Найти в Дзене

ИЗ ИСТОРИИ ВДРП. 1.2 ДОНО-КУБАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. 1920 год.

1.2 ДОНО-КУБАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. 1920 год. Продолжим рассматривать список судов Ростовского-на-Дону порта, поставленных на зимний отстой осенью 1920 года. Всего 172 единицы. Капитаном Ростовского-на-Дону морского порта в 1920 году был товарищ П. Антонов, а комиссаром товарищ Кравцов, запишем здесь, чтобы не забыть. *** АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩИЙ ОТДЕЛ ДКУВТ начал свою деятельность с 15-го февраля 1920 года. С самого начала этому отделу, совместно с Финансовым и Эксплуатационным отделами пришлось разместиться в конторе Дрейфуса по Николаевскому переулку в доме № 44, а со середины марта, после приведения в порядок здания № 12 по Таганрогскому проспекту (сильно пострадавшему от бомбардировки Ростова), отдел перешел в это здание и занял место на 2-м этаже. В штате тогда было всего 9 человек, но с развитием своей деятельности отдел увеличил штат до 54 человек и, кроме этого, при отделе стали работать 36 человек обслуживающего персонала (курьеров, уборщиц, монтеров и проч.)

1.2 ДОНО-КУБАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА.

1920 год.

Продолжим рассматривать список судов Ростовского-на-Дону порта, поставленных на зимний отстой осенью 1920 года.

-2
-3
-4
-5

Всего 172 единицы.

Капитаном Ростовского-на-Дону морского порта в 1920 году был товарищ П. Антонов, а комиссаром товарищ Кравцов, запишем здесь, чтобы не забыть.

***

АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩИЙ ОТДЕЛ ДКУВТ начал свою деятельность с 15-го февраля 1920 года. С самого начала этому отделу, совместно с Финансовым и Эксплуатационным отделами пришлось разместиться в конторе Дрейфуса по Николаевскому переулку в доме № 44, а со середины марта, после приведения в порядок здания № 12 по Таганрогскому проспекту (сильно пострадавшему от бомбардировки Ростова), отдел перешел в это здание и занял место на 2-м этаже. В штате тогда было всего 9 человек, но с развитием своей деятельности отдел увеличил штат до 54 человек и, кроме этого, при отделе стали работать 36 человек обслуживающего персонала (курьеров, уборщиц, монтеров и проч.). Первым руководителем отдела был бывший правитель канцелярии Правления Донского Водного Округа М. Н. Виничук. Административно-Общий отдел являлся центром сосредоточения всех распоряжений по всем отделам ДКУВТ и в особенности по личному составу водного транспорта.

Административно-Общий отдел подразделялся на части:

1. общая канцелярия, состоящая из отделений: (неразборчиво) с библиотекой, бюро справок и информационного бюро,

2. хозяйственное отделение,

3. часть личного состава (мобилизационное и регистрационное отделение),

4. юридическая часть.

Административно-Общий отдел обслуживал около 6000 работников водного транспорта.

Список сотрудников Административно-общего отдела на момент ревизии (12- августа). Интересна причина отсутствия товарища Алякринского
Список сотрудников Административно-общего отдела на момент ревизии (12- августа). Интересна причина отсутствия товарища Алякринского

***

ФИНАНСОВЫЙ отдел ДКУВТ начал организовываться в феврале, а работу начал с 1-го марта. В отделе в штате числилось 71 человек, все соответствующие специалисты. Финансовому отделу в отношении отчетности подчинялись все учреждения ДКУВТ, и он же снабжал эти учреждения денежными знаками, контролировал все расходуемые суммы и учитывал доходы водного транспорта от перевозок грузов, пассажиров и багажа.

-7

«Сумма эта распределена:

1. на речное движение:

- пассажиры и багаж – 13804667 р. 25 к.,

- грузы и буксировка – 2264076 р. 50 к.,

- дополнительные сборы – 441035 р. 40 к.

2. морское движение:

- пассажиры и багаж – 179750 р. 00 к.,

- грузы и буксировка – 442934 р. 00 к.,

- дополнительные сборы – 38491 р. 90 к.

3. Суммы находящиеся в стадии проверки – 4001111 р. 30 к.

Итого: 21172067 р. 35 к.

