Если вам поднимают настроение яркие «тиктоковские» ролики с невиданными цветами, неслыханными пейзажами и нескончаемыми чашками кофе, то это прекрасно, и дальше вы можете не читать. Скорее всего, вы сочтёте, что я придираюсь, не о том думаю, и, вообще, красоты много не бывает (и, возможно, вы правы). Но если вы, как и я, смотрите каждый видеоролик с мыслью «интересно, это реальное видео или нейросеть», со вздохом смахиваете ежедневный натюрморт на тему доброго утра и грустно любуетесь на очередной шедевр ИИ на аватаре, то приглашаю вас порассуждать.
Красоты много не бывает?
Заглянув утром в соцсеть, я привычным движением пролистала новые картинки и поймала себя на мысли, что красоты стало как-то слишком много. В принципе, в интернете её и так было немало, но сейчас, когда к процессу подключился ещё искусственный интеллект, на нас обрушился просто вал виртуальной «ляпоты».
Каждый день сайты и мессенджеры пестрят яркими изображениями в разных обёртках: видео, фото, «гифки», «рилсы», «шортсы»… Многочисленные авторы ежедневно генерируют тонны отборной красотищи, а их армия подписчиков любуются (больше просится слово «поглощает») на всё это великолепие, «лайкает» и требует ещё. Фарфоровая кожа и точёные фигурки красавиц, умопомрачительные пейзажи, роскошные цветы, уютные чашки кофе… и всё это льётся нескончаемым потоком в тысячах вариаций. Даёшь больше, даёшь ярче, даёшь красивее!
Кстати, когда мне прислали похожего котёнка с пожеланием доброго утра, я ради интереса открыла своё приложение и за 40 секунд получила очень похожее изображение. Отправитель открытки очень удивился, получив от меня ответный привет:). Красота нынче – это так просто…
А что есть красота?
Красота – это нечто, доставляющее эстетическое наслаждение. А что мы знаем о наслаждении? Что оно – кратковременно.
Поначалу красота ослепляет и волнует. А потом – как и всё в жизни – постепенно приедается. Притупляется восторг. Блёкнут краски. И чтобы вновь испытать наслаждение, нам нужна новизна.
Красота ценна своей редкостью. Это как драгоценности, которых не должно быть много. Даже в природе яркой красоты немного, как правило, она скрыта и открывается лишь ищущим её.
Остановись мгновенье, ты –красиво!
На протяжении многих веков люди пытались запечатлеть красоту: воспевали в песнях, слагали о ней легенды, рассказывали истории (помните, у Пушкина: «В свете есть такие ль дива? Вот идёт молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть…»), увековечивали на картинах, в скульптурах, на фото- и киноплёнку. Красота была чем-то уникальным («это диво, так уж диво»), усладой для взора, бальзамом для души. Ведь не случайно Ф.М. Достоевский назначил именно её спасительницей мира: наличие в мире красоты и гармонии должно в конечном итоге изменить человека к лучшему…
А что такое «красотень»?
Сегодня же красоту оцифровали, выразили в пикселях, растиражировали в сетях. И непонятно, как эта «красотень» теперь спасёт мир, если она стала общедоступной по щелчку пальцев по клику мыши. Всё доступное утрачивает свою ценность, становится обыденным, и даже надоедает.
Стало интереснее «генерировать» картину, чем писать её. Тысячи людей отложили перо и кисти, уселись перед экраном и начали выдавать на-гора тонны «красивостей» из заботливо выбранных заготовок. Ведь как работает нейросеть по созданию, точнее, как сейчас говорят, генерации изображений? Вот цитата с сайта одной из российских платформ: «[нейросеть] обучена на миллиарде специально отобранных красивых картинок». Другими словами, получившееся изображение состоит из тысяч «кусочков» других картинок, обработанных и расставленных определенным образом по запросу «художника». Является ли это творчеством? Да, присутствует творческий замысел, но дальше – подбор и комбинирование элементов искусственным интеллектом. (Именно поэтому, кстати, такой «художник» (генератор?) не обладает авторским правом на свой шедевр, и не может использовать его в коммерческих целях без разрешения правообладателя).
Получившаяся в результате глянцевая милота, которая порой просто зашкаливает, призвана вызвать восхищение и умиление, но у меня возникает другой вопрос: а чем именно здесь восхищаться? Пикселями и уровнем детализации? Глядя на эти «оживлённые» техническим прогрессом картинки, я скорее готова отдать дань уму разработчиков – действительно мыслительный ресурс был потрачен немалый. Но сами картинки… Да, в них есть «милота» и «красотень», но нет ни души, ни красоты.
Заверните мне красоты, да покрасивше
Насмотревшись этой вычурной «красотени», мы рискуем просто не заметить действительно прекрасное вокруг нас: не та цветовая гамма, не то разрешение, не тот ракурс. Ведь истинная красота редко бывает идеальной.
Красива ли Незнакомка Крамского? Красива ли Царевна-Лебедь Врубеля? По мнению нейросети, вряд ли. В ней ценится лишь «правильная», я бы сказала, «биологическая» красота. Красив ли старый верный пёс? Рассохшаяся лодка? Ситцевая занавеска у бабушки на окне… Морщинки на любимом лице... Крыши старых панелек за окном, припорошенные первым снегом… Помните фразу из фильма «Влюблен по собственному желанию», где героиня описывает в общем-то прозаический пейзаж с камышами: «Посмотри, какое удивительное состояние природы! Какой полутон неопределённости – ни море, ни суша. Неужели ты не чувствуешь?» Вот эта способность почувствовать красоту окружающего мира никаким нейросетям не под силу.
«Красотень» – страшная сила
Что я хочу всем этим сказать? Научно-технический прогресс нам не остановить, да и нет такой цели. Тем более, возможно, вы заметили, что я и сама пользуюсь нейросетью для создания, точнее, генерации изображений для моих статей. Кроме того, новейшие технологии могут принести пользу специалистам во многих сферах, от дизайнеров до врачей. Это неоспоримо.
Однако в нашем увлечении рукотворной «красотенью» мы не должны потерять интерес к действительно прекрасному, к подлинной, чистой, божественной красоте жизни.
Вы замечали, что сейчас становятся популярными мини-видеоролики по 10-20 секунд, просто «для вайба», чтобы «схавать» и перелистнуть дальше. А наша человеческая природа требует больше яркости, новую дозу впечатлений. Ощущая, что не справляются с объёмом информации люди всё чаще отправляются в «ретриты» и проходят «детокс» программы, чтобы отключиться от виртуального мира, перезагрузиться и с новыми силами наслаждаться виртуальными образами. Но дальше неизбежно появится пресыщение и желание ещё «разнообразить» визуальный ряд: совмещать несовместимое (вспомните популярные сейчас у детей итальянские мемы), улучшать человека, скрещивая его с чему-нибудь, как будто он сам по себе неинтересен. В принципе, это уже сейчас делают многие авторы, если вы загляните в приложения по генерации изображений. Просто народ ещё не насмотрелся обычной красоты. Но как только «в джинсы облачатся самые отсталые слои населения», когда мы наиграемся в голограммы и очки виртуальной реальности, тогда и начнется следующий этап. Либо (оптимистический сценарий) всем надоест эта, простите мой французский, фуфлыжная красотень, и люди вновь начнут ценить по-настоящему прекрасное, либо (пессимистический сценарий) люди начнут генерировать что-нибудь этакое, чтобы «пощекотать себе нейронные связи». Примерно как на западе пресыщение материальными благами привело к перерождению духовных ориентиров…
Учитывая, что уныние – это грех, предлагаю надеяться на первый вариант. Тем более люди всё это уже проходили: вспомните сказку Андерсена «Свинопас», где Принцесса предпочла живой розе и сладкоголосому соловью искусственные побрякушки: горшочек с бубенчиками и музыкальную трещётку. Потом, правда, раскаялась, но было уже поздно... Словами принца и закончим статью:
«Теперь я только презираю тебя! — сказал он. — Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за безделушки! Поделом же тебе!»