Найти в Дзене
С Богом по жизни

Сегодняшнее христианство

Оглавление

В первой главе Евангелия от Иоанна мы находим модель для современного христианства. Вряд ли Ин. 1 была написана с целью дать нам эту модель, однако в этой главе содержатся четыре важнейших принципа, которыми следует руководствоваться тем, кто называет себя новозаветными христианами в современном мире. Все эти четыре принципа связаны с Христом. Христос занимает центральное место в христианстве. Так что же такое христианство на основании сказанного в Ин. 1?

Первое. Новозаветное христианство подразумевает знание истины, что Христос является одновременно и человеком, и Богом

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:1-18).

Едва начав читать Евангелие от Иоанна, мы тут же замечаем, как сильно оно отличается от остальных трех евангелий. Иоанн начинает и продолжает свою историю совсем не так, как другие авторы.

Почему Евангелие от Иоанна не похоже на остальные? Ведь для всех очевидно, что, как и другие авторы, Иоанн хотел показать, что Иисус является Божьим Сыном; однако при этом у него были и другие цели, отличные от тех, которые ставили перед собой Матфей, Марк и Лука. Вероятно, ему было хорошо известно содержание других евангелий, и он знал, что оно также известно и его читателям. Поэтому он так часто избегал повторения уже известных историй в привычном для всех виде.

В чем проявляется отличие книги Иоанна? Очевидно, что это евангельское повествование имеет более «богословскую» направленность, чем остальные. В нем содержатся великие богословские истины, о которых в первых трех книгах Нового завета говорится лишь намеком.

Ин. 1:1-18 служит тому прекрасным примером. Книга начинается не с рождения Христа или Его родословной, но с Его предвечного существования. Иоанн хотел, чтобы мы с самого начала точно знали, кто такой Иисус Христос.

1. Он — «Слово», божественный Логос; этим названием Иоанн хотел показать непреходящую силу и власть Иисуса на небесах, прежде Его прихода на землю (1:1).

2. Он был «в начале… у Бога» (1:1). Его существование началось не с рождения в Вифлееме; Он существовал вечно.

3. Он был «у Бога» и «был Бог» (1:1). Иными словами, Он обладает такими же свойствами божества, что и Отец. Отец — Бог, но Иисус Христос, Сын Бога, также является Богом.

4. Он участвовал в сотворении мира, как и Бог: «Без Него ничто не начало быть» (1:3; см. 1:10; Кол. 1:16; Евр. 1:2). Когда Бог произнес: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26), Он обратился к Самому Себе и той Своей ипостаси, которая была божественным Словом.

5. Он был и есть Светом и источником всего живого (1:4; см. 1:7-9). Как неоднократно учит Новый завет, без Него в этой жизни нет ни света, ни надежды.

6. Его отвергли и продолжают отвергать. «Свет во тьме светит», но «тьма» отвергла его (1:5, 11). Как и в остальных евангельских повествованиях, в книге Иоанна в самом начале говорится, что не все принимают Иисуса.

7. Тот Иисус Христос, который был божественным Словом, стал плотью: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (1:14). Этот текст учит, что Иисус, который ходил среди людей, был человеком, человеческим существом из плоти и крови; но Он был не просто человеком, не необычным человеком, который подобно пророкам мог совершать чудеса. Он был божеством, Сыном Бога, Богом во плоти, существующим от вечности с Богом и являющимся Богом!

Именно этот факт и является основанием для нашей надежды: Иисус Христос был и Богом, и человеком! Христианство стоит на этой истине. Если бы это было не так, христианство было бы ничем! Но поскольку это истина, христианство это всё!

Второе. Новозаветное христианство подразумевает возвещение того, что Христос — это и божественный Сын Бога и Божий Агнец

«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрёкся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: «исправьте путь Господу», как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:19-34).

