Друзья, врываемся к вам с 14 выпуском нашего культурного дайджеста. На этот раз обсудили кучу разных новостей, а также сделали литературный обзор (я рассказала о том, что у меня вышла книга, купить можно на OZON и ВБ :)
Итак, как и за что судили Мане? Что случилось со статуей в Дублине? Ну и, конечно, не могли не обсудить громкое и дерзкое ограбление в Лувре. Больше интересного - уже в нашем новом видео!
В Германии украли самый вонючий в мире цветок:
В ботаническом саду «Ромбергпарк» в немецком городе Дортмунд неизвестные украли клубень цветка аморфофалл уса титанического (Amorphophallus titanum). Воры похитили клубень редкого растения, весом в 20–30 килограммов, который назвали «Давид». Его ключевая особенность - цветет раз в несколько лет, всего пару дней, при этом жутко пахнет гнилью. Об этом сообщает РБК с ссылкой на Spiegel.
Растение выделяет сильный запах, схожий с запахом разлагающегося тела, который привлекает насекомых-опылителей, откладывающих в естественной среде личинки в падаль. Аморфофаллус титанический имеет самое крупное соцветие в мире, которое может достигать до трех метров в высоту!
Ботанический сад подал жалобу. «Кража «Давида» стала для нас тяжелым ударом. Многие жители Дортмунда ждали следующего цветения. Мы надеемся, что воры пожалеют о своем решении и вернут «Давида», — подчеркнул сотрудник ботанического сада, добавив, что «потеря для ботанического сада и города Дортмунда «огромна».
В музее Орсе прошел воображаемый суд над Мане:
Как сообщает Forbes парижский музей Орсе в рамках публичной программы устроил воображаемый суд над художником Эдуардом Мане и его работой «Завтрак на траве». Картина произвела настоящий скандал полтора века назад - критикам и зрителям показалась непристойной фигура обнаженной женщины, непринужденно отдыхающей рядом с двумя полностью одетыми мужчинами.
В музее состоялась инсценировка процесса над художником, где современные студенты вступили в диалог с искусством и правом, защищая право искусства на свободу выражения и обсуждая вопросы женской эмансипации.В инсценировке судебного процесса также участвовали три настоящих адвоката, один из которых выступил в роли прокурора, и судья. Мир искусства и мир права вступили в спор о свободе выражения мнений и творчестве.
Почти все обвинительные речи начинались со знаменитой фразы Эмиля Золя «Я обвиняю» (правда, изначально сказанной по другому поводу). Прибегая к современной лексике, Мане называли «кликбейтером» и обвиняли в «Мане-пуляции». Самым убедительным было признано выступление студента, игравшего роль Бодлера. По его словам, вызов общественным нормам морали в работе не подлежит сомнению, но вместо обвинений творчество Мане заслуживает лишь поощрения.
Сторона защиты пополнилась партнершей Мане — Сюзанной Ленхофф, так что модель Викторина Мёран не была единственной женщиной на процессе. Адвокат Мёран выстроил хитроумную защиту, предположив, что обнажённое тело на картине может и не принадлежать модели, даже если лицо узнаваемо. Сторона обвинения настаивала на оскорблении общественных нравов, однако в итоге судья, признав факт нарушения, вынес неожиданное решение — он постановил, что Мане должен продолжать писать. Этот вердикт символически отразил историческую правду: искусство, даже вызывающее споры, не должно останавливаться. Мероприятие, организованное при поддержке феминистской организации, подчеркнуло современное прочтение классического сюжета.
Ученые провели эксперимент по передвижению статуй с острова Пасхи:
Ученые смогли подтвердить предания народа рапануи (жителей острова Пасхи) о том, что колоссальные каменные статуи острова, моаи, приходили на свои места «пешком». Ранее это считалось местным суеверием. Однако исследователи доказали, что, раскачивая статую и контролируя ее движение с помощью веревок, можно заставить монумент «шагать» вперед - сообщает Артгид.
Долгое время существовали самые разные теории — от вмешательства инопланетян до магии. Более реальной версией считалась теория о том, что статуи тащили волоком, положив на бревна-катки. Однако ученые из Бингемтонского и Аризонского университетов выяснили, что исполинов «заставили идти». Исследование было опубликовано в Journal of Archaeological Science.
Моаи имеют D-образное основание, которое обеспечивает широкую опору и низкий центр тяжести, а также устойчивость при качании из стороны в сторону. Чтобы статуя двигалась вперед, центр ее массы смещен чуть дальше переднего края основания. Во время эксперимента ученым удалось заставить моаи пройти 90 метров за 40 минут. Согласно подсчетам, путь длиной почти в 10 километров занял бы 15–22 дня для группы из 40 человек.
В Москве прошел перформативный проект «Соискатели»:
Художники устроились на работу ради искусства. Арт-группа Boloto представила перформативный проект «Соискатели», где 12 художников прошли практику на обычных работах — от фабрики до эскорт-агентства - об этом сообщает The Art Newspaper.
Арт-группа Boloto представила экспериментальный проект, в рамках которого современные художники прошли трудовую практику на самых обычных работах. Мероприятие состоялось в полузаброшенном здании в центре столицы и превратилось в масштабную ролевую игру, где каждый посетитель становился активным участником художественного высказывания.
Условием участия в проекте стало обязательное трудоустройство художников на профессии, не связанные с творчеством. Из восемнадцати приглашенных до финала добрались двенадцать человек — остальные не справились с форматом.
«Работа требовала выхода за привычные рамки, включенности, наблюдательности и готовности к новому опыту», — комментируют организаторы, Ольга Туманова и Василиса Лебедева.
Участники трудились формовщиками чулочных изделий, мастерами оранжереи, кулинарными блогерами, ассистентами механиков и даже менеджерами в эскорт-агентстве. Полученный опыт лег в основу индивидуальных художественных высказываний.
Экспозиция была организована как игровая карта с улицами, площадями и переулками. Художники создали одиннадцать тематических локаций-клеток, каждая из которых отражала опыт конкретной профессии. Несмотря на существующие стены, художники должны были их игнорировать, отступая от них на метр и очерчивая свое пространство белыми линиями. Так возникла новая метафора, что художник не видит реальные преграды, но выстраивает собственные границы.
Как уже говорилось, для большинства соискателей проходить задания, еще и действуя в рамках полученной роли, оказалось слишком сложно, но и задачи такой не стояло. Организаторы были больше удивлены тем фактом, что многие пугались еще на этапе приглашения и попросту боялись идти, ссылаясь на социофобию и неразвитые soft skills, однако все дошедшие остались весьма довольны новым опытом.
В Дублине заколотили статую, которую туристы трогали за грудь:
В Дублине на время ремонта заколотили статую Молли Малоун, которую туристы трогали за грудь, пишет РБК.
Приезжие и местные жители стали «домогаться» к памятнику с 2012 года, после того как, предположительно, один из гидов пустил слух, что прикосновение к груди скульптуры принесет удачу. На ремонт статую отправили после того, как было обнаружено, что конструкция потеряла устойчивость, — из-за многолетних «приставаний» множественные повреждения получила арматура, удерживающая арт-объект.
Памятник был установлен в 1988 году, он посвящен Молли Малоун — героине героиня дублинского фольклора, прославленной в песне Cockles and Mussels («Моллюски и мидии»). Легенда повествует о девушке, продававшей рыбу в Дублине и скончавшейся в юном возрасте от лихорадки. Песня настолько популярна в Ирландии, что считается неофициальным гимном и исполняется на важных мероприятиях.
Совет не исключает возможности нового перемещения памятника, а также рассматривает варианты ограничения доступа к нему — например, установку более высокого постамента или ограждений. Однако власти подчеркивают, что при принятии решения необходимо учитывать затраты и обеспечить безопасность достопримечательности для туристов.
Вокруг памятника планируется разбить клумбу, чтобы помешать туристам и дальше прикасаться к скульптуре. Кроме того, в мае возле памятника велось дежурство, чтобы предотвратить приставания туристов. Обычно путешественники прислушивались к дежурным и не прикасались к статуе, но без их контроля посягательства возобновлялись.
Ограбили Лувр (за 7 минут на 88 миллионов евро):
Как сообщает РБК в Лувре произошло ограбление. Об этом сообщила министр культуры Франции Рашида Дати.
«Сегодня утром (19 октября) во время открытия музея произошло ограбление. Пострадавших нет. Я нахожусь на месте вместе с сотрудниками музея и полицией», — уточнила она.
По ее словам, ведется расследование случившегося. По данным газеты Le Parisien, несколько злоумышленников разбили окна в главном парижском музее и похитили ювелирные украшения. Им удалось скрыться. Сообщается, что преступники были вооружены.
Пятеро преступников проникли внутрь со стороны реки Сена, на грузовом лифте они поднялись на этаж, разбили окна и проникли в комнату с коллекцией. Воры забрали несколько ювелирных экспонатов времён Наполеона III: ожерелье, брошь и диадему. Администрация Лувра закрыла музей для посещения.
По предварительным данным, грабители по дороге потеряли ценную добычу — корону императрицы Евгении, жены Наполеона III. Похоже, не всё в их дерзком плане прошло гладко.
Это происшествие вновь поднимает вопросы о безопасности крупнейшего и самого посещаемого музея мира, который и до этого сталкивался с проблемами инфраструктуры, переполненности и сохранности экспонатов. Пока полиция ищет преступников, культурное сообщество подсчитывает утраты, которые могут оказаться невосполнимыми.
Спасибо, что дочитали до конца!