Найти в Дзене
SWNTrains

Последний день в Котласе. Снимаем поезда сразу в двух областях: в Архангельской и Вологодской. Нас провожает кот ласковый

Доброго времени суток! Рад приветствовать Вас, дорогие друзья на своем транспортном канале! В этой статье я расскажу про заключительный день съемок в Котласе и про то, как нам удалось поснимать поезда сразу в двух областях: в Архангельской и Вологодской. После того, как нас приняли полицейские прямо в пригородном поезде Урдома – Котлас-Южный, мы долго думали: ехать завтра снимать или нет? Не хотелось снова встречаться с представителями правопорядка. Я вообще не хотел никуда ехать, а Никита меня уговаривал: да поехали, это же другой участок, никто туда за нами не поедет! Да даже если и сдадут, полицейские будут знать, что это мы снимаем! В итоге, после длительных раздумий я все же согласился, и мы поехали на единственное оставшееся неизведанным нами Кировское направление. Мы выбрали остановочный пункт Березовый. По картам там было немного домов, прямые участки в обе стороны и не было больших дорог – значит к нам не смогут быстро приехать. Радовало одно: съемки на кировском направлении п

Доброго времени суток! Рад приветствовать Вас, дорогие друзья на своем транспортном канале! В этой статье я расскажу про заключительный день съемок в Котласе и про то, как нам удалось поснимать поезда сразу в двух областях: в Архангельской и Вологодской.

После того, как нас приняли полицейские прямо в пригородном поезде Урдома – Котлас-Южный, мы долго думали: ехать завтра снимать или нет? Не хотелось снова встречаться с представителями правопорядка. Я вообще не хотел никуда ехать, а Никита меня уговаривал: да поехали, это же другой участок, никто туда за нами не поедет! Да даже если и сдадут, полицейские будут знать, что это мы снимаем! В итоге, после длительных раздумий я все же согласился, и мы поехали на единственное оставшееся неизведанным нами Кировское направление.

Мы выбрали остановочный пункт Березовый. По картам там было немного домов, прямые участки в обе стороны и не было больших дорог – значит к нам не смогут быстро приехать. Радовало одно: съемки на кировском направлении получатся самые быстрые: пригородный поезд, на котором мы поедем уезжает с Мелькомбината в 07:44, а прибывает обратно в 17:08.

Кстати, пригородное направление на Сусоловку единственное в Котласе, на котором используется один состав: он утром уезжает на Сусоловку, потом следует обратно в Котлас, затем днем снова едет в Сусоловку и вечером снова возвращается в Котлас. Ночует он в Котласе. Такое расписание сделано для возможности пересадки в Сусоловке на пригородный поезд Луза – Христофорово.

Итак, наше утро начинается как обычно: мы идем на платформу Мелькомбинат, бывший 381 км покупать билет на пригород. Когда пришли на платформу, мы очень удивились, сколько там было народу. Настоящий аншлаг! В кассу была огромная очередь. Благо, мы пришли заранее и успели купить билет.

Платформа Мелькомбинат (381 км)
Платформа Мелькомбинат (381 км)

«Ну, здесь точно должно быть больше 1 вагона» – думаю я, смотря на всех пассажиров, ожидающих прибытие поезда. Прибывает ТЭП70-0436 с тремя плацкартными вагонами. Быстро заходим и занимаем свободные места на боковушке. А я и не знал, что пригород на Сусоловку пользуется такой популярностью!

До Березового ехать 1 час 13 минут. Билет стоит 160 рублей в одну сторону.

Маршрут пригородного поезда Котлас-Южный – Сусоловка
Маршрут пригородного поезда Котлас-Южный – Сусоловка

В основном едут дачники и грибники-ягодники. На каждом остановочном пункте стоим по 2 минуты, так как без конца выходят толпы народу.

Проезжая станцию Савватию, видим из окна большую автостоянку: здесь множество различной техники, в том числе пожарные машины и старый автобус ПАЗ-3205. Когда-то в этом поселке был военный аэродром.

Пожарные машины возле станции Савватия
Пожарные машины возле станции Савватия
Старый автобус ПАЗ возле станции Савватия
Старый автобус ПАЗ возле станции Савватия

На одной из остановок замечаю восхитительный вид из окна. Очень красиво смотрится поляна Иван-чая среди леса.

О.п. Шубино из окна вагона
О.п. Шубино из окна вагона

Наконец, ближе к Березовому вагон опустел, и я сфотографировал его на память.

Плацкартный вагон пригородного поезда Котлас-Южный – Савватия
Плацкартный вагон пригородного поезда Котлас-Южный – Савватия

Выйдя на платформе Березовый, мы решили прогуляться, посмотреть на поселок и сразу наткнулись на гриб. Конечно, логично, что это подберезовик.

