Найти в Дзене

Северные просторы

Переплётчиков Василий Васильевич (1863–1918) — русский живописец, пейзажист, график. Переплетчиков — один из самых ярких участников художественной жизни перед революцией. Василий Васильевич, коренной москвич родился в купеческой семье. Первоначальное образование Василий Переплетчиков получил в Практической Академии коммерческих наук. Одновременно занимался живописью и рисунком под руководством А.А. Киселёва, затем учился у И.И. Шишкина и В.Д. Поленова. В 1880-х выезжал на этюды в Саввинскую Слободу под Звенигородом вместе с И.И. Левитаном и С.А. Коровиным, в Плёс и на Волгу вместе с С.А. Виноградовым; в 1900-х работал в имении Дугино с И.Э. Грабарём и Н.В. Мещериным. Игорь Грабарь упоминал о нём как о лучшем своём ученике. В 1904 году под влиянием Игоря Грабаря он начал экспериментировать с пуантилизмом. Районами его творческих поездок, помимо Волги, являлись Ока, Протва, Кама, Печерский монастырь, Финляндские шхеры, Урал. Английский писатель-путешественник Стивен Грэм писал о художник

Переплётчиков Василий Васильевич (1863–1918) — русский живописец, пейзажист, график. Переплетчиков — один из самых ярких участников художественной жизни перед революцией.

Василий Васильевич, коренной москвич родился в купеческой семье. Первоначальное образование Василий Переплетчиков получил в Практической Академии коммерческих наук.

Одновременно занимался живописью и рисунком под руководством А.А. Киселёва, затем учился у И.И. Шишкина и В.Д. Поленова. В 1880-х выезжал на этюды в Саввинскую Слободу под Звенигородом вместе с И.И. Левитаном и С.А. Коровиным, в Плёс и на Волгу вместе с С.А. Виноградовым; в 1900-х работал в имении Дугино с И.Э. Грабарём и Н.В. Мещериным. Игорь Грабарь упоминал о нём как о лучшем своём ученике. В 1904 году под влиянием Игоря Грабаря он начал экспериментировать с пуантилизмом.

"Урал", В.В. Переплетчиков, 1897. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
"Урал", В.В. Переплетчиков, 1897. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
В.В. Переплетчиков. Поморы въезжают в Архангельский порт. Холст, масло. 1900-е годы.
В.В. Переплетчиков. Поморы въезжают в Архангельский порт. Холст, масло. 1900-е годы.

Районами его творческих поездок, помимо Волги, являлись Ока, Протва, Кама, Печерский монастырь, Финляндские шхеры, Урал.

Английский писатель-путешественник Стивен Грэм писал о художнике следующее: «В.В. Переплётчиков принадлежит к числу художников-импрессионистов. Его интересует более не форма, а душа того, что он видит. Его цель и стремление дать в своих картинах представление о настроениях природы...»

А далее писатель рассказывает про эпизод из русской глубинки, удивительный для англичанина: «Мы вышли на улицу, и пошли танцы: вальсы и польки. Девушки и молодые люди плясали босиком. Потом Переплетчиков плясал с Варварой Сергеевной "Камаринского мужика" и более уморительного представления я не видывал. Переплетчиков плясал, уперши большие пальцы рук в пояс, оттопырив все остальные пальцы, с откинутой назад головой, его подвижное лицо гримасничало всеми мыслимыми способами. Варвара Сергеевна, тоже с руками в пояс, исполняла женскую роль: выступала вперед, отступала назад, вся — застенчивость и дерзость».

Василий Васильевич Переплётчиков
Василий Васильевич Переплётчиков

Переплётчиков до революции работал в традициях поздних передвижников. Современные исследователи относят его картины, созданные в XX веке к неоимпрессионизму, называемому также дивизионизмом или пуантилизмом.

Северу Переплетчиков посвятил двенадцать лет.

В.В. Переплетчиков "Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя" 1907 год.
В.В. Переплетчиков "Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя" 1907 год.
В.В. Переплетчиков. Белая ночь. 1907. Картон. гуашь, акварель. темпера.
В.В. Переплетчиков. Белая ночь. 1907. Картон. гуашь, акварель. темпера.
В.В. Переплетчиков. Северная деревня. Поселок Усть-Пинега Архангельской губернии. Картон, темпера. 1908 год
В.В. Переплетчиков. Северная деревня. Поселок Усть-Пинега Архангельской губернии. Картон, темпера. 1908 год

«Природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны», – такое впечатление произвела на московского живописца и графика архангельская глубинка, куда он впервые со своим другом Виноградовым приехал в 1902 году. Увиденное настолько поразило Переплетчикова, что он неоднократно год за годом ездит по Архангельскому Северу, много пишет, рисует. Таковы, например, его серии: «Север. Архангельская губерния», «Север. Новая земля». Кроме этого он показывал циклы работ: «Исчезающие уголки города Москвы», «Средняя полоса России» и другие. Однако главной темой по-прежнему оставалась тема Севера. Переплетчиков поэтично «рассказывает» о Севере, обжитом людьми, показывает его селения с высокими двухэтажными деревянными домами, старинными монастырями, спокойными, а иногда и бурными реками.

Вот так выглядел Василий Васильевич в 1912 году, когда педагог и портретист Сергей Малютин запечатлел его для нас.

С.В. Малютин. Портрет художника Василия Васильевича Переплетчикова. 1912. Бумага, пастель. Государственный Русский музей
С.В. Малютин. Портрет художника Василия Васильевича Переплетчикова. 1912. Бумага, пастель. Государственный Русский музей

С тех пор большинство его работ были посвящены Северу, и он приезжал туда каждый год вплоть до 1914-го, часто посещая труднодоступные места. В 1913 году художник побывал даже на Новой Земле в течение двух месяцев (июль, август).

В.В. Переплетчиков. Северная Двина. 1909. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
В.В. Переплетчиков. Северная Двина. 1909. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
В.В. Переплетчиков. Церковь в Ухтострове. 1910 год.
В.В. Переплетчиков. Церковь в Ухтострове. 1910 год.
В.В. Переплетчиков. Пляж Онега в солнечный день
В.В. Переплетчиков. Пляж Онега в солнечный день

Далекому северному краю он посвятил ряд романтически-восторженных стихов и книгу «Север. Очерки русской действительности», которая была издана в 1917 году.

«Снега там слагают напевы,

И горы там гимны поют,

Вершины, как мудрые девы,

Светильники в полночь зажгут.

И солнце, снега озаряя,

Свершает над безднами гор,

И глетчеры в полночь сверкая,

Спускают свой огненный лед.

И бури тогда умолкают,

И шторм в океане молчит,

Вершины трепещут, сияют –

Неслышное ясно звучит…»

Общительный и отзывчивый Переплетчиков пользовался популярностью в своей среде, он обладал организаторскими способностями, и к нему часто обращались за содействием другие мастера. Теснейшим образом он был связан с деятельностью «Союза русских художников», являлся его членом - учредителем и постоянным участником всех его выставок.