Кроме этого, причитается за перевозки (неразборчиво) и кредитные – 10087728 р. 88 к.

А всего поступило – 31259795 р. 23 к.

НАЧАЛЬНИК ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА В. Сизинцев.

Более поздние сведения хотя и имелись на записи по книгам эксплуатационного отдела, но не могли быть получены, так как не были систематизированы и разбиты по параграфам и статьям.

26 августа 1920 года. ПОМОЩНИК ГЛАВНОГО КОНТРОЛЕРА роспись».

Ревизия существенных отклонений в работе отдела не нашла. В общем, скучный и неинтересный отдел.

***

ОТДЕЛ ПУТИ И ПОРТОВ ДКУВТа возник 1-го февраля 1920 года. Первым начальником отдела был «инженер В. И. Копышкин, комиссар П. Н. Попов и Помощник Начальника Отдела А. А. Михайловский:

1. В. И. Копышкин окончил институт инженеров путей сообщения в Петрограде в 1903 году. С 1904 года по 1913 год находился на изысканиях и постройках шлюзов на реке Северный Донец. С 1913 года по 1918 год – землечерпательные работы, надзор за шлюзованием реки Северного Донца. С 1-го февраля 1920 года в настоящей должности,

2. П. Н. Попов окончил двухклассное железнодорожное училище. С 1911 – 1920 на военной службе, как слесарь, по специальности, в Балтийском Флоте. Комиссаром с 16 июня 1920 года.

3. А. А. Михайловский окончил техническое училище в Кронштадте. С 1879 – 1899 г. в летнее время плавал на морских судах. С 1895 -1918 г. в должности участкового инспектора судоходства на реке Дон. С 1918 – 1919 г. состоял Окружным Инспектором Судоходства. С 8-го марта 1920 года в настоящей должности».

Отделу подчинялись следующие участки:

- 1-й тех. участок от г. Коротояка до хутора Калача с местом нахождения конторы в г. Воронеже,

- 2-й тех. участок от хутора Калача до Кочетовского шлюза, контора в станице Константиновской,

- 3-й тех. участок шлюзованная часть реки Северный Донец с конторой в станице Каменской,

- 4-й тех. участок от Кочетовского шлюза до моря, контора в Нахичевани-на-Дону.

Все технические участки находились в непосредственном ведении Части Водного Строительства при Центральном Управлении. Взаимоотношения с Центром проходили через ДКУВТ.

Работа Отдела сильно тормозилась отсутствием строительных материалов, машин, приспособлений и специалистов для выполнения работ. Отдел занимался шлюзованием, гидрометеорологическими наблюдениями, изысканиями, дноуглублением, связью и судоподъемом. Штат отдела 83 человека. У отдела Пути и Портов ревизоры не нашли каких-либо существенных недостатков в работе.

***

С начала июня по начало сентября 1920 года Доно-Кубанская рабоче-крестьянская инспекция портов производит ревизию флота, принадлежавшего Управления работ по шлюзованию реки Дона. Ниже документы о работе флота Управления работ по шлюзованию реки Дона.

«РКИ (Рабоче-Крестьянскую Инспекцию). Начало компании флота в текущем 1920 году для работ по шлюзованию реки Дона сложилось неблагоприятно. Со дня открытия навигации, т. е. с 15-го марта, в распоряжении работ остался только один пароход «Трубецкой», весь же остальной флот, принадлежащий работам по шлюзованию реки Дона, т. е. 5 пароходов и 4 судна непарового флота, были отобраны частью Водным Транспортом (5 пароходов) и частью Военным ведомством (суда непарового флота, годные к плаванию). Оставшийся в распоряжении работ пароход «Трубецкой», как судно малосильное, имеющее назначение быть судном служебным, т. е. разъездным, и, за отсутствием барж, естественно, задание работ по снабжению и заготовке угля и камня сооружений выполнить не мог. И только по выяснении на заседании в присутствии товарища Ломоносова о флоте работ 1-го июня Управление работ получило в свое распоряжение 1 пароход «Кооператор», которым приступлено было к сборке разбросанных в разных местах Дона взятых Военными властями барж, и к 15-му июню удалось собрать 7 барж, с каковыми с того же числа и началась работа флота по перевозке угля и камня с Северного Донца. Работа эта не могла дать желательных результатов в виду упущенного момента горизонта воды (пришлось грузить баржи летней осадкой) и работа тормозилась проходом через шлюзы.

