприятный запах, одна розетка у нижних мест. Лучше бы доплатила и взяла билет на более новый поезд».

Не обошлось и без жалоб на туалеты – традиционную боль российских железных дорог.

«Туалет был в ужасном состоянии, когда нужно было выходить – один проводник спал, другой пропал. Духота в вагоне», – пишет Виктория С.

-8

И все же, справедливости ради, встречаются и хорошие впечатления. «Комфортабельный вагон, хороший сервис, внимательные проводники. Отличная поездка!» – пишет Максим О., поставивший десятку. Другой пассажир благодарит проводницу Анжелу, назвав ее «настоящим профессионалом». Пожалуй, именно человеческий фактор и спасает впечатление от таких поездок.

В целом, отзывы о поезде 61 напоминают лотерею: кому-то достается ухоженный вагон и улыбчивая проводница, а кому-то – вонь, духота и неработающие системы. Судя по всему, часть состава уже обновили, но старые вагоны всё еще в эксплуатации, и именно они портят статистику.