Зачало Недели: Неделя 20-я по Пятидесятнице (Лк. 8:5–15)
Эта Неделя предлагает нам притчу о Сеятеле. Христос открывает ученикам смысл притчи: семя — это слово Божие, а разные почвы — разные состояния человеческого сердца. Жизнь семени зависит от того, как оно принимается, сохраняется и возрастает в сердце человека.
Эта притча – духовное зеркало. Давайте вглядимся в него честно, позволяя святым отцам быть нашими проводниками в диагностике состояния нашего сердца.
[БЛОК 1] ПРИТЧА КАК ПРИЗЫВ К САМОПОЗНАНИЮ (Лк. 8:5-8)
Текст для группы: Лк. 8:5-8
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
Параллельные места (образы и темы): Ис. 55:10-11 (слово Божие как семя и дождь); Иер. 4:3 (взмолите ниву); Притч. 1:20-23 (голос премудрости на улицах); Пс. 94:7-8 («О, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердца вашего»); Иез. 33:31-32 (слушатели слов, но не исполняющие); Иак. 1:22-25 (быть исполнителем слова, а не слушателем только).
Вопрос 1. «Кто имеет уши слышать...»
Господь завершает притчу этим возгласом, призывая не просто услышать, но и понять.
- Как вы думаете, почему именно эта притча требует такого особого, глубокого слушания? Что мы рискуем упустить, если отнесемся к ней поверхностно?
- Можно ли сказать, что эта притча — ключ к пониманию всей нашей духовной жизни? Почему?
Комментарий для ведущего :
«Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная!
«Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Христос Господь (Откр. 3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк. 7:34).». (свт. Тихон Задонский)
[БЛОК 2]: ВОПРОС УЧЕНИКОВ – КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ (Лк. 8:9-10)
Текст для группы: Лк. 8:9-10
«Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют».
Параллельные места(откровение и сокрытие): Ис. 6:9-10 (пророчество о ожесточении сердца); Ам. 8:11-12 (голод слышания слов Господних); 1 Кор. 2:6-10 (мудрость Божия, сокрытая для века сего, но открытая Духом); 1 Ин. 2:27 (помазание научает всему); Мф. 11:25 (сокрыл от мудрых и открыл младенцам).
Вопрос 2. Почему ученики получили объяснение, а «прочие» — нет?
- Что в самом действии учеников отличает их от «прочих»?
- Как вы думаете, почему Христос говорил народу притчами, а не прямо?
Комментарий для ведущего:
«Это одна из редких в Евангелии притч, которые Христос истолковал Сам. А истолковал потому, что Его об этом попросили апостолы...
Христос проводит различие между Своими учениками как слушателями и прочими слушателями. Хотя ученики были простецы, благодать Божия была на них; и... их духовное зрение стало достаточно острым для познания тайн Царствия Божия. Им иногда можно было говорить и прямо... но прочим говорить без притч было невозможно.
Почему же Он говорит в притчах народу? "Так что они видя не видят и слыша не разумеют". То есть: если бы Я говорил им прямо и без притч, они... не видели ничего и... не разумели ничего. Ибо духовные предметы не видимы для телесных очей и не слышимы для телесных ушей.
Многие люди потеряли зрение, слух и разум для духовных истин. Многие смотрят лишь на одеяние, слушают лишь внешний глас... Это плотское зрение, плотской слух и плотской разум. Господь... как премудрый Учитель, руководил людей, ведя их от материальных предметов... к духовным. Потому он и говорит им в притчах, то есть в единственно доступном их зрению, слуху и разуму облике». (святитель Николай Сербский)
Комментарий для ведущего:
Этот вопрос учеников — ключевой и для нас. Он показывает, что толкования и глубокий смысл открываются тем, кто, подобно апостолам, проявляет усилие, ищет и задает вопросы.
[БЛОК 3] ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЙ СЕРДЦА (Лк. 8:11-15)
Текст для группы: Лк. 8:11-15
«Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
Параллельные места:
К ст. 12 («при дороге»): 2 Кор. 4:4 (бог века сего ослепил умы); 1 Пет. 5:8 (диавол ходит, ища кого поглотить); Еф. 4:18-19 (ожесточение сердца и бесчувствие); Евр. 3:13 (чтобы не ожесточиться, обольстившись грехом).
К ст. 13 («на камне»): Иак. 1:2-4, 12 (радость в испытаниях и венец жизни); 1 Пет. 1:6-7 (вера, испытанная огнем); Ос. 6:4 (благочестие ваше, как утренний туман); Кол. 2:6-7 (укоренение в Нем); Пс. 1:2-3 (блажен муж, в законе Господа воля его).