С 25-го июня был получен в распоряжение еще 1 пароход «Новочеркасск», к каковому времени, собрав остальные годные к плаванию баржи в количестве 2 судов, приступлено было к дальнейшему выполнению задания. Наладив с большим трудом работы по перевозке угля и камня с Северного Донца, восстанием в Северном Донце работы опять были задержаны на 2 недели, что не могло не отразиться на общем плане по перевозке. Несмотря на все причины и тормоз с водным транспортом, флоту удалось до 15-го августа 2-мя пароходами и 9-ю судами непарового флота перевезти следующее.

С Северного Донца:

- на сооружение № 2 угля антрацита 55000 пудов,

- на сооружение № 1 камня 35000 пудов,

- на сооружение № 4 камня 28000 пудов,

- на сооружение № 4 угля антрацита 10500 пудов,

- в Ростов угля антрацита Воен. Флот 16000.

Из Ростова:

- на сооружение № 2 досок 4573 шт.,

- разных мелких грузов, материалов и предметов оборудования по Дону и Северному Донцу разновременно 10000 пудов.

Пароход «Трубецкой» начал плавание с 16 марта: обслуживал военные переправы ниже Константиновской, устанавливал баржи для защиты сооружения № 2 от размыва и сделал 10 рейсов между Ростовом и сооружениями №№ 1, 2, 3 и 4, перевозил служащих, материалы и продукты. В начале мая пароходом «Трубецкой» было оказано содействие по доставке материала со шлюза № 1 Донского на № 3 Донецкий для поднятия последнего. В настоящее время, т. е. с 15-го августа, работы по шлюзованию реки Дона располагают флотом, состоящим из 3 пароходов (1 разъездной и 2 буксирных) и 23 непаровых судов, состоящих из 5 паузков, 3 шаланд и 15 барж, из коего числа находится в плавании 9 барж, 5 паузков и 2 шаланды, а остальные 6 барж и 1 шаланда ремонтируются, ремонт которых вследствие отсутствия необходимых материалов для успешного окончания такового задерживается.

Приписка: Пароход «Новочеркасск» пр. 9 28-го сего августа.

ЗАВЕДУЮЩИЙ ФЛОТОМ роспись.

СЕКРЕТАРЬ роспись.

Сентября 2-го дня 1920 года. (Б. Садовая, 17 (тел. 42-69)».

Ниже помещается выдержка из акта ревизии парохода «Трубецкой». Ревизия на этом пароходе, проведенная 02-го июля 1920 года «в присутствии командира парохода Управления работ по шлюзованию реки Дона «Трубецкой» И. И. Пальцева и представителя от бюро комячейки того же парохода, секретаря комячейки масленщика Ф. П. Малышева, установила в каком состоянии находится на пароходе «Трубецкой» ведение кассовой и материальной ответственности, причем выяснилось, что кассовой книги на пароходе не имеется и вообще не было, деньги же командир парохода получает под отчет от заведующего флотом Управления работ по шлюзованию реки Дона. Последний аванс, по заявлению командира парохода, был выдан ему в размере 10000 рублей. Наличными же им было представлено 8000 рублей и на 2000 рублей расписка Клопова, боцмана парохода, взятые на свои нужды авансом в счет жалования. Копия этой расписки при сем акте прилагается. Инвентарная книга еще 1916 года находится в хаотическом состоянии. Против многих предметов стоят следы надписей «сдано в Ростов П. Кашаев» или «сдано в Константиновке» (подпись неразборчива). Многие цифры перечеркнуты и вместо них поставлены другие. Вся книга испещрена всевозможными надписями и приписками. Среди них есть приписка помощника контролера (подпись неразборчива), но не указано времени приписки. Некоторые предметы на приход не записаны, некоторые числятся по книге, на лицо же их нет, как упущенных в воду, приведенных в негодность, так и сданных на склады. Никаких расписок о сдаче предметов и актов об утрате на пароходе не имеется и представлено не было. По заявлению командира парохода, инвентарная книга для парохода «Трубецкой» и некоторые акты имеются в Управлении работ. Некоторые же акты об утрате инвентаря еще до сих пор не составлены. Вахтенной книги на пароходе не имеется. Книги по приходу и расходу материалов также нет. Ежемесячно раньше в Управлении работ с парохода представлялись приходо-расходные листы с указанием остатка на следующий месяц. В 1920 году эти листы не составляются и в Управление не представляются. Предъявлены были книги требований и ордеров на уголь и материалы, сильно загрязненные и потрепанные. На книге требований сорвана печать в конце ее. Названные корешки требований и ордеров не могут, однако, служить приходными документами, так как часто не все материалы по ним выдаются и не в таком, как указано в требовании, количестве. Таким образом, никакой кассовой и материальной отчетности на пароходе «Трубецкой» не ведется. Частично, по заявлению командира парохода, материальная отчетность ведется в Управлении работ по шлюзованию Дона».

