Найти в Дзене
По ниточке 🕸️

Гимн, ставший музыкой. Откуда взялись названия нот.

Оглавление

Всё началось в XI веке в Италии. Монах-бенедиктинец Гвидо д’Ареццо (Guido d'Arezzo), он же по совместительству учитель пения, столкнулся с проблемой: его ученикам было невероятно сложно запоминать григорианские хоралы. Чтобы облегчить им жизнь, он придумал гениальную мнемоническую систему. Так монах взял правую строфу текста латинского гимна святому Иоанну Крестителю «Ut queant laxis», каждая строка которого пелась на тон выше предыдущей.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Ioannes

Гвидо предложил использовать первые слоги каждой строки для обозначения ступеней звукоряда. Так родились знакомые нам названия: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La.

Рождение нот

Звук Ut произошёл от первого слова гимна «Ut queant laxis», но его не удобно было петь из-за согласного звука на конце, поэтому в XVII веке его заменили на открытое и певучее Do. Существует две основные версии, почему выбрали именно это буквосочетание. По первой он произошёл от латинского слова "Dominus" (Господь), придающий ноте сакральный смысл. По второй — от имени итальянского теоретика музыки Джованни Мария Бонаденте, который предложил эту замену. Звук «Ре» произошёл от второго слова гимна «Resonare», что означает «эхо». Этот слог оказался очень удобным и практически не изменился за столетия. От слова «Mira», что значит «чудесный» произошёл легко исполняемый звук «Ми». От « «Famul» («слуга», «раб») появилась «Фа», которая не претерпела никаких изменений. Звук «Соль» родился от «Solve» («освобождать», «решать»). Изначально слог был «Sol», и в некоторых языках, например, итальянском, испанском, он таким остался, а в русском и других славянских к нему добавился мягкий знак для удобства произношения «Соль». От слова «Labii» («губы»), произошла «La». Эта нота является стандартом для настройки оркестра (ля первой октавы = 440 Гц). Изначально в системе Гвидо было только 6 нот. Седьмая нота Si была добавлена позже, в XVI веке, образовавшись из первых букв последних слов гимна «Sancte Ioannes» (Святой Иоанн).

Античные истоки: система Боэция

Основой для буквенных обозначений послужила система, разработанная древнеримскими теоретиками. Окончательно её оформил философ Боэций (ок. 480–524 гг. н.э.) в своём трактате «Основы музыки» (De institutione musica). Он систематизировал использование букв для обозначения звуков и записи григорианских хоралов в Древнем Риме и Древней Греции. Его система охватывала два октавных диапазона. Для обозначения нот использовались буквы латинского алфавита от A до O (A, B, C, D, E, F, G, H, I, K, L, M, N, O), где каждая буква соответствовала конкретной высоте звука. Позже эта система была упрощена. Монах Гвидо д'Арецко (ок. 992–1050 гг.), который дал нам слоги сольмизации, не отменял буквенную систему Боэция, а использовал их параллельно. Слоги использовались для обучения пению как "подвижная" система для вокалистов, буквы — для написания высоты звука на нотном стане. Это была "фиксированная" система для теоретиков и записи музыки. А со временем обе системы слились в единую музыкальную теорию.

-2

Почему именно эти буквы

Нота A (Ля) — отправная точка системы. В античной теории за эталон высоты звука часто принимался звук самой низкой струны лиры. Буква A стала первой в этом алфавитном перечислении. Нота B (Си / Си-бемоль) — самая интересная и запутанная нота в системе. В григорианских хоралах этот важный звук был двух видов: B quadratum («квадратное B»), на письме изображался знаком ♮, (современный бекар). Он звучал выше и соответствовало нашему Си. B rotundum («круглое B») обозначался как ♭ (знак бемоля), звучал ниже и соответствовал современному си-бемоль. Но эта двойственность привела к путанице в разных странах. Так, в Англии и Италии за нотой закрепилась B., а в Германии «квадратное B» (чистое Си) стали записывать как H, возможно, из-за графического сходства рукописной h со знаком ♮, а «круглое B» (си-бемоль) осталось как B. Исходная нота Ut (позже Do) в стандартном гексахорде Гвидо строилась именно от звука C. Нота D (Ре) — последующая буква после C в алфавите, соответствовала второй ступени от исходного Ut. Далее — третья ступень Ми обозначалась E.А для звука Фа — последующая буква F, а Соль на письме фиксировалась G. Знак бемоля ♭ произошел именно от рукописной формы строчной буквы "b", которой обозначали ноту B rotundum (Си-бемоль), и стал официально считаться символом понижения любой ноты.

