Найти в Дзене

От мошенника спас... мошенник?*

Мошенники и там, и тут
Мошенники и там, и тут

С каждым годом живого в нас остается все меньше и меньше: на каждый наш цифровой «чих!» тут же слетается с десяток мошенников. Телефонные из них – самые безобидные, хотя они берут числом. Во всех других сферах – сами знаете чем. Коррупцией. Безгрешен разве что президент. И то после встречи с ним другой президент, гегемона который, на 180 (иногда на 360) градусов меняет свои показания, пардон, заявления. Но мы не будем так высоко прыгать: осторожненько пощупаем более низкие ступени. Которые к нам для «прощупывания» решетчато ближе, чем сферы высокие. Но мы попробуем.

На днях пенсионеру, заваленному общественными обязанностями, между прочими звонками поступает звонок:

– Завтра, в субботу, будем менять индивидуальные ключи-коды к домофону подъезда.

– Это во сколько?

– Инженер вам позвонит. Чтобы подтвердить свои полномочия как старшего по дому, пожалуйста, сообщите мне код из SMS.

Ничуть не сомневаясь, что звонок от обслуживающей организации, наш пенсионер сообщает код. Но где-то через час, по дороге на общественно важную встречу, он подслеповато подносит к носу бесконечно пиликающую трубку. Там подозрительные сообщения из Сравни.ру о каких-то кредитах, которые будут одобрены в течение трех часов, главное, из Госуслуг. Поколебавшись, звонит в службу поддержки. Оказывается, за этот час мошенники успели через ЛК в Госуслугах оформить доверенность на все действия с движимым-недвижимым имуществом и банковскими счетами пенсионера-общественника. Доверенность по всем правилам оформлена на некоего военного пенсионера, уроженца Киева, ныне москвича.

Служба поддержки в течение 15 минут всё аннулирует и советует поменять все пароли. Делает экстренно. Но пенсионера спасла не оперативность службы поддержки, а упорство других... мошенников, которые уже не первый год висели на его дряблой шее! Благодаря им на всё уже были наложены лапы приставов, а кредитная история давно чернее некуда.

***

Григорий Никонович Янковой, штабной офицер тыловой службы столичного гарнизона с двухкомнатным жильем в казенном общежитии и жилищным сертификатом в кармане, подчистую вышел на хорошо, очень хорошо оплачиваемую пенсию. Но организм еще молодой, да и дети подрастают – надо бы о прибавке к пенсии подумать. Да чтоб так же командовать и за это получать не меньше, чем пенсия военная. Помыкался по разным гражданским столичным учреждениям типа ЖЭУ: везде пахать надо. Да и доходу маловато. Вспомнил, что в городе курортном бывший однокурсник по училищу живет, небольшой бизнес свой строительный имеет. А что, если рвануть туда? Жилищный сертификат тоже материализовать на берегу морском куда приятнее, чем в мегаполисе. Так и сделал – махнул от своего ЖЭУ в отпуск к Вовке Шматкову. Понятно, что целому майору идти в подчинение к несостоявшемуся лейтенанту (того выгнали с училища на последнем курсе за самоволку), пусть даже к другу, не с руки – надо свою фирму организовать.

Что спросом пользуется в южном городе (по секрету скажу: Сочи)? Мобильные тентовые конструкции. Легко возводить, лицензий никаких не надо. Вовка-друг чуток этим баловался. Даже имел головастого мужичка, тоже пенсионера, который умел проектировать эти самые конструкции. И шеф-монтаж у него получался как надо – клиенты были довольны. Умудрился даже ресторан поставить на финише олимпийской горнолыжной трассы. Обмозговали, и Гришка с этим головастым (Федором Иванычем значит) учредили фирму «Удобное дело». «Удобное дело» выступает проектировщиком и заказчиком. а Вовка со «Своим домом» – подрядчиком-изготовителем и монтажником.

Пока Гришка со своими делами в столице управлялся, Федор Иваныч получил первый заказ в самом центровом, многоэтажном, месте серпантина – на шоссе Сухумском. И, поскольку пока не имел доступа к банковскому счету только что учрежденного «Удобного дела» (работу надо было выполнить срочно), по взаимному согласию с соучредителем, с Гришкой, значит, под расписку получил деньги у заказчика (чуть меньше трети миллиона рубликов), изготовил проект, рабочие чертежи, закупил материалы и запустил в производство. Естественно, на мощностях Вовки Шматкова, друга общего.

Очень скоро со всеми причиндалами приехали на площадку заказчика – Яромира Антоновича Данченко. Мужик основательный: застройщик, да еще йогой, восточными практиками занимается – под это и заказал тентовый павильон. Монтажники Шматкова начинают собирать каркас конструкции, но ничего не сходится! Дотошный Федор Иваныч, автор проекта, очень быстро смекнул, что подрядчик, то есть однокурсник шефа, Вовка Шматков, металлические узлы изготовил не по чертежам, а как ему было удобно. Например, углы среза стропил, которые по рабочим чертежам должны быть где 42,3, где 45,4, он везде округлил до 45 градусов. Естественно, металл никакой силой к месту не притянешь, без оборудования и не исправишь – надо все везти обратно на производство. Федор Иваныч Гурьев, который руководил шеф-монтажом, честно указал заказчику на этот момент: при всем желании при таком браке нужную конфигурацию нестандартного павильона не собрать. Полюбовно договорились, что монтаж отложат на 4 дня. Оставляют большую часть инструментов, лесов, готовых тентовых покрытий, смонтированную часть конструкции и едут домой – заново резать, сверлить и красить металлические стропилы.

