Найти в Дзене
Марина Боднар

О черном человеке

Недавно я побывала на родине Сергея Есенина и вдохновилась попробовать разобрать поэму «Черный человек», которую, по словам его окружения, он часами читал в последние дни своей жизни.

В этом произведении внутренний конфликт героя разворачивается в форме диалога между «я» и «черным человеком» – символическим образом совести и подавленных чувств героя.

Поэма начинается со строк:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен…

Из дальнейшего контекста становится ясно, что речь идет не о физической, а о душевной боли – о состоянии, вызванном запоем и чувством одиночества.

Именно в этом ослабленном состоянии к герою является Черный человек, который лишает его сна и давит на самые болезненные точки. Его появление символизирует вторжение вытесненных мыслей и чувств из бессознательного в пространство сознания. Черный человек – не внешний персонаж, а часть самого героя, отделившаяся и получившая самостоятельный голос.

Мне удалось выделить три основных внутренних конфликта, которые гложут героя:

▫️Ощущение пустого прожигания жизни.

Читает мне жизнь какого-то прохвоста и забулдыги...

Счастье есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны...

Я не видел, чтоб кто-то из подлецов так ненужно и глупо страдал бессонницей…

Герой сталкивается с ощущением тщетности собственного существования, будто его жизнь потрачена впустую, без смысла и достоинства.

▫️Стыд за низменные, греховные желания.

И какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой и своею милою...

Может, с толстыми ляжками тайно придёт “она”, и ты будешь читать свою дохлую томную лирику?…

Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою…

Здесь проявляется глубокое внутреннее противоречие между телесным влечением и моральными установками, между желанием и стыдом.

▫️Презрение к собственному творчеству.

Ах, люблю я поэтов! Забавный народ...

Свою дохлую томную лирику...

Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты…

Герой испытывает отвращение к себе как к поэту, к собственным словам, которые кажутся ему фальшивыми и безжизненными. Он переживает кризис творческой идентичности.

В первую ночь герой еще не осознает, что Черный человек рассказывает о нем самом:

Что мне до жизни скандального поэта! Пожалуйста, другим читай и рассказывай.

Здесь срабатывает защитный механизм психики – проекция с последующим вытеснением. Она помогает герою не встречаться с правдой, словно все насмешливое, унизительное, что произносит Черный человек, будто бы относится не к нему, а к кому-то другому.

Но вытеснение не приносит покоя, ведь внутренний конфликт невозможно устранить подавлением – он требует осознания и «усвоения». Поэтому когда защиты ослабевают, Черный человек возвращается вновь – теперь ещё более настойчиво и мучительно. Герой понимает, что Черный человек описывает его самого, и в ярости пытается его уничтожить:

Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу!

В финале герой обнаруживает, что стоит один перед разбитым зеркалом. Эту сцену можно считать моментом истины: теперь уже невозможно отрицать, что конфликт внутренний, а не внешний. И перед героем остаются только два пути – саморазрушение или осознание и ассимиляция этой части себя.

Мне хочется верить, что герой способен пойти по второму пути. Тогда финал поэмы можно понимать не как обреченность, а как момент внутреннего прозрения. Разбитое зеркало – символ разрушения ложного образа «Я», того, в котором он хотел быть только «светлым», «изящным», «достойным». Теперь этот образ расколот, и герой впервые видит себя целиком – со всеми «аморальными» импульсами, противоречиями, страхами, стыдом и виной. Он осознает, что Черный человек – не враг извне, а его собственная тень, и что бегство от нее бессмысленно. В этом осознании есть не только боль и разочарование, но и свобода. Пусть это знание оставляет его наедине с самим собой, оно открывает путь к внутренней правде, где герой способен впервые увидеть себя без иллюзий. И если это осознание будет принято, оно может стать началом внутреннего исцеления.

Но если страх окажется сильнее, и герой снова попытается «забыть» то, что увидел – Черный человек будет возвращаться вновь и вновь в форме вины, тревоги, бессонницы и самоистязания. И тогда, стремясь избавиться от мучений, герой может увидеть в смерти не разрушение, а покой.

Каков будет его дальнейший путь, зависит от одного – сможет ли он вынести правду о себе и не попытаться снова от нее убежать.