К ст. 14 («в тернии»): 1 Тим. 6:9-10 (желание обогатиться – сеть); Мф. 6:24-25, 31-33 (не можете служить Богу и маммоне, не заботьтесь); Флп. 4:6-7 (не заботьтесь, но в молитве открывайте прошения); 1 Ин. 2:15-17 (не любите мира); Притч. 30:8-9 (нищету и богатство не давай мне).
К ст. 15 («добрая земля»): Гал. 5:22-23 (плод Духа); Ин. 15:5, 8 (пребывание во Христе и плод); Лк. 21:19 (терпением вашим спасайте души); Рим. 5:3-4 (скорби к терпению, терпение к надежде); Пс. 118:11 (в сердце моем сокрыл я слово Твое); Иер. 17:7-8 (блажен человек, уповающий на Господа).
Вопрос 3. «При дороге»: Почему слово даже не входит в сердце?
- Что в современной жизни делает наше сердце «протоптанной дорогой», по которой беспрестанно «ходят» разные мысли и впечатления?
- Свт. Феофан называет одного конкретного «вора», который похищает слово. Кто он, и что мы можем сделать, чтобы сохранить услышанное в Церкви?
Комментарий для ведущего:
«У кого же это слово Божие слышимое — бывает то же, что семя при пути?.. Придорожная земля не открывает недр своих, чтоб принять семя — семя падает на нее — но остается на поверхности — внутрь не входит... мысль не понимает его, сердце сочувствия к нему не изъявляет, и расположения никакого в себе изменения не обещают — так что оно и слышанное будто не слышано; ухом принято, а души не коснулось...
Придорожная земля есть земля проходная; проходящие топчут ее и не дают произрастать на ней ничему... Этою чертою она изображает тех, кои не остепеняют мыслей своих и, не установляя внимания, дают волю воображению... Мечты вытесняют их из памяти, или лучше — бес забвения приходит и похищает слово от сердца. От сего иной, например, целую службу простоит задумавшись — и ничего не вспомнит из того, что было в церкви». (свт. Феофан Затворник)
«Когда в доме бывают различные звуки, шум, крик и суета, тогда, что ни говорится человеку, он не слышит... Так и в душе бывает. Когда различный шум и мятеж мирских похотей ее беспокоит, тогда она не может слышать слова Божиего... Что в таком шуме голос слова Божиего успеет? Как глухому музыка — так шумом объятой душе слово Божие... Христианин!.. успокойся хоть на малое время от этого пагубного шума. И тогда истину признаешь... Тогда почувствуешь некое движение к вечности, как тончайший глас». (свт. Тихон Задонский)
Вопрос 4. «На камне»: В чем обман «быстрой» веры?
- Чем вера-эмоция, вера-вдохновение отличается от веры, имеющей «корень»? Почему первая неизбежно гибнет при первых же трудностях?
- Свт. Тихон Задонский наставляет «углублять» слово в сердце через постоянное «поучение». Что это значит на практике — «поучаться день и ночь»?
Комментарий для ведущего:
«Иное семя падает на "каменной" земле, и поэтому не имеет достаточно земли, где бы углубить и утвердить свой корень. Оно скоро прорастет, но от зноя солнечного, как не имеющее корня, иссыхает. Так и слово Божие, упавшее на сердцах человеческих, но не углубленное и не укоренившееся, хотя и с радостью принимается, однако от нашедшего искушения, печали и гонения, лишается сладкого своего плода, и так бесплодно бывает». (свт. Тихон Задонский)
«Слово Божие, услышанное или прочтенное, нужно углубить и укоренить в глубинах сердца, и в нем день и ночь поучаться, как псаломник говорит о себе и нам в образе себя представляет: «В сердце моем сокрыл я слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою» (Пс. 118:11). И еще: «Как возлюбил я закон Твой…! Весь день он — поучение мое» (Пс. 118:97)... Поэтому он уподобляется дереву, посаженному при потоках вод, «которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не отпадет; и во всем, что он ни делает, преуспеет» (Пс. 1:1-3)». (свт. Тихон Задонский)
Вопрос 5. «В тернии»: Как «нормальная» жизнь душит слово?
- Свт. Феофан выделяет два типа людей в этой категории: уставшие от борьбы и не начинавшие бороться со страстями. Какой из этих двух типов вам кажется более коварным и почему?
- Приведите пример из жизни, когда доброе намерение было «заглушено» внезапно восставшей страстью.