В общем, рай для судоводителя…, даже нет судового журнала.

Константиновские ремонтные мастерские ремонтировали несамоходный флот Управления работ по шлюзованию реки Дона. Командовал тогда Константиновскими ремонтными мастерскими инженер И. В. Луковский, а корабельным мастером был И. Е. Синицкий. В зимний период 1919 – 1920 годов «значительное передвижение воинских частей в районе станицы Константиновской вызвало большую потребность в устройстве временных зимних переправ через реку Дон, на что были израсходованы решительно все имеющиеся в незначительном количестве материалы, почему зимний рабочий период не был использован, как раньше, в полном объеме, и наступившая весна захватила нас с наличием большого числа больных судов, которым еще с осени предположено было сделать капитальный ремонт» - докладывает инженер Константиновских ремонтных мастерских И. В. Луковский. К числу таких «больных судов» относились баржи №№ 9, 11, 12, 16 и шаланды № 24 и № 28». Весной к группе судов для капитального ремонта добавилась еще и баржа № 19 с проломленным «боком» во время «весенней бури». Однако лесной голод не позволил сделать капитальный ремонт вышеуказанным судам, поэтому пришлось начать выполнять лишь текущий ремонт, чтобы они могли выполнить задачи 1920 года. Начали с баржи № 16 и не могли долго закончить – все сыпалось на этой барже: пытались сменить доску в обшивке – оказывалось, что в этом месте сгнил набор и так далее. Одно цеплялось за другое, да еще и отсутствие ремонтных материалов. Кое-как ее довели до ума, используя для ремонта материалы, прежде выброшенные в утиль, а шпаклевку корпуса произвели только до предполагаемой осадки баржи в 1920 году – все, что выше, не шпаклевали. Кроме этого, со 2-го июня и по 24-е июня в ремонтных мастерских в станице Константиновской работали только 1 – 2 плотника, а основная бригада (7 плотников) была забрана на ремонт шлюза № 2. В ремонте, кроме вышеуказанных непаровых судов, находились еще баржи №№ 1, 2, 13, 44, 45 и литерные А и Б.

***

МЕХАНИКО-СУДОВОЙ Отдел – современная Служба Судового Хозяйства, интересного мало.

***

МАТЕРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ. 13 –14 августа 1920 года была проведена ревизия Материально-Технического отдела ДКУВТ. Отдел возглавлялся «бывшим» приказчиком банка, товарищем А. Ф. Шиповым. Отдел начал свою деятельность в феврале 1920 года. При существующем тогда запрете на приобретение материалов материально-техническими конторами на рынке, а разрешалось закупать только лишь у Совнархоза, получались сбои в снабжении: Совнархоз не мог удовлетворить полностью заявку, а иногда и всю заявка. Поэтому, чтобы получить разрешение купить нужное на рынке по вольным ценам, собиралось совещание, где нужно было доказать необходимость закупки на рынке и получить разрешение от Управления ДКВТ или комиссара. Материально-хозяйственный отдел, в виду сложности задач, был разбит на подотделы (или части): Секретариат, Заготовочный, Учетно-распределительный, Экспедиционный и Отопительный. По штату в отделе должны были работать 97 человек, но этих работников явно не хватало, поэтому штат расширили до 126 человек, а сам отдел был переименован в Областное Управление Снабжения Водников (ОБУСВОД). Выдача материалов со складов Обусвода производилась по требованиям капитанов судов, старшин барж, заведующих мастерскими и заводами, с предварительной проверкой требований уполномоченным Механико-Судового отдела.

