Найти в Дзене
несокрушимая и легендарная

Вернувшиеся из прошлого- 5. КВ-1(М-5207); КВ-1 (М-5200); Т-26

В прошлых публикациях было рассказано о танках поднятых со дна Невы: Это КВ-1, БТ-5, два Т-26 и 4 плавающих танка Т-38 КВ-1 «Ленинградец» Танк КВ-1 с серийным номером 5207 подняли со дна Невы 16 октября 2007 года. Боевая машина была найдена с помощью гидролокатора бокового обзора, после чего обследована водолазами подводно-поисковой группы ЗАО «Искатель». Танк лежал на речном дне башней вниз, на глубине 15 метров. Подъем этого танка оказался весьма непростым делом. В период судоходства в фарватере Невы весьма оживлённое движение. При этом, скорость течения реки в этом месте достигает 15 км/час, что существенно осложняло работу. Поднимали сорока семи тонную машину с помощью плавучего крана «Драво-100». Заводить стропы для подъема танка при невероятно сильном течении - непростая задача. Нева неохотно отдавала свою добычу. Ломалось оборудование, рвались стропы. После того, как боевая машина показалась на поверхности, выяснилась его уникальность. Этот танк был подготовлен к зимним боям и

В прошлых публикациях было рассказано о танках поднятых со дна Невы: Это КВ-1, БТ-5, два Т-26 и 4 плавающих танка Т-38

КВ-1 «Ленинградец»

Танк КВ-1 с серийным номером 5207 подняли со дна Невы 16 октября 2007 года.

Боевая машина была найдена с помощью гидролокатора бокового обзора, после чего обследована водолазами подводно-поисковой группы ЗАО «Искатель».

Танк лежал на речном дне башней вниз, на глубине 15 метров.

Подъем этого танка оказался весьма непростым делом. В период судоходства в фарватере Невы весьма оживлённое движение. При этом, скорость течения реки в этом месте достигает 15 км/час, что существенно осложняло работу.

Поднимали сорока семи тонную машину с помощью плавучего крана «Драво-100». Заводить стропы для подъема танка при невероятно сильном течении - непростая задача.

-2

Нева неохотно отдавала свою добычу. Ломалось оборудование, рвались стропы.

После того, как боевая машина показалась на поверхности, выяснилась его уникальность. Этот танк был подготовлен к зимним боям и имел белую камуфляжную окраску.

Осмотр показал, что башня танка заклинена в повороте на 90 градусов, сильно повреждена ходовая часть, на броне имелось множество отметин от осколков и снарядов. Отсутствие ряда деталей в моторно-трансмиссионном отделении предполагает то, что танк, после того как был подбит, использовался как донор. Экипажа в затонувшем танке не было.

-3

Танк имел серийный номер 5207, благодаря чему удалось выяснить судьбу боевой машины.

КВ-1 был выпущен на Ленинградском Кировском заводе в сентябре 1941 года и 26 числа того же месяца отправлен в действующую армию.

-4

Боевая машина поступила во второй батальон 123-го танкового полка 123-й танковой бригады и получила тактический номер 226. Командиром танка стал мл. лейтенант Ермолаев Виктор Николаевич, механиком-водителем – сержант Павлов Георгий Георгиевич. Информация о других членах экипажа отсутствует.

18 октября 1941 года 123-я танковая бригада прибыла в район Невской Дубровки для переправы на Невский плацдарм, однако, переправу тяжелых танков на правый берег удалось наладить лишь к концу ноября. К 30 ноября, за шесть дней удалось переправить на Невский пятачок 20 танков КВ, в т.ч. один КВ-2 и 9 Т-34. Один КВ при переправе был потерян.

С целью дальнейшего расширения плацдарма, 30 ноября, в 9:30, после короткой артподготовки, танки пошли в атаку. На тяжелые КВ командование возлагало большие надежды. Их атаку поддерживали девять «тридцатьчетверок» 107-го танкового полка.

В боевом донесении 123-й танковой бригады говорится, что уже при выходе танков с исходных позиций они попали под сильный минометно-артиллерийский обстрел. Первая рота попала на минное поле, вторая вела бой на юго-восточной окраине 1-го городка, а третья рота вела огневую поддержку первой роты.

А вот что сказано об этом бое в наградном листе на мл. лейтенанта Ермолаева:

«30.11.41 г. экипаж тов. Ермолаева получил задачу-действуя в составе взвода в направлении: продолговатый овраг, 1-й городок, северная опушка рощи Фигурная, песчаный мыс - уничтожить огневые точки на юго-восточной окраине 1-го городка.

Поставленная задача была выполнена с честью - экипажем тов. Ермолаева уничтожено: 5 ПТО, 1 дзот и до роты пехоты противника, раздавлено гусеницами 2 блиндажа. В этом бою танк тов. Ермолаева был подбит. Благодаря хорошей сплоченности экипажа танк был восстановлен силами экипажа.»