Комментарий для ведущего:
«У кого слово — слышимое — бывает то же, что семя, падшее среди терния?.. изображаются два рода лиц:
во-первых, те, кои, искренно уверовав сердцем, и жизнь свою установить по духу Христову начинают; но, потрудившись так сколько-нибудь времени, увлекаются снова чувственными удовольствиями, или прелестию богатства... отстают от прежних правил Христианских... то есть у них замирает все, прежде возращенное, добро;
— а, во-вторых, тех, кои слышат слово и услаждаются им и долг следовать ему вполне сознают; но не заботятся очистить сердце свое от страстей и оставляют их в нем качествовать во всей силе. От сего, как только нужно бывает поступать по-христиански, наперекор страстям, — страсть восстает и подавляет доброе намерение...
Надобно бы простить, и готов бы; но восстает гордость и подавляет мысль о прощении. Надобно бы помочь; но восстает скупость и подавляет мысль о том. — Так и во всем». (свт. Феофан Затворник)
«Иное семя падает среди "терния", и тернием возросшим подавляется... Так и слово Божие слышат многие люди, но «печалью века сего и лестью богатства», как тернием, объятые сердца имея, никакого плода не приносят... надо эти вредные тернии из сердца искоренить, и «не любить мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15)». (свт. Тихон Задонский)
Вопрос 6. «Добрая земля»: В чем секрет плодоношения?
- Свт. Феофан говорит, что такие люди слово «держат». А что значит «отпустить» слово Божие? И что значит «удержать» его?
- Свт. Тихон говорит, что даже доброй земле нужны «солнце и дождь» — благодать Божия. Как сочетаются наши усилия «хранить слово» и необходимость помощи свыше?
Комментарий для ведущего:
«У кого, наконец, слово Божие — слышимое — бывает то же, что семя, падшее на добрую землю? — У тех, говорит Господь, иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат и плод творят в терпении. У тех, то есть, кои... слышат слово Божие сердцем открытым, с теплым усердием и любовию, кои услышанное слово держат, и не поверхностно притом, а объемлют всеми силами души своей и всецело им проникаются, и кои плод творят в терпении — исполняют слово каких бы это трудов и лишений ни стоило, не поддаваясь возникающим страстям, и терпеливо и мужественно противостоя им и побеждая их». (свт. Феофан Затворник)
«Иное семя падает на «доброй земле»... Так и слово Божие, когда слышат его «добрые сердца», плод свой получает... Желающего служить Богу и плод слова Его принести Ему, встречают различные искушения... Поэтому надо все искушения терпением побеждать...
Несильно старание человеческое без помощи Божией. Земляное поле — сердце человеческое — с небесным семенем не может совокупиться и принести плод. Тут нужны сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Сам Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Поэтому желающему... надо усердно молиться, чтобы Сам Господь плод слова Своего в сердцах наших творил...
Хотя и будет доброй земля... однако плода не может сотворить, если теплотой солнечной не будет согреваться и дождем орошаться. Так хотя и на доброе сердце падает семя слова Божиего, однако никакого плода не принесет, если теплотой благодати Божией не будет согреваться... Поэтому всегда нужно к Господу воздыхать...» (свт. Тихон Задонский)
[БЛОК 4] ПРИМЕНЕНИЕ: ОТ ДИАГНОЗА К ЛЕЧЕНИЮ
Введение для ведущего к блоку:
Мы с вами провели глубокую диагностику. Мы увидели в святоотеческих толкованиях не просто абстрактные категории, а точные описания болезней нашей души. Но знание диагноза без назначения лечения бессмысленно и даже мучительно. Сейчас мы подойдем к самому главному — что делать? Давайте послушаем заключительный вопрос святителя Феофана Затворника.
Вопрос 7. Итоговый вопрос для самоиспытания.
- «Вняли ль вы толкованию сему? Если вняли, позаботьтесь приложить к себе, и что укорно, того избегать, а елика достохвальна, о том ревновать положите». (свт. Феофан Затворник)
- Какой один конкретный образ из притчи или толкования запомнился вам лично больше всего?
Комментарий для ведущего:
Возможно, это образ «беса забвения», который выкрадывает слово прямо из вашего сердца, пока вы «задумавшись стоите в церкви».
Или образ «страсти, восстающей» против доброго намерения, когда вы уже готовы были простить или помочь, но не стали этого делать.
Или, напротив, образ «доброй земли», которая «всеми силами души» объемлет слово.
- Какой один, самый очевидный для вас «камень» или «терние» мешает слову Божию принести плод именно в вашей жизни сейчас?
Комментарий для ведущего:
«Камень» — это, может быть, поверхностное отношение к вере? Вера на эмоциях, которая иссякает, когда нужно проявить терпение в семейной ссоре или смирение в неудаче?
«Терние» — это конкретная забота? Беспокойство о работе, которое не оставляет места для молитвы? Или конкретная страсть? Осуждение, которое заглушает услышанную в Евангелии заповедь «не судите»? Сребролюбие, которое гасит порыв к милосердию?