Подберезовик в Березовом
Подберезовик в Березовом

Фотографирую расписание поездов на память. Здесь всего 2 пары пригородов. Снимать сегодня будем с 9 до 16.

Расписание пригородных поездов по о.п. Березовый
Расписание пригородных поездов по о.п. Березовый

Немного истории. Спецпоселок «Лесопункт №23» при железнодорожной станции Березовый был организован в начале 1940-х годов для поселения сосланных российских немцев. По данным Википедии в 2010 году численность населения оставляла 1 человек. Судя по количеству выходящих здесь пассажиров, сюда приезжают дачники только в дачный сезон. Березовый – бывшая станция. Об этом свидетельствуют старые деревянные шпалы по бокам от главного пути. Сейчас это остановочный пункт на большом перегоне Савватия – Сусоловка.

Дома в поселке Березовый
Дома в поселке Березовый

Вот такой необычный агрегат стоял прямо рядом с железной дорогой. Самое то перемещаться по бездорожью.

Агрегат у железной дороги
Агрегат у железной дороги

Хоть Березовый и остановочный пункт, но здесь есть проходные светофоры. Так как почти вся ветка Котлас – Киров на полуавтоблокировке (исключение составляют лишь участки Матанцы – Медянка и Киров-Котласский – Киров-Пасс.), а перегон Савватия – Сусоловка достаточно большой, о.п. Березовый используется как блок пост и здесь установлены проходные светофоры только с двумя показаниями: зеленый и красный. Этот блок пост напомнил мне о.п. Приисковый у нас на ветке Екатеринбург – Верхний Уфалей.

После прохода пригородного все горел красный свет, и мы решили прогуляться в лес, посмотреть, а нет ли там каких ягод. Только зашли и просто обалдели: да тут все усыпано черникой! Ее было настолько много, что я просто не знал за что хвататься. Как же мне понравилось ездить на съемки в Котласе! Давно я не ел столько черники.

Черника в лесу недалеко от ЖД
Черника в лесу недалеко от ЖД
Черника в лесу недалеко от ЖД
Черника в лесу недалеко от ЖД
Черника в лесу недалеко от ЖД
Черника в лесу недалеко от ЖД
Черника в лесу недалеко от ЖД
Черника в лесу недалеко от ЖД

Я снова собирал ягоды в ладошку и тут же ел. Нет ничего вкуснее свежей сочной черники.

Горсть черники
Горсть черники

Помимо черники попадались еще и грибы. Вот, например, сыроежка.

Сыроежка в лесу недалеко от ЖД
Сыроежка в лесу недалеко от ЖД

Наконец, подошло время до обратного пригородного Сусоловка – Котлас-Южный. Сняли мы его недалеко от платформы Березовый.

В Савватии он встретился с грузовым. И спустя некоторое время к нам приехал 2ТЭ10МК с контейнерным поездом.

В Сусоловке этот грузовой встретился с другим. На этот раз это была система 2ТЭ10У и 2ТЭ10МК.

А затем с Котласа прошел единственный пассажирский, который проходит здесь днем. Именно на этом поезде я и поеду обратно домой. Но об этом позже.

А затем мы решили пойти в сторону Савватии изучить места там. Но пройдя несколько сотен метров, мы увидели, что светофор переключили на зеленый. Мы установили аппаратуру и тут же послышался шум грузового поезда. Вскоре появился 2ТЭ10У-0020. Бригада хорошо нас поприветствовала.

После съемки грузового мы отправились дальше в путь. Шли долго, минут 30. Вокруг были густые леса и не было никаких признаков жизни. Иногда становилось страшно, вдруг сейчас кто-то из диких зверей выйдет к нам из леса, но никого не было.

Так мы дошли до кривого участка, рядом с которым увидели какое-то деревянное сооружение, похожее на колодец. Вероятнее всего, это была беседка возле ключика. Но как только мы спустились к нему, чтобы рассмотреть повнимательней – сразу послышался шум поезда в лесу. Мы молниеносно настроились и успели снять грузовой под тягой 2ТЭ10У.

Этот поезд мы сняли уже в Вологодской области. Дело в том, что в основном железная дорога пролегает по Архангельской области, но небольшой участок железной дороги вместе с платформой Шубино относится уже к Вологодской области.

Границы Архангельской и Вологодской областей
Границы Архангельской и Вологодской областей

Так мы дошли до платформы Шубино – той самой платформы, из окна вагона на которую открывается потрясающий вид на поле из Иван-чая. Но когда мы дошли до места платформы на карте, в реальности мы не обнаружили ничего. Никаких опознавательных знаков, что здесь находится платформа нет, кроме двух табличек «остановка локомотива». Ни платформы, ни расписания, ни навеса, ни даже таблички с названием. Просто остановка посреди ничего. Здесь мы и сняли пригород Котлас-Южный – Сусоловка. Естественно, здесь никто не вышел. Проводница, открывшая дверь в последнем вагоне с удивлением посмотрела на нас, ведущих видеосъемку в лесу.