Из 1:1-18 мы узнаём, что Иоанн Креститель был пророком, «посланным от Бога». Он пришел, чтобы засвидетельствовать о «Свете», Иисусе Христе (1:6, 7); и он бесстрашно свидетельствовал о божественности Христа (1:15). В 1:19-34 рассказывается о служении Иоанна Крестителя. Он спокойно опровергнул предположения о том, что он был Христом, Мессией, которого ожидали иудеи. Вместо этого он объяснил, что был вестником Мессии, тем, кому было поручено подготовить путь к приходу Мессии. Он также свидетельствовал, что Христос, для которого он готовил путь, был более великим, чем он (1:19-28).

В ст. 29 сказано, что «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: “Вот, Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира”» (см. 1:36). Далее Иоанн говорит, что хотя не сразу узнал, что Иисус и был ожидаемым Мессией, Бог открыл ему, кем был Иисус, когда на Него сошел Святой Дух (это произошло, когда Иоанн крестил Иисуса). И потому Иоанн с уверенностью свидетельствовал: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (1:34).

-2

Когда Иоанн назвал Иисуса «Агнцем Божиим, Который берёт на Себя грех мира» (1:29), он ясно сказал, что Иисус пришел на землю не только как Божий Сын, который будет править Своим царством, но и как жертвенный Агнец Божий, который должен умереть, чтобы искупить грехи человечества. Иисус исполнил Свою миссию, когда умер на кресте (см. Мф. 26:28). Без Его жертвенной смерти у нас не было бы надежды на спасение.

Возвещение благой вести о Христе было — от начала Евангелия от Иоанна, от начала служения Иисуса, и от начала Христовой церкви — неотъемлемой частью учения о Христе (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15, 16; Деян. 1:8). Когда Иисус взошел на небеса, апостолы, благовестники и другие христиане продолжили возвещать о Нем.

Возвещать об Иисусе необходимо и сегодня! В первом веке об Иисусе говорили и открыто и тайно; и мы также должны возвещать о Нем как публично, так и в частной беседе, если мы называем себя Его учениками и Его церковью.

Третье. Новозаветное христианство подразумевает, чтобы верующие жили как ученики или последователи Христа

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа... На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (Ин. 1:35-39, 43).

В Ин. 1:35-39 рассказывается о призвании некоторых учеников Иисуса. В ст. 43 сказано: «На другой день Иисус захотел идти в Галилею, и находит Филиппа, и говорит ему: “Иди за Мною”».

В этом отрывке показано, что христианство подразумевает личные отношения между людьми и Христом в повседневной жизни, Его постоянное присутствие в жизни Его последователей. После того как Иоанн Креститель возвестил, что Иисус является Агнцем Божиим (1:36), двое из его учеников «пошли за Иисусом» (1:37) и «пробыли у него день тот» (1:39). Затем Иисус призвал Филиппа следовать за Собой (1:43). Иисус собирал Себе учеников. Развитие личных отношений с Иисусом включало в себя несколько этапов.

1. Для того, чтобы возникли личные отношения с Христом во время Его земного служения, было необходимо приглашение от Иисуса. Он сказал людям из 1:39: «Пойдите и увидите»; затем сказал Филиппу: «Иди за Мною» (1:43). Сегодня Он продолжает призывать к Себе всех, кто желает слышать Его зов: «Идите за Мною!»

2. Установление личных отношений с Иисусом невозможно без принятия Его приглашения. Мужчин, о которых мы читаем в этих стихах, объединяло одно хорошее качество — они все приняли приглашение Иисуса «пойти за Ним». В наше время, несмотря на то что Иисус приглашает всех приходить к Нему (Мф. 11:28-30), лишь немногие откликаются на Его призыв. Те же, кто откликнулись, должны приходить к Нему на Его условиях. Они должны поверить в Него как Божьего Сына (Ин. 3:16), исповедать свою веру в Него (Рим. 10:9, 10), покаяться в своих грехах (Деян. 17:30), и креститься для прощения грехов (Деян. 2:38). Поступая так, они показывают свою готовность принять приглашение Иисуса и стать Его учениками.