Комментарий для ведущего:
«Обратите внимание, как святитель Феофан ставит вопрос: "Вняли ль?" Это значит — пропустили ли через ум и сердце, отозвалось ли внутри? И затем — "приложить к себе". Не к соседу, не к абстрактному "грешнику", а к себе. Он говорит о ревновании — то есть о горячем, ревностном стремлении. Это не про то, чтобы "стать немного лучше", а про решительную внутреннюю работу.
Святитель Тихон Задонский дает нам очень конкретный совет, как бороться с этими "камнями" и "терниями":
«Надобно эти вредные тернии из сердца искоренить, и "не любить мира, ни того, что в мире" (1 Ин. 2:15)». Но как искоренить? Для этого нужно слово "углубить и укоренить в глубинах сердца, и в нем день и ночь поучаться". Он призывает нас к постоянному, внимательному размышлению над Словом Божиим, чтобы оно стало тем самым "корнем", который удержит нас в искушении.
И главное — не надеяться только на свои силы. Свт. Тихон напоминает: "Земляное поле — сердце человеческое — с небесным семенем не может совокупиться и принести плод. Тут нужны сила и помощь Небесного Делателя... «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5)". Значит, наш первый шаг — это искренняя молитва к Богу.
Вопрос 8. Практический шаг.
- Опираясь на советы святителей, что может стать вашим первым делом на этой неделе, чтобы подготовить почву сердца?
Примеры для наведения:
- Выделить 5 минут вечером, чтобы не просто прочитать, а "подержать" в уме и сердце ОДНУ добрую мысль из сегодняшнего Евангелия? Например, "добрым сердцем и благим слышавше слово, держат". Что значит "держать" его завтра на работе?
- Объявить войну ОДНОЙ "задавившей" страсти. Не всем сразу, а одной. Например, на этой неделе всякий раз, когда придет мысль осудить, прочитать про себя Иисусову молитву и найти хоть одно оправдание человеку.
- Совершить ОДНО конкретное, пусть маленькое, дело милосердия, о котором давно думал, но "терние" житейских дел и лени заглушало это намерение (позвонить одинокому человеку, помочь финансово, отдать нуждающемуся вещи...).
Заключительное слово для ведущего:
Давайте не будем строить грандиозных планов. Выберите один, самый малый, но конкретный шаг. Как говорит святитель Феофан, нужно "положить ревновать". То есть принять решение и начать его исполнять.
Помните, что наша цель — не просто "исправиться", а принести плод в терпении. Плод — это не мгновенный результат. Он созревает медленно, незаметно. Но для этого семя должно быть по-настоящему посеяно вглубь.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МЕСТА ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ СМЫСЛА ПРИТЧИ
(Этот блок можно предоставить группе в виде отдельной раздатки или включить в материалы для ведущего после вопросов)
Введение для группы: Эти стихи из других книг Библии расширяют и углубляют проблемы, описанные в каждом из четырех состояний сердца. Они показывают, что притча говорит о фундаментальных духовных законах.
Тема 1: Опасность огрубевшего сердца и действие злой силы
(Соответствует стиху Лк. 8:12)
«а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись»
Как диавол похищает слово:
2 Кор. 4:4: «Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа».
1 Пет. 5:8: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
Состояние ожесточенного сердца (как оно формируется):
Еф. 4:18-19: «Они, помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству...»
Евр. 3:13: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».
Тема 2: Испытания веры и глубина «корня»
(Соответствует стиху Лк. 8:13)
«а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают»
Цель и польза испытаний:
Иак. 1:2-4: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
1 Пет. 1:6-7: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего золота, огнем испытываемого, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа».
Важность укоренения в Боге:
Кол. 2:6-7: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены...»
Пс. 1:2-3: «Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет».
Тема 3: Борьба с «тернием»: заботы, богатство и наслаждения
(Соответствует стиху Лк. 8:14)
«а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода»
Духовная опасность богатства и сребролюбия:
1 Тим. 6:9-10: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие...»
Мф. 6:24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Призыв не обременяться заботами:
Мф. 6:25, 31-33: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Итак, не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или "что пить?" или "во что одеться?"... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Флп. 4:6-7: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Призыв отрешиться от мира:
1 Ин. 2:15-17: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Тема 4: Плодоношение «доброй земли»: плод, терпение и благодать
(Соответствует стиху Лк. 8:15)
«а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении»
Что такое духовный плод:
Гал. 5:22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».
Ин. 15:5, 8: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего... Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
Необходимость терпения:
Лк. 21:19: «Терпением вашим спасайте души ваши».
Рим. 5:3-4: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда».
Роль благодати Божией («солнце и дождь» для семени):
Ин. 15:5: «Без Меня не можете делать ничего».
2 Кор. 3:5: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога».
Флп. 2:13: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».