-8

«Зарплата на содержание личного состава отдела на вторую половину 1920 года утверждена на сумму 3000000 рублей. Совещаний с участием представителей РКИ за время деятельности отдела состоялось 19, покупок по 11-е августа произведено на сумму 2846420 рублей. В настоящее время на всех угольных складах, как видно из дневной записи о наличии, имеется 25795 пудов антрацита, причем в означенное количество включено 1000 пудов брикета и штиба с негодным антрацитом (неразборчиво) пудов. Курного угля имеется 778 пудов, в том числе негодного (неразборчиво) пудов. Для проверки явки и ухода служащих ведется контрольная тетрадь, в коей записываются являющиеся на службу сотрудники. О всех нарушениях трудовой дисциплины сообщается в отдел по борьбе с трудовым дезертирством».

«Произведенным обследованием выявлено, что работа отопительной части далеко не подходит к делу. Названная часть самостоятельных заказов на копях не делает, поставку топлива не производит. Необходимое количества топлива получает в Юго-Востоке, в руках которого сосредоточены все запасы топлива, следовательно дело отопительной части сводится лишь в составлении и отправке требований на отпуск в Юго-Восток, а иногда и личная просьба о скорейшем отпуске топлива».

***

Во главе ОБЛАСТНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОТДЕЛА ТРАНСПОРТА состоял т. Биляс. Отдел этот, в свою очередь, подразделялся на: Общую часть (заведующий т. Бурцев), часть Снабжения (заведующий т. Рыскин), финансовую часть (заведующий т. Мельников) и Учетно-Распределительную (заведующий т. (неразборчиво). При проведении обследования Продовольственного отдела возникли трудности, что заняло у ревизующих лиц несколько суток на проведение ревизии. Начальник отдела т. Биляс сказался очень занятым и вынужден был постоянно находиться в разъездах, а потому согласился ответить на интересующие ревизоров вопросы письменно. Однако, сотрудником инспекции были лично собраны сведения у прочих ответственных лиц отдела. Проверены были также и все склады Отдела. Помимо обнаруженных ревизией и указанных в актах и рапортах дефектов, как то: неисправность посуды, небрежность в хранении продуктов, утечка, утруска и прочая утеря веса (часто значительно превышавшие установленные нормы), неиспользование в полной мере предоставленных под продукты помещений, наличие в складах постороннего имущества и проч., были и более серьезные нарушения.

«Необходимо отметить существенные недостатки, лишающие возможности ревизующих произвести полный учет тех или иных продуктов и в то же время дающие полный простор для различных почти неуловимых злоупотреблений. Всюду в магазинах наблюдается отсутствие больших весов, на которых можно было бы проверить вес часто довольно ценных продуктов (масло, керосин и проч.). Приемка магазинами продуктов производится не только без проверки веса, но часто без всяких документов, как говориться «на веру». В магазинах отсутствуют надлежащие приходно-расходные книги продуктам, а также и денежные. Если кое-где и имеются записи, то они носят частный характер и ведутся по инициативе самих заведующих магазинами. Отпуски товаров производятся по безымянным ордерам, выдаваемых Отделом. По одним и тем же чекам карточек отпускаются различные продукты, причем одним потребителям отпускаются все продукты, другим же только некоторые, так, например, по одним чекам курящим отпускается папиросы, курительный табак и спички, некурящим же по таким же чекам выдаются только спички. Учесть по какому из этих чеков что было выдано не представляется никакой возможности. Вся запись и сводка ежедневных прихода и расхода продуктов ведется не в магазине, а только в Отделе. Замечена крайняя запущенность записей и ежедневных итогов по материальным книгам в Отделе, что не дало возможности ревизующим сверить остатки по книгам на день ревизии с наличностью, имеющуюся в магазинах и складах.

Такой, установленный Продовольственным Отделом совершенно неправильный порядок материальной отчетности и вообще ведения продовольственного дела, дает повторяю, не только широкое поле для возможных злоупотреблений, но и вызывает частые недовольствия и нарекания со стороны потребителей, одно из каковых имело место 11-го сего августа, выразившееся в письменной коллективной жалобе всех сотрудников ДКУВТ на имя Начальника и Комиссара управления, копию каковой при сем представляю вместе с данными мне 18-го августа в письменной форме объяснениями начальником отдела Билясом. Как мне известно, упомянутая жалоба не была еще предъявлена сотрудниками Начальнику и Комиссару Управления».

