Доброго времени суток! Рад приветствовать Вас, дорогие друзья на своем транспортном канале! В этой статье я расскажу про заключительный день съемок в Котласе и про то, как нам удалось поснимать поезда сразу в двух областях: в Архангельской и Вологодской.
После того, как нас приняли полицейские прямо в пригородном поезде Урдома – Котлас-Южный, мы долго думали: ехать завтра снимать или нет? Не хотелось снова встречаться с представителями правопорядка. Я вообще не хотел никуда ехать, а Никита меня уговаривал: да поехали, это же другой участок, никто туда за нами не поедет! Да даже если и сдадут, полицейские будут знать, что это мы снимаем! В итоге, после длительных раздумий я все же согласился, и мы поехали на единственное оставшееся неизведанным нами Кировское направление.
Мы выбрали остановочный пункт Березовый. По картам там было немного домов, прямые участки в обе стороны и не было больших дорог – значит к нам не смогут быстро приехать. Радовало одно: съемки на кировском направлении получатся самые быстрые: пригородный поезд, на котором мы поедем уезжает с Мелькомбината в 07:44, а прибывает обратно в 17:08.
Кстати, пригородное направление на Сусоловку единственное в Котласе, на котором используется один состав: он утром уезжает на Сусоловку, потом следует обратно в Котлас, затем днем снова едет в Сусоловку и вечером снова возвращается в Котлас. Ночует он в Котласе. Такое расписание сделано для возможности пересадки в Сусоловке на пригородный поезд Луза – Христофорово.
Итак, наше утро начинается как обычно: мы идем на платформу Мелькомбинат, бывший 381 км покупать билет на пригород. Когда пришли на платформу, мы очень удивились, сколько там было народу. Настоящий аншлаг! В кассу была огромная очередь. Благо, мы пришли заранее и успели купить билет.
«Ну, здесь точно должно быть больше 1 вагона» – думаю я, смотря на всех пассажиров, ожидающих прибытие поезда. Прибывает ТЭП70-0436 с тремя плацкартными вагонами. Быстро заходим и занимаем свободные места на боковушке. А я и не знал, что пригород на Сусоловку пользуется такой популярностью!
До Березового ехать 1 час 13 минут. Билет стоит 160 рублей в одну сторону.
В основном едут дачники и грибники-ягодники. На каждом остановочном пункте стоим по 2 минуты, так как без конца выходят толпы народу.
Проезжая станцию Савватию, видим из окна большую автостоянку: здесь множество различной техники, в том числе пожарные машины и старый автобус ПАЗ-3205. Когда-то в этом поселке был военный аэродром.
На одной из остановок замечаю восхитительный вид из окна. Очень красиво смотрится поляна Иван-чая среди леса.
Наконец, ближе к Березовому вагон опустел, и я сфотографировал его на память.
Выйдя на платформе Березовый, мы решили прогуляться, посмотреть на поселок и сразу наткнулись на гриб. Конечно, логично, что это подберезовик.
Фотографирую расписание поездов на память. Здесь всего 2 пары пригородов. Снимать сегодня будем с 9 до 16.
Немного истории. Спецпоселок «Лесопункт №23» при железнодорожной станции Березовый был организован в начале 1940-х годов для поселения сосланных российских немцев. По данным Википедии в 2010 году численность населения оставляла 1 человек. Судя по количеству выходящих здесь пассажиров, сюда приезжают дачники только в дачный сезон. Березовый – бывшая станция. Об этом свидетельствуют старые деревянные шпалы по бокам от главного пути. Сейчас это остановочный пункт на большом перегоне Савватия – Сусоловка.
Вот такой необычный агрегат стоял прямо рядом с железной дорогой. Самое то перемещаться по бездорожью.
Хоть Березовый и остановочный пункт, но здесь есть проходные светофоры. Так как почти вся ветка Котлас – Киров на полуавтоблокировке (исключение составляют лишь участки Матанцы – Медянка и Киров-Котласский – Киров-Пасс.), а перегон Савватия – Сусоловка достаточно большой, о.п. Березовый используется как блок пост и здесь установлены проходные светофоры только с двумя показаниями: зеленый и красный. Этот блок пост напомнил мне о.п. Приисковый у нас на ветке Екатеринбург – Верхний Уфалей.
После прохода пригородного все горел красный свет, и мы решили прогуляться в лес, посмотреть, а нет ли там каких ягод. Только зашли и просто обалдели: да тут все усыпано черникой! Ее было настолько много, что я просто не знал за что хвататься. Как же мне понравилось ездить на съемки в Котласе! Давно я не ел столько черники.
Я снова собирал ягоды в ладошку и тут же ел. Нет ничего вкуснее свежей сочной черники.
Помимо черники попадались еще и грибы. Вот, например, сыроежка.
Наконец, подошло время до обратного пригородного Сусоловка – Котлас-Южный. Сняли мы его недалеко от платформы Березовый.
В Савватии он встретился с грузовым. И спустя некоторое время к нам приехал 2ТЭ10МК с контейнерным поездом.
В Сусоловке этот грузовой встретился с другим. На этот раз это была система 2ТЭ10У и 2ТЭ10МК.
А затем с Котласа прошел единственный пассажирский, который проходит здесь днем. Именно на этом поезде я и поеду обратно домой. Но об этом позже.
А затем мы решили пойти в сторону Савватии изучить места там. Но пройдя несколько сотен метров, мы увидели, что светофор переключили на зеленый. Мы установили аппаратуру и тут же послышался шум грузового поезда. Вскоре появился 2ТЭ10У-0020. Бригада хорошо нас поприветствовала.