Современная нотация сочетает в себе античную буквенную традицию Боэция для точной фиксации высоты, средневековую мнемоническую систему Гвидо д'Ареццо для обучения и понимания интервалов, и, конечно же, исторические особенности, отражающие живое развитие музыки на протяжении столетий, как в случае с нотами B и H.

-3

Подобная эволюция До

Главная причина трансформации — фонетическая. Ut закрытый слог, и его было трудно петь на высокой тональности, например , в быстрых пассажах или при распевании. Слог не «летел», в отличие от открытых Re, Mi, Fa, Sol, La. В XVI веке музыканты и теоретики начали искать замену. Иногда в педагогической практике использовали слоги Do или Di, но это не было системой. Заслуга в окончательном закреплении «Do» приписывается итальянскому музыковеду Джованни Мария Бонаденти (Giovanni Maria Bononcini), который активно пропагандировал этот переход в своих трудах в последней трети XVII века. Однако процесс был постепенным, и в источниках тех времён наблюдалось сосуществование обеих форм. В середине XVI века авторитетный теоретик Джозеффо Царлино в своем труде «Основы гармоники» («Le istitutioni harmoniche») всё еще придерживается классической системы, где Ut выступает ключевым слогом в практике мутации гексахордов. Но к концу столетия Лодовико Дзаккони (Цаккони) в «Pratica di Musica» подробно изложил традиционную систему, где отметил, что некоторые певцы в повседневной практике для удобства используют слог Do. Это ценное свидетельство показывает, что живая музыкальная практика начала опережать официальную теорию.

На рубеже XVII века тенденция только усиливается. Мишель Санто-Принципио (Пьетро Чероне) в своем обширном трактате «El Melopea y Maestro» (1613), изданном на испанском, скрупулезно описывает систему Гвидо с Ut, но специально оговаривает, что в Италии теперь широко распространено пение с использованием Do. Это прямое указание на то, что к началу XVII века новая форма уже прочно вошла в обиход итальянских певцов, а чуть позже Do окончательно вытеснил Ut в большинстве итальянских и многих европейских источников. Решающую роль в институционализации этого изменения сыграл Джованни Мария Бонаденти. В своем труде «Musica prattico» (1673) он не только привел веские аргументы в пользу удобства нового слога для пения, но и придал ему семантическое благородство, связав с первым слогом латинского слова Dominus (Господь). Параллельно итальянские сборники вокальной музыки и педагогические пособия все чаще используют Do, что делает систему сольмизации с набором слогов Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si стандартом для обучения певчих.

Выбор именно слога Do объясняется сочетанием двух причин. С одной стороны, его фонетическое удобство как открытого слога, легко пропеваемого на любой высоте, было очевидно для практикующих музыкантов, другой — семантическая связь с латинским Dominus («господин», «Господи») придавала ему возвышенный смысл, и это особенно ценилось в религиозной среде. Это значительное изменение стало классическим примером естественной языковой эволюции в музыке, когда практическая целесообразность постепенно преодолела многовековую традицию, найдя поддержку у авторитетных теоретиков. XVI век стал эпохой интеллектуального «брожения умов» вокруг этого вопроса, в то время как XVII столетие ознаменовалось окончательной победой новой, более удобной и благозвучной формы.

Эти красивые названия нот не просто случайные слоги, а целая звуковая вселенная, придуманнпя тысячу лет назад, которая до сих пор является основой сотворения разнообразной музыки.