В том же августе, по результатам проверки, помощник контролера Б. В. Порфельд пишет рапорт главному помощнику контролера П. П. Перщетскому, в котором указывает на безобразия в Продовольственном Отделе: «Все запущено, хаос творится во всех отделах. Просматривая книги, я убедился, что слухи о неправильной выдаче продуктов имеют основание. Не говоря уже о хаотической выдаче по карточкам нормированных продуктов, чему я сам был свидетелем, много других, ненормированных продуктов отпускались исключительно по высшим чинам Управления.

При мне одному из сотрудников были принесены продовольственные карточки, которые у него уже имелись. Оказалось, что первые он получил, служа в одном из отделений Продотдела, перейдя же в другой, он и здесь получил…

Талоны, по которым производится отпуск продуктов ненормированных, не именные, и поэтому вполне возможен отпуск через день-другой лицу, уже получившему один раз этот продукт.

Были получаемы продукты, как известно служащим, но им они не выдавались совершенно.

Я видел в бухгалтерии Финансовой части клочки бумажек за подписью заведующего Продовольственным отделом Биляс, на которых значилось: «Отпустить в кредит столько-то фунтов хлеба. Биляс». Кому и за чей счет – неизвестно. Таких записочек я видел около 30 штук приблизительно. Биляс говорил мне, что к нему приходят сотрудники, отправляющиеся в командировку, и срочно требуют выдачи пайка вперед и в кредит. Из этого, конечно, не следует выдача подобных безыменных клочков бумаги.

Из распределителя № 1 выдаются, по-видимому, шляпы не только сотрудникам водного транспорта (что еще стоит под большим сомнением), но и прикомандированным сотрудникам Рабоче-Крестьянской Инспекции портов. Это я заключил из происходившего в моем присутствии разговора Биляса м контролером Левитиным. Возможно получение и других предметов.

При проверке распределителя № 3 оказалось, что мясо было получено всего один раз и, потеряв при перевозке с бойни 8 фунтов (3,2 кг), за ночь, проведенную в магазине, потерял еще ровно один пуд (16,38 кг). Такую усушку я считаю крайне подозрительной».

В общем, был полный бардак в этом отделе.

-9

***

Зашевелились и моряки в Ростове-на-Дону. 16 августа 1920 года местная контора Мортрана докладывает Управлению Морского транспорта Азовского моря, что, согласно положению, утвержденного Наркомпути 9-го июня, уже состоялось выделение местного морского транспорта Азовского моря в Ростове-на-Дону «в особое Управление, но в виду отъезда начальника ДКУВТ в Москву и неутвержденной еще смете, затрудняется организация Управления, которое вследствие сего пока пользуется аппаратом Управления Доно-Кубанского Водного Транспорта». Пока организовалась лишь часть административного и технического отделов. Начальником административного отдела назначен товарищ Лопато, который выехал в Москву, и его заменял начальник канцелярии товарищ Вухов. Кроме Вухова на лицо делопроизводитель, конторщик, машинистка и журналист. Работа отдела пока чисто организационная и по транспорту: сбор сведений, инструкций отделов, контор и т. д. В техническом отделе пока старший техник и два техника, откомандированных из ДКУВТ, которые подготавливали технические данные и сметы на 1921 год, а также собирали хозяйственный материал по морскому транспорту. Временно Управление Мортрана разместилось в доме № 71 по улице Темерницкой в одной комнате, (телефон 13-21).

***

ВЕРХНИЙ ДОН.

«В начале 1920 года, по инициативе участников национализации флота, на Верхнем Дону создаются отряды по поднятию затопленных судов и приведению их в рабочее состояние. Из города Саратова привозят части демонтированной паровой машины п/х «Революция». В купеческих складах, в месте впадения реки Осередь в Дон, создаются примитивные механические мастерские, где устанавливаются токарный и сверлильный станки, приводимые в движение вручную, а позднее – при посредстве конного привода.