-5

И все же, несмотря на героизм танкистов, удачной эту атаку назвать сложно. Практически все танки были подбиты, при том, что поставленную задачу выполнить не удалось.

Согласно боевому донесению 123-й тбр, с поля боя удалось эвакуировать 11 танков. Из них, на ходу оставался только один КВ. 9 танков, оставшихся на поле боя, планировалось эвакуировать ночью. Из этого числа 3 КВ сгорели, а один был разбит. Т.е. 4 машины проходили как безвозвратные потери.

На танке Ермолаева были разбиты ведущее колесо и нижний каток, сбит верхний каток. Оба стартера требовали замены.

В январе 1942 года танк был передан в 48-й отдельный танковый батальон. 9 февраля 1942 года во время попытки эвакуации КВ на правый берег Невы по льду в районе 8-й переправы, боевая машина была обстреляна. Лед вокруг КВ-1 был разбит и танк утонул.

А вот как сложилась дальнейшая судьба танкистов.

3 декабря Виктор Николаевич Ермолаев был ранен. За этот бой он был награжден орденом Красного Знамени. Танкист прошел всю войну. В августе 1944 года его представили к ордену Отечественной войны II степени. К этому моменту, согласно наградному листу, он уже имел 7 ранений. Демобилизовался Виктор Николаевич в звании капитана.

Ермолаев В.Н.
Ермолаев В.Н.

В 1985 году, видимо, по недосмотру военкомата, он был награжден юбилейным орденом Отечественной войны, опять же второй степени, а не первой, как это должно было быть.

Герой ушел из жизни 5 апреля 1997 года.

Механик-водитель Павлов Георгий Георгиевич был ранен 1 декабря 1941 года. За этот бой он был награжден орденом Красной Звезды. В апреле 1943 года механик-водитель 222 отбр, техник-лейтенант Павлов Георгий Георгиевич был награжден орденом Отечественной войны I степени за мужество и героизм, проявленные в ходе боев по снятию блокады Ленинграда. Герой не дожил до победы. В начале 1944 года он получил тяжелое ранение и скончался в госпитале 22 января.

После осмотра поднятую боевую машину отправили в Шлиссельбург для реставрации на Невском судостроительном заводе. Более года понадобилось бригаде реставраторов под руководством Игоря Девятникова на восстановление машины. Тогда было принято решение оставить танку белый цвет.

-7

18 января 2009 года, после завершения всех восстановительных работ, танк был погружен на трейлер и доставлен к месту последней стоянки, в музей «Прорыв блокады Ленинграда».

КВ-1 М-5200

-8

В ночь с 16 на 17 ноября 2001 года, в фарватере Невы, в районе мемориала «Невский пятачок», завершилась уникальная операция. Тогда, с помощью стотонного плавучего крана «Черноморец-18», со дна реки был поднят тяжелый танк КВ-1. В операции по подъему боевой машины принимали участие специалисты предприятия «Балтспецфлот», Акционерное общество «Искатель», военнослужащие специального поискового батальона Западного военного округа, МЧС.

Подъем КВ-1
Подъем КВ-1

Боевая машина была обнаружена и обследована дайверами клуба «Дайв-Актив» в 2009 году. Танк лежал на глубине 15 метров в перевернутом положении. Ходовая танка имела сильные повреждения, левая гусеница была разорвана и лежала на днище танка.

Подъем был сопряжен с большими сложностями, сильное течение мешало работе. Перевернуть танк, чтобы он принял нормальное положение, с первой попытки не удалось. Поэтому пришлось делать промежуточную прокладку, т.е. опускать машину на грунт и перецеплять тросы.

После этого боевую машину подняли и на грузовой площадке плавкрана доставили к причалу г. Кировска. Танк очистили от грязи, саперы извлекли из машины боеприпасы, и он был отправлен во Всеволожск в музей «Битва за Ленинград», для дальнейшей реставрации.

-10

После обработки корпуса пескоструем удалось прочитать заводской номер танка - М-5200.

Танк, как и его собрат, о котором рассказывалось раннее в этом видео, был выпущен Ленинградским Кировским заводом в сентябре 1941 года.

-11

26 сентября, по тому же наряду АБТУ Ленинградского фронта, что и КВ с заводским номером 5207, танк был отправлен в 123 тбр.

Командиром танка стал мл. лейтенант Ласточкин Василий Иосифович, механиком-водителем старшина Иовлев Иван Дмитриевич.

Ласточкин В.И.
Ласточкин В.И.

Примечательно, что экипаж, в состав которого кроме Ласточкина и Иовлева входили наводчик Хамис Сливоев, радист Мельников Владимир Федорович, заряжающий Беляков Александр Павлович, принимал участие в знаменитом бою Зиновия Колобанова 20 августа 1941 года.

В.Ф. Мельников
В.Ф. Мельников

В этом бою машина была повреждена, Ласточкин и Мельников получили ранения после того, как протаранили 2 немецких танка. После излечения Мельников уже не вернулся в этот экипаж, а Ласточкин в конце сентