Найти в Дзене
Логос

PLUTO: как союзники проложили нефть через Ла-Манш

В 1943 году союзники готовились к высадке в Нормандии и последующей маневренной войне на истощение, где топливо становилось решающим ресурсом. Без регулярных поставок тысячи танков, грузовиков и самолётов превращались бы в беспомощные памятники на побережье Франции. Морские танкеры оказывались лёгкой добычей для «волчьих стай» Кригсмарине и налётов люфтваффе, а порты Ла-Манша — приоритетной целью для ударов. Выход требовал оригинального инженерного решения: создать скрытый, всепогодный и защищённый от бомбёжек топливопровод через пролив.

Разгрузка десантных кораблей на берег Омаха-Бич во время отлива, июнь 1944 года
Разгрузка десантных кораблей на берег Омаха-Бич во время отлива, июнь 1944 года

Идея, рождённая в Нефтяном военном департаменте Великобритании под руководством Джеффри Ллойда, поражала простотой и масштабом: по дну пролива должна пройти стальная артерия. Это было оружие против грозившего союзникам топливного кризиса. Задача выглядела почти фантастической — проложить трубу длиной до 150 километров на глубинах до 60 метров, способную выдерживать давление, течения и последствия минных атак.

Британские солдаты загружают грузовик бочками с отработанным маслом для транспортировки на пункт приема
Британские солдаты загружают грузовик бочками с отработанным маслом для транспортировки на пункт приема

Инженеры предложили два решения. Первое — гибкий кабель «HAIS» со свинцовым сердечником и стальной бронёй. Второе — жёсткая стальная труба «HAMEL», которую сворачивали на огромные вращающиеся барабаны, получившие прозвище conundrum — «головоломка». Эти барабаны буксировщики тянули через пролив, разматывая трубу по дну, словно нить в толще воды.

Трубы хранились отрезками по километру
Трубы хранились отрезками по километру

Гений PLUTO заключался в другом — в умении встроить подводные трубы в уже существующую инфраструктуру. Ещё до войны Британия, готовясь к возможной блокаде, создала Государственную трубопроводную систему (GPSS) — засекречённую сеть магистралей, протянувшуюся от Ливерпуля до Саутгемптона. PLUTO стала её полевым продолжением. Узел в Шанклин-Чайн на острове Уайт и насосная станция в Дандженессе, замаскированная под гравийный карьер, служили точками входа. Так подводная линия превращалась из одиночного эксперимента в часть единого логистического организма.

Труба для транспортировки бензина для операции «Плутон» наматывается на трубоукладочное устройство «Конундрум», июнь 1944 г.
Труба для транспортировки бензина для операции «Плутон» наматывается на трубоукладочное устройство «Конундрум», июнь 1944 г.

Первая ветка, «BAMBI», тянувшаяся от острова Уайт до Шербура, быстро столкнулась с реальностью войны. План молниеносного захвата порта сорвался: немецкий гарнизон сражался упорно, и критически важный узел удалось взять лишь 27 июня — с большим опозданием. Труба заработала только в середине сентября 1944 года, выдавая всего 275 тонн топлива в день. Для сравнения, одна лишь 21-я группа армий Монтгомери расходовала тысячи тонн ежедневно. Проект, казавшийся техническим прорывом, обернулся разочарованием.

«Головоломку» буксируют через Ла-Манш
«Головоломку» буксируют через Ла-Манш

Оценивать успех PLUTO только по тоннажу — значит упустить суть. Его значение было прежде всего стратегическим. В критические недели после высадки, когда каждый танкер имел цену жизни, наличие альтернативного и защищённого канала поставок снимало огромный риск с командования. Это было оружие против логистического краха. PLUTO не определил исход войны, но стал тем стабилизирующим элементом, который позволил союзным армиям удержать плацдарм и развить наступление вглубь Европы, сохраняя темп и топливо.

Одна из насосных станций в Дангенессе на побережье Кента, замаскированная под окружающий гравийный карьер.
Одна из насосных станций в Дангенессе на побережье Кента, замаскированная под окружающий гравийный карьер.