После этого мы сначала решили дойти до поселка Савватия и там сесть на автобус и спокойно уехать в город. Мы боялись, что кто-то нас сдал и, вероятнее всего за нами приехали в Березовый, либо ждали на станции Савватия. Мы выдвинулись в путь, дошли до небольших холмиков в прямой и решили подождать здесь поезд. Еще хотелось снять один грузовой в Вологодской области.

Наш путь
Наш путь

До Савватии нужно было идти еще около 6 км. А ближайший автобус только в 17:52. И остановка у него прямо около вокзала. Честно говоря, не хотелось ехать на автобусе, гораздо проще было уехать на поезде.

Кстати говоря, в Савватию ходят старенькие автобусы ПАЗ-4234 маршрут №352. Мы еще до этого сняли их в городе.

Когда мы еще шли на место съемки, мы увидели вдалеке как светофор замигал желтым. Значит скоро будет поезд! Мы нашли отличное место, настроились и стали ждать. И вот, спустя примерно минут 20 проехал 2ТЭ10МК с небольшим грузовым поездом – местным вывозом.

После съемки грузового мы решили не ехать на автобусе, а дойти обратно до той самой «платформы» в лесу о.п. Шубино и сесть на поезд там.

Мы пришли за 10 минут до поезда, примерно рассчитали где должен остановиться первый вагон и стали ждать поезд сидя прямо на пикетном столбике, потому что больше некуда было присесть.

Перегон Савватия – Сусоловка. Вид в сторону Сусоловки
Перегон Савватия – Сусоловка. Вид в сторону Сусоловки

Интересно, а для кого вообще сделали эту платформу? При нас здесь даже никто не вышел и не зашел. Прям как о.п. 161 км у нас на линии Алапаевск – Егоршино. Но там хотя бы есть маленькая платформа.

Остановочный пункт Шубино
Остановочный пункт Шубино

Но какое было рядом красивое поле из Иван-Чая. Я сидел и любовался красотами.

Поле из Иван-Чая на о.п. Шубино
Поле из Иван-Чая на о.п. Шубино

Наконец прибыл поезд, проводница открыла дверь и опустила подножку. Как же высоко пришлось задирать ногу, чтобы забраться с насыпи в вагон. Но мы забрались и благополучно сели.

Теперь самое главное, чтобы к нам никто не подсел на станции Савватия. Прибывая на станцию, мы смотрели в окно: нет ли там кого из полицейских? Но никого не было. Фух, вроде пронесло. Обратно время в пути было меньше. До Мелькомбината мы доехали за 58 минут.

На одном из остановочных пунктов в наш вагон зашла бабушка с огромной металлической пайвой на лямках в жилетке с надписью ТЧЭ-19. Оказывается, за все то время, пока мы снимали, она собрала полные пайву и ведро черники. И теперь везет это все на продажу.

Благополучно доехав до Мелькомбината, мы еще сняли несколько автобусов. Один на улице Фрунзе.

А другой на улице Маяковского.

А самое главное, мы выловили оба действующих автобуса гармошки Mercedes. Они настолько редкие, что являются последними во всей России! Очень необычно видеть автобусы особо большого класса в таком небольшом городе как Котлас с населением всего 55 тысяч человек.

На этом наши съемки в Котласе закончились. Отличное выдалось путешествие! Самое главное - все, что планировали у нас получилось. Котлас надолго запомнится нам своими красотами, удивительными памятниками котам, полчищами мошкары, обилием черники в лесах ну и, конечно, принималовом в пригородном поезде. Теперь нас ждало новое путешествие в места, где мы еще никогда до этого не были: в город Микунь, что в республике Коми.

На следующее утро мы проснулись рано, собрали вещи и отправились на вокзал Котлас-Южный. Наш поезд до Микуни №310С Адлер — Воркута отправлялся с Котласа в 08:17. Нужно было успеть дойти и занять свои места. Снова светило яркое июльское солнце, людей на улицах почти не было. Мы шли с рюкзаками и котомками по улицам Котласа. Прошли по горбатому мосту и свернули на улицу, ведущую к вокзалу. И тут из-за угла дома к нам вышел большой серый кот. Я позвал его - он сразу подошел к нам и начал ластиться. Ну как не погладить такого котика? Как же это символично! В Котласе нас провожает кот ласковый!

Кот ласковый провожает нас из Котласа
Кот ласковый провожает нас из Котласа

Ну а затем мы дошли до вокзала и благополучно заняли свои места в поезде.

Здание вокзала Котлас-Южный
Здание вокзала Котлас-Южный

Путешествие предстояло недолгое, всего 3 часа 45 минут. Нас ждали новые места, новые приключения и новые съемки. Но это, как говорится, уже совсем другая история.