После съемки грузового мы отправились дальше в путь. Шли долго, минут 30. Вокруг были густые леса и не было никаких признаков жизни. Иногда становилось страшно, вдруг сейчас кто-то из диких зверей выйдет к нам из леса, но никого не было.
Так мы дошли до кривого участка, рядом с которым увидели какое-то деревянное сооружение, похожее на колодец. Вероятнее всего, это была беседка возле ключика. Но как только мы спустились к нему, чтобы рассмотреть повнимательней – сразу послышался шум поезда в лесу. Мы молниеносно настроились и успели снять грузовой под тягой 2ТЭ10У.
Этот поезд мы сняли уже в Вологодской области. Дело в том, что в основном железная дорога пролегает по Архангельской области, но небольшой участок железной дороги вместе с платформой Шубино относится уже к Вологодской области.
Так мы дошли до платформы Шубино – той самой платформы, из окна вагона на которую открывается потрясающий вид на поле из Иван-чая. Но когда мы дошли до места платформы на карте, в реальности мы не обнаружили ничего. Никаких опознавательных знаков, что здесь находится платформа нет, кроме двух табличек «остановка локомотива». Ни платформы, ни расписания, ни навеса, ни даже таблички с названием. Просто остановка посреди ничего. Здесь мы и сняли пригород Котлас-Южный – Сусоловка. Естественно, здесь никто не вышел. Проводница, открывшая дверь в последнем вагоне с удивлением посмотрела на нас, ведущих видеосъемку в лесу.
После этого мы сначала решили дойти до поселка Савватия и там сесть на автобус и спокойно уехать в город. Мы боялись, что кто-то нас сдал и, вероятнее всего за нами приехали в Березовый, либо ждали на станции Савватия. Мы выдвинулись в путь, дошли до небольших холмиков в прямой и решили подождать здесь поезд. Еще хотелось снять один грузовой в Вологодской области.
До Савватии нужно было идти еще около 6 км. А ближайший автобус только в 17:52. И остановка у него прямо около вокзала. Честно говоря, не хотелось ехать на автобусе, гораздо проще было уехать на поезде.
Кстати говоря, в Савватию ходят старенькие автобусы ПАЗ-4234 маршрут №352. Мы еще до этого сняли их в городе.
Когда мы еще шли на место съемки, мы увидели вдалеке как светофор замигал желтым. Значит скоро будет поезд! Мы нашли отличное место, настроились и стали ждать. И вот, спустя примерно минут 20 проехал 2ТЭ10МК с небольшим грузовым поездом – местным вывозом.
После съемки грузового мы решили не ехать на автобусе, а дойти обратно до той самой «платформы» в лесу о.п. Шубино и сесть на поезд там.
Мы пришли за 10 минут до поезда, примерно рассчитали где должен остановиться первый вагон и стали ждать поезд сидя прямо на пикетном столбике, потому что больше некуда было присесть.
Интересно, а для кого вообще сделали эту платформу? При нас здесь даже никто не вышел и не зашел. Прям как о.п. 161 км у нас на линии Алапаевск – Егоршино. Но там хотя бы есть маленькая платформа.
Но какое было рядом красивое поле из Иван-Чая. Я сидел и любовался красотами.
Наконец прибыл поезд, проводница открыла дверь и опустила подножку. Как же высоко пришлось задирать ногу, чтобы забраться с насыпи в вагон. Но мы забрались и благополучно сели.
Теперь самое главное, чтобы к нам никто не подсел на станции Савватия. Прибывая на станцию, мы смотрели в окно: нет ли там кого из полицейских? Но никого не было. Фух, вроде пронесло. Обратно время в пути было меньше. До Мелькомбината мы доехали за 58 минут.
На одном из остановочных пунктов в наш вагон зашла бабушка с огромной металлической пайвой на лямках в жилетке с надписью ТЧЭ-19. Оказывается, за все то время, пока мы снимали, она собрала полные пайву и ведро черники. И теперь везет это все на продажу.
Благополучно доехав до Мелькомбината, мы еще сняли несколько автобусов. Один на улице Фрунзе.
А другой на улице Маяковского.
А самое главное, мы выловили оба действующих автобуса гармошки Mercedes. Они настолько редкие, что являются последними во всей России! Очень необычно видеть автобусы особо большого класса в таком небольшом городе как Котлас с населением всего 55 тысяч человек.
На этом наши съемки в Котласе закончились. Отличное выдалось путешествие! Самое главное - все, что планировали у нас получилось. Котлас надолго запомнится нам своими красотами, удивительными памятниками котам, полчищами мошкары, обилием черники в лесах ну и, конечно, принималовом в пригородном поезде. Теперь нас ждало новое путешествие в места, где мы еще никогда до этого не были: в город Микунь, что в республике Коми.
На следующее утро мы проснулись рано, собрали вещи и отправились на вокзал Котлас-Южный. Наш поезд до Микуни №310С Адлер — Воркута отправлялся с Котласа в 08:17. Нужно было успеть дойти и занять свои места. Снова светило яркое июльское солнце, людей на улицах почти не было. Мы шли с рюкзаками и котомками по улицам Котласа. Прошли по горбатому мосту и свернули на улицу, ведущую к вокзалу. И тут из-за угла дома к нам вышел большой серый кот. Я позвал его - он сразу подошел к нам и начал ластиться. Ну как не погладить такого котика? Как же это символично! В Котласе нас провожает кот ласковый!
Ну а затем мы дошли до вокзала и благополучно заняли свои места в поезде.
Путешествие предстояло недолгое, всего 3 часа 45 минут. Нас ждали новые места, новые приключения и новые съемки. Но это, как говорится, уже совсем другая история.