Мастерские возглавлял мастер Н.А. Коталевский, токарем работал П.А. Квасников, а учеником – Иван Федорович Крамарев, будущий главный диспетчер движения флота Верхнего Дона.

Одновременно с проведением работ по подъему затопленных судов и их восстановлению организуются гидротехнические работы по продолжению застройки плотин, очистке русла реки от подводных препятствий, тралению и созданию элементарных условий для организации судоходства…

В августе 1920 года полностью были восстановлены пароход «Революция», именовавшийся до революции «Зарей», и катер «Воронеж», переименованный вскоре в «В. И. Ленин». («Воронеж» был затоплен в 1919 году в районе города Коротояк, а пароход «Революция» – выше железнодорожного моста станции Лиски, и паровая машина с этого парохода была демонтирована и отправлена по железной дороге в город Саратов). Этими судами и было открыто регулярное движение между городом Павловск и Лисками по перевозкам пассажиров и грузов». (И. Афанасьев. «Ты в сердце моем…»).

***

Из книги приказов по ОБУСВОДу:

ПРИКАЗ № 161

29 декабря 1920 года

По Доно-Кубанскому Областному Управлению снабжения водного транспорта.

В целях наилучшего и наиболее рационального использования принадлежащих Доно-Кубанскому Обусводу экипажей, с 1-го января 1921 года вводится новый порядок использования экипажей. Все экипажи, принадлежащие Обусводу, находящиеся до сего времени в распоряжении различных лиц и учреждений, принадлежащие к водному транспорту, с 1-го января 1921 года находятся в исключительном распоряжении Начальника Общего Отдела Обусвода. Предлагается всем лицам и учреждениям с 1-го января обращаться с просьбой об отпуске экипажей к Начальнику Общего Отдела Обусвода, сообщая ему каждый раз запиской о необходимости поездки.

Начальник и Комиссар Обусвода роспись.

Управдел роспись.

***

ПРИКАЗ № 167

29 декабря 1920 года

По Доно-Кубанскому Областному Управлению снабжения водного транспорта.

Замечено, что многие сотрудники водного транспорта посещают в часы занятия парикмахерские. Констатируя этот факт, приказывается всем сотрудникам Обусвода принять к точному и неуклонному руководству и исполнению, что оставление в часы занятий работ и уход по своим частным делам – нарушение самых элементарных правил труда и дисциплины. Манкирование службой – преступление, которое ни в коем случае не может оставляться безнаказанным.

25-го сего декабря, во время проверки парикмахерской Обусвода в ней был задержан кладовщик материального склада № 1 тов. Кеворков Артем Кеворкович. Указывая тов. Кеворкову на его преступное отношение к прямым своим служебным обязанностям, объявить ему строгий выговор с предупреждением: в случае повторного нарушения им трудовой дисциплины он будет предан суду.

Начальник и Комиссар Обусвода роспись.

Управдел роспись.

***

ПРИКАЗ № 168

29 декабря 1920 года

По Доно-Кубанскому Областному Управлению снабжения водного транспорта.

В Доно-Кубанском Областном Управлении снабжения водного транспорта в последнее время замечается увеличение процента не являющихся на службу сотрудников. Мотивами о невозможности посещать службы являются, по заявлению сотрудников, различные недомогания. В момент столь острого напряжения всех творческих сил страны и тяжелой разрухи, когда каждый работник должен быть на строжайшем учете, уклоняться от своих прямых обязанностей, прикрываться незначительными недугами и несуществующими болезнями – недопустимо. Спекуляциями болезней не должно быть. Сотрудники Обусвода, замеченные в злостном непосещении занятий, будут рассматриваться, как дезертиры труда со всеми вытекающими из сего последствиями.

Каждый сотрудник Обусвода, не являющийся по болезни на службу, обязан представить свидетельство врача о своей болезни. В отделах Обусвода должны быть заведены особые книги, куда заносились бы сведения о всех заболевших сотрудниках. Наблюдение за проведением в жизнь настоящего приказа поручается Начальникам и Комиссарам Обусвода и Райуеводов.

Начальник и Комиссар Обусвода роспись.

Управдел роспись.

Плохо с трудовой дисциплиной в Обусводе.

Продолжение в 1.3 ДОНО-КУБАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. 1921 год.