В своих заметках, анализируя нашу ВИАшную сцену, я писал о своих музыкантах-друзьях. Это были мои хорошие товарищи, которые отличались высоким профессиональным уровнем, позволявшим этим героям успешно делать своё искусство, задавая высокий уровень мастерства, на который равнялись бы современники наших героев либо артисты, следовавшие за ними практически вскоре, а иногда значительно позже. Нынешних музыкантов я не знаю, а если честно, то и не понимаю. А на сцену с нынешними инструменталистами, да и вокалистами я не выходил, поэтому умненько молчу, когда в моём окружении начинают обсуждать «нынешних». А потом ещё я постоянно помню о корпоративной этике, которая не рекомендует обсуждать своих коллег. А вот зрителя, приходящего на концерт, я могу обсудить и даже осудить. Своего зрителя я, естественно, трогать не буду (это мой, а значит лучший зритель), а вот каким я вижу по телеку зрительный зал, в том числе и когда по нему показывают смехатуру, я попробую сказать.
Должен заметить, что артист воспитывает своего зрителя, но и обратный процесс на представлении происходит вовсю. Ну, во-первых, поклонники артиста голосуют рублём за тот материал, который они услышали в СМИ или на магнитных носителях. А кроме того, тёплый или холодный приём отражается в душе артиста. И он может корректировать своё творчество в зависимости от приёма зрителей.
Так вот, я думаю, что нынешний уровень нашей поп-сцены совместно создали артисты и их зрители. И как в математике: следовательно, посмотрев на зрителя на том или ином концерте, мы можем судить о том, что происходит на сцене. Мне, к примеру, не улыбается в различных стендапах и грустно смотреть на дяденек и тётенек, заливающихся от смеха во время очередной «юморески» в зрительном зале. Не знаю, подкладывает ли редактура смех в очередную отснятую веселуху, но органики в конечном продукте увидеть не получается. И моим коллегам крайне редко хочется подпеть (я не беру «старые, но золотые песни»). Не хочется в большинстве случаев и выходить на сцену, чтобы поиграть в ансамбле с «нынешними». Я допускаю, что и новички не мечтают со мной помузицировать. Зато публика, практически вся, отчаянно селфится на фоне любимых артистов.
О чём это я? А вот о чём… Я хочу рассказать о большой актрисе, отличном музыканте (певице и сочинительнице) и замечательной подруге Кате Семёновой. Но прежде два слова о своём вступлении. Написал его для того, чтобы вы понимали, что, когда пробилась Семёнова, публика была значительно более требовательной, чем сейчас. Так вот, она стала известна — не побоюсь цифры — миллионам наших зрителей, когда не было интернета и селфи, музыкальные каналы ещё не столь нахраписто навязывали новых певцов и песен, спетых ими «позавчера». И вот в конце восьмидесятых она завоевала своё достойное место на нашей эстраде. Причём ответственно скажу, что она ни в прямом, ни в переносном смысле никому не платила. Всех своих успехов она достигла благодаря своему артистическому и музыкальному таланту, умению дружить и быть надёжным человеком.
Меня с Катей свела телевизионная программа «Шире круг» и её редактор Ольга Молчанова. Ольга Борисовна предложила нам, помимо пения песен, вести суперпопулярную программу ТВ на первом канале. У меня уже был опыт быть (ха-ха) артистом разговорного жанра (я был исполнителем роли Волка в мюзикле «Красная Шапочка, Серый Волк и „Голубые гитары“»). А Катя… А Семёнова мечтала стать драматической актрисой и сниматься в кино. И у неё бы получалось… Могу сказать, что как актриса, во всяком случае для меня, она была лучшей. И жаль, из неё получилась бы лучшая Красная Шапочка, но Игорь Гранов, мой шеф в «ГГ», не знал о её существовании. Я знаю, что впоследствии она снялась в кино. Я фильм не видел, но уверен, что она была там органична.
Из женщин Катя была лучшей рассказчицей анекдотов. А я многих исполнительниц в этом амплуа слышал. Катя всегда очень интересно рассказывала артистические истории. К моменту нашего знакомства Катя успела поработать, по-моему, в паре девчачьих групп и поработать на бэке у одного нашего супер-певца.
Так вот, однажды Катя рассказала о диалоге, который произошёл в купе вагона, куда её определил во время поездки на гастролях.
— Лежу я в купе под одеялом и читаю «Воскресенье», — рассказывала Катя. — И тут входит шеф и спрашивает:
— Что читаешь?!
— «Воскресенье» Толстого.
— Муйня какая-нибудь. Лучше бы распелась.
С Катей Семёновой мы вели программу «Шире круг». Причём текста мы только придерживались, практически делая его своим, наполняя его своими словечками и интонациями. От неё и было очень легко оттолкнуться, как от партнёрши, и диалоги получились очень живыми. Мы пели сольно и дуэтом, и молва нас моментально повенчала. И до сих пор меня часто спрашивают о Кате. Наверное, сам собой у нас образовался очень органичный дуэт этакого подкаблучника — партнёра и бой-бабы — героини!
А ещё Семёнова здорово пела песни, которые для неё написали её коллеги-композиторы, а теперь она ещё и сама отличный автор-исполнитель. Мы с ней спели вместе несколько песен. Мне нравятся написанная на стихи Виктора Гина «Верните мне лето» и «Анталия». Но больше всего нравится написанный Катей наш дуэт «Я стану для тебя воспоминанием»!
Ещё вспомните Катины, ещё до «Шире круга», записанные ею «Школьницу» и «Чтоб не пил, ни курил».
И нас постоянно женили зрители, считая, что мы, если и не муж с женой, то возлюбленные на 120 процентов. Я зачем-то отбивался, если меня спрашивали… А однажды даже предложил провести такой психологический эксперимент: у меня был какой-то заказной концерт, причём для очень серьёзной публики (по-моему, служащие МВД). И вот я предложил зрителям, задавшим мне очередной вопрос об отношениях с Катей, следующее:
— Давайте после сегодняшнего концерта вы расскажете своим друзьям, что Катя ждёт от меня маленького. — Ссылайтесь на меня, — весело завлекал я зрителя, — а потом посмотрим, когда эта сплетня вернётся к вам.
И публика откликнулась, и моя шутка начала жить. До меня информация о маленьком дошла через полтора месяца:
— Малежик, это правда, что Семёнова от тебя залетела? — спросил один из моих дружков.
Ну что я ему мог ответить?
А если бы на это посмотреть философски или по-бизнесменски: мы могли бы с ней работать концерты в дворцах спорта в двух отделениях. Но… Но Катя не захотела работать вместе со мной.
— Мы должны для зрителя быть загадкой, — говорила Катя Семёнова.
Не знаю, разгадал ли её зритель или посмотрел ответ на последней странице… А там написано: «Вячеслав Малежик и Катя Семёнова даже ни разу не поцеловались».