Найти в Дзене

Бегущие крысы и пересечение экватора: разбираем морские приметы. Часть 2.

Оглавление
Школа Капитанов им Б.И. Дерушева рассказывает про морские традиции и суеверия моряков.
Школа Капитанов им Б.И. Дерушева рассказывает про морские традиции и суеверия моряков.

Свистеть на судне — накликать шторм

Считается, что свистом моряк вызывал и дразнил ветер, приманивая бурю. На самом же деле на лодках и кораблях свист был под запретом, так как ассоциировался с тайными сообщениями между мятежниками.

Была и более приземленная причина: в эпоху парусов системой управления парусами были сложные комбинации снастей. Свист мог заглушить команду боцмана или капитана, что вело к ошибкам и авариям.

Что сейчас: На современных яхтах и катерах это правило скорее про уважение к экипажу и концентрацию. Но многие до сих пор предпочитают не искушать судьбу.

Красный восход солнца

Моряков учат, что если рассвет красный, то это предупреждение. Предстоящий день может стать опасным. «Красное небо ночью — радость моряков; красное небо утром — моряки настороже». (ориг. на английском: «Red Sky at night, Sailors delight; Red Sky in the morning, Sailors take warning»)

Такое суеверие на самом деле объясняется научно и напрямую связано с погодными условиями, хотя в целом актуально оно только для средних широт, где из-за вращения Земли преобладающие ветры дуют с запада на восток.

Таким образом, рассвет будет красным если чистое небо над горизонтом на востоке позволит солнцу освещать нижнюю часть влагосодержащих облаков, что может означать, что будет гроза или сильный ветер. И наоборот, чтобы увидеть красные закатные облака, солнечный свет должен беспрепятственно проникать с запада, а значит, преобладающий западный ветер должен приносить чистое небо.

Школа Капитанов им Б.И. Дерушева рассказывает про морские традиции и приметы у моряков.
Школа Капитанов им Б.И. Дерушева рассказывает про морские традиции и приметы у моряков.

Экватор

Пересечение экватора — это, пожалуй, самая известная и шумная морская традиция, которая на самом деле является весёлым посвящением.

Моряк, впервые пересекающий нулевую широту, из «салаги» должен превратиться в «морского волка». Было принято устраивать купание для тех, кто впервые добрался до экватора. Церемонию проводил сам «Владыка Морей» Нептун со своей свитой. «Салагу» могли «забрать в плен», устроить шуточный суд, облить забортной водой, а после испытаний — торжественно посвятить в мореплаватели. При этом запрещалось: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить рыбацкие сапоги на борт на плече (только под мышкой).

Эта традиция жива до сих пор на круизных лайнерах и военных кораблях, превращаясь в яркий и незабываемый праздник, который стирает границы между сушей и океаном.

Бегство крыс с корабля - к его гибели

Для моряка увидеть, как крысы бегут с корабля, было одним из самых страшных предзнаменований, сулящим неминуемую гибель судна. Моряки замечали: из некоторых кораблей на пристани выбегает много крыс, а впоследствии эти суда терпели крушения. Так родилось поверье, что крысы спасаются заранее. И это суеверие имело под собой абсолютно практическую основу: грызуны первыми слышат, как в обшивке открывается течь, или чувствуют, что судно сидит в воде уже как-то не так. Так что бегство крыс было не мистикой, а трезвым расчётом усатых пассажиров на то, что этот корабль скоро пойдёт ко дну.

Однако есть и другое объяснение поведения крыс. Грызуны живут семьями, у которых есть предел численности. Трюм корабля — место, где они размножаются очень быстро, и когда семья растёт, места вскоре перестаёт хватать, и крысы вынуждены искать новое убежище. Таким образом, связь между бегством крыс и гибелью корабля может быть случайной.

Больше о морских суеверия можно узнать здесь.

Краткий словарь суеверного моряка

  • Перед выходом в море нужно дать судну имя и «обмыть» его. Это один из немногих обрядов, который жив до сих пор. Шампанское о борт — и удача в плавании обеспечена!
  • Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля.
  • Увидеть дельфинов – хороший знак. Млекопитающие несут с собой удачу.
  • Моряки не любят, когда у судна меняется название. Это считается дурной приметой.

Так что, если вы заметите, что капитан не свистит на мостике — просто улыбнитесь. Он не суеверный. Он просто договаривается с океаном на его языке.

Семь футов под килем!

Автор статьи: Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева

Школа капитанов им. Б. И. Дерушева