4 ноября возвращаются на монтажную площадку, а охрана не открывает ворота! Никакие звонки, письменные обращения не помогают. Федор Иванович Гурьев, как лицо ответственное, получает требование вернуть все деньги. Как? Мы же договорились! Все потрачено, осталось только крутить болты и натягивать тентовое укрытие, опоры ведь уже стоят! И тент готовый лежит на площадке…

Все просьбы решить спор мирным путем и дать возможность доделать работу Яромир Антонович не слышит. Дело доходит до суда. Федор Иваныч, уверенный, что правда на его стороне и суд все равно будет в его пользу (он сам же обнаружил брак и сообщил заказчику!), весь огонь берет на себя, оставив в стороне и гендиректора «Удобного дела» Григория Янкового, и его однокашника – директора «Своего дома» – Владимира Шматкова. Действительно, в течение долгих шести лет несколько раз выигрывает дело, но волшебным образом итоговая победа достается йогу-застройщику Яромиру Данченко. А на пенсионера Федора Иваныча навешивают почти миллион ущерба. Хотя это была общая сумма субсидарной ответственности на двоих (в том числе на Янкового) по решению суда, Федор Иванович не отказывается от своих слов и все берет на себя. И начинается жизнь на хлебе и воде. А друзья-партнеры – в кусты. Как оказалось, за теми кустами еще кусты...

Федор Иванович, который Гурьев, не подозревает, что это только цветочки: господину Данченко этого мало: ничего не сказав Гурьеву, затевает по этой же сделке иск против Григория Янкового еще на миллион (держим в уме, что общая сумма субсидарной ответственности на двоих, которую на себя взял Ф.И., на которую еще два года назад выписан исполнительный лист, была столько же!). Тот, Янковой, который уже прочно обосновался в столице с помощью жилищного сертификата, недолго думая, по исполнительному листу уплачивает этот, второй, миллион Данченко, который даже не надеялся что-то получить от Федора Иваныча!

Дотошный Федор Гурьев, даром что пенсионер, выясняет, что у Яромира Данченко не он один такой: в судах курортного города масса таких исков от него и от его родственников! Один полицейский подполковник, жалеючи пенсионера, не для протокола шепчет, что этот Данченко всех достал с подобными манипуляциями.

Думаете, дело этим кончилось? Как бы не так! Гришка, настоящий майор, пусть отставной, не стал локти кусать от досады: не говоря ни слова своему другу-партнеру, то есть Федору Иванычу, просто подал иск о возмещении ущерба на него же! Который не первый год сидит под дамокловым мечом приставов по той же сделке: пусть платит! То есть своей «порядочностью» переплюнул даже профессионального мошенника!

Федор Иваныч, естественно, получив повестку в суд, в шоке:

– Григорий Никонович, что такое? Это твоя благодарность?

– Ничего не знаю: ты меня обманул и за моей спиной дела творил.

– Как за твоей спиной? Ведь ты обо всем знал, даже доверенности от тебя сохранились!

– Ничего не знаю, мое дело сторона.

– Мог хотя бы прислать мне копию искового заявления как положено?

– …

Для Федора Иваныча начался следующий круг судебных мытарств. Несколько попыток ознакомиться с делом, даже через официальные ходатайства, заканчиваются ничем: они игнорируются судьей. Наконец-то прямо во время предварительного судебного заседания, на котором только назначается дата рассмотрения дела по существу (через три месяца), судья разрешает Федору Иванычу, ответчику, скопировать дело прямо при ней. Естественно, ответчик не успевает, и с разрешения судьи продолжает копирование дела во время следующего судебного заседания в этом же зале под руководством этой же судьи – по разбору постороннего семейного конфликта.

А через три месяца Федор Иваныч, получив постановление об отказе Янкового в иске к нему, успокаивается. Но еще через два месяца получает новый исполнительный лист по постановлению, которое было вынесено по иску того же Янкового… на том самом предварительном заседании пять месяцев назад, где судья только объявил дату начала судебного разбирательства по делу!

Но этого постановления ответчику как своих ушей не видать!

В выигрыше остался кто? Про судей смолчим. Мошенник-застройщик получил выгоду многократную (сумма заказа, вспомним, была меньше трети миллиона), да еще друг-пенсионер военный не в проигрыше – когда-то же соскребут с Федора Иваныча тот миллион.

Что можно сказать о таком суде, судье? О друге-предателе – тем более… Куда обращаться человеку с нищенской пенсией? Пробовал в Генпрокуратуру – больше месяца молчок, написал в «Человек и закон» – юристы программы заинтересовались, но бесплатно они не помогают. Адвоката приличного на месте тоже не нанять… Наложить на себя руки? Но оставить детям такое наследство? У Федора Иваныча, в отличие от своих «друзей», есть еще совесть!

То есть эти два исполнительных листа… спасение? Сначала от телефонных мошенников с домофоном, потом от суицида…

Кому нужна такая жизнь и такое спасение?

Сколько у нас в стране еще таких Иванычей?

_______________________

* ФИО, названия фирм, географические названия – «от балды». Все возможные совпадения случайны.