Переплётчиков Василий Васильевич (1863–1918) — русский живописец, пейзажист, график. Переплетчиков — один из самых ярких участников художественной жизни перед революцией.
Василий Васильевич, коренной москвич родился в купеческой семье. Первоначальное образование Василий Переплетчиков получил в Практической Академии коммерческих наук.
Одновременно занимался живописью и рисунком под руководством А.А. Киселёва, затем учился у И.И. Шишкина и В.Д. Поленова. В 1880-х выезжал на этюды в Саввинскую Слободу под Звенигородом вместе с И.И. Левитаном и С.А. Коровиным, в Плёс и на Волгу вместе с С.А. Виноградовым; в 1900-х работал в имении Дугино с И.Э. Грабарём и Н.В. Мещериным. Игорь Грабарь упоминал о нём как о лучшем своём ученике. В 1904 году под влиянием Игоря Грабаря он начал экспериментировать с пуантилизмом.
Районами его творческих поездок, помимо Волги, являлись Ока, Протва, Кама, Печерский монастырь, Финляндские шхеры, Урал.
Английский писатель-путешественник Стивен Грэм писал о художнике следующее: «В.В. Переплётчиков принадлежит к числу художников-импрессионистов. Его интересует более не форма, а душа того, что он видит. Его цель и стремление дать в своих картинах представление о настроениях природы...»
А далее писатель рассказывает про эпизод из русской глубинки, удивительный для англичанина: «Мы вышли на улицу, и пошли танцы: вальсы и польки. Девушки и молодые люди плясали босиком. Потом Переплетчиков плясал с Варварой Сергеевной "Камаринского мужика" и более уморительного представления я не видывал. Переплетчиков плясал, уперши большие пальцы рук в пояс, оттопырив все остальные пальцы, с откинутой назад головой, его подвижное лицо гримасничало всеми мыслимыми способами. Варвара Сергеевна, тоже с руками в пояс, исполняла женскую роль: выступала вперед, отступала назад, вся — застенчивость и дерзость».
Переплётчиков до революции работал в традициях поздних передвижников. Современные исследователи относят его картины, созданные в XX веке к неоимпрессионизму, называемому также дивизионизмом или пуантилизмом.
Северу Переплетчиков посвятил двенадцать лет.
«Природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны», – такое впечатление произвела на московского живописца и графика архангельская глубинка, куда он впервые со своим другом Виноградовым приехал в 1902 году. Увиденное настолько поразило Переплетчикова, что он неоднократно год за годом ездит по Архангельскому Северу, много пишет, рисует. Таковы, например, его серии: «Север. Архангельская губерния», «Север. Новая земля». Кроме этого он показывал циклы работ: «Исчезающие уголки города Москвы», «Средняя полоса России» и другие. Однако главной темой по-прежнему оставалась тема Севера. Переплетчиков поэтично «рассказывает» о Севере, обжитом людьми, показывает его селения с высокими двухэтажными деревянными домами, старинными монастырями, спокойными, а иногда и бурными реками.
Вот так выглядел Василий Васильевич в 1912 году, когда педагог и портретист Сергей Малютин запечатлел его для нас.
С тех пор большинство его работ были посвящены Северу, и он приезжал туда каждый год вплоть до 1914-го, часто посещая труднодоступные места. В 1913 году художник побывал даже на Новой Земле в течение двух месяцев (июль, август).
Далекому северному краю он посвятил ряд романтически-восторженных стихов и книгу «Север. Очерки русской действительности», которая была издана в 1917 году.
«Снега там слагают напевы,
И горы там гимны поют,
Вершины, как мудрые девы,
Светильники в полночь зажгут.
И солнце, снега озаряя,
Свершает над безднами гор,
И глетчеры в полночь сверкая,
Спускают свой огненный лед.
И бури тогда умолкают,
И шторм в океане молчит,
Вершины трепещут, сияют –
Неслышное ясно звучит…»
Общительный и отзывчивый Переплетчиков пользовался популярностью в своей среде, он обладал организаторскими способностями, и к нему часто обращались за содействием другие мастера. Теснейшим образом он был связан с деятельностью «Союза русских художников», являлся его членом - учредителем и постоянным участником всех его выставок.