Поскольку установление личных отношений с Христом невозможно без принятия Его приглашения, ответственность за то, появятся такие отношения или нет, лежит исключительно на человеке. Христос призывает к Себе всех, но не все желают слушать Его голос. В Ин. 1:11, 12 написано: «Пришёл к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божиими». Выбор за нами: либо отвергнуть Христа, либо принять Его!

3. Для того чтобы сохранить личные отношения с Христом, необходимо укреплять их, пребывая рядом с Ним. Подобно тем людям, которые откликнулись на призыв Христа в Ин. 1 и последовали за Ним, оставаясь рядом с Ним последующие три года, мы должны продолжать жить с Христом, размышляя о Нем, читая о Нем, стремясь быть такими, как Он.

Мы должны понимать, что истинное христианство это не просто о том, чтобы ходить на богослужение. Оно в том, чтобы обрести, сохранить и развить личные отношения с Христом!

Последнее. Новозаветное христианство невозможно без того, чтобы делиться благой вестью о Христе

«Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос»; и привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:40-51).

Что происходило после того, как люди становились учениками Иисуса? Когда они узнавали о Нем и убеждались в том, что Он был истинным Христом, они рассказывали своим друзьям и родственникам, что нашли долгожданного Мессию. Двое учеников Иоанна Крестителя, услышав, как тот назвал Иисуса «Агнцем Божиим» (1:29), тут же последовали за Ним. Он пригласил их «пойти» и «посмотреть», где Он жил. Затем Иоанн сообщает, что «один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра» (1:40). И сразу же за этим мы читаем: «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: “Мы нашли Мессию”, что означает “Христос”; и привёл его к Иисусу» (1:41, 42). После того как Иисус сказал Филиппу: «Иди за Мною» (1:43), тот нашел другого потенциального ученика, Нафанаила. «Филипп… говорит ему: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, — Иисуса, сына Иосифа из Назарета”» (1:45). Найти Мессию — великое открытие! Те, кто сделали это открытие, не могут не делиться этой радостью с другими.

-3

Почему Иоанн, который так избирательно относился к тому, что включать в свою книгу, а что нет, рассказал нам эти истории? Возможно, работая над своей книгой спустя годы после установления церкви, Иоанн хотел напомнить церкви, как изначально распространялась благая весть: от человека к человеку. Возможно, уже тогда верующие стали воспринимать христианство как нечто само собой разумеющееся. Возможно, они, как и сегодняшние христиане, нуждались в напоминании того удивительного открытия, которое испытали люди, впервые узнавшие, что Иисус и есть Христос. Возможно, их нужно было подтолкнуть к тому, чтобы они активнее делились благой вестью с другими.

Заключение

В этой главе мы видим стремительное развитие. Истина о Христе, о том, что Он является Богом во плоти, является фоном для всех остальных событий. Иоанн Креститель возвестил о Христе. Некоторые люди откликнулись на эту истину и стали учениками Иисуса. Те, кто осознанно сделали выбор стать Его последователями, пошли и рассказали радостную весть о Христе другим! Эта история будет повторяться снова и снова после установления церкви. Истина об Иисусе Христе по-прежнему остаётся основанием церкви. Евангелисты и проповедники начали с того места, где остановился Иоанн Креститель. Они возвещали, что Иисус — божественный Сын Бога, и, будучи Агнцем Божиим, — единственный путь спасения от грехов. Принимающие эту истину о Христе и откликающиеся на Его призыв «идти за Ним» становятся Его учениками, когда повинуются евангелию (как в Деян. 2). Наставляемые апостолами и евангелистами, они стараются жить для Иисуса и иметь с Ним близкие личные отношения. Затем они с радостью делятся благой вестью об Иисусе с другими. «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» (Деян. 8:4).

Именно их пламенным благовествованием и объясняется стремительный рост церкви в первом веке. Всего лишь при жизни одного поколения людей она преумножилась и распространилась по всему известному миру.

Так должно быть и сегодня! Что может побудить нас захотеть делиться радостной вестью о Христе? Чудесная мысль: «Мы нашли Мессию! Мы знаем Агнца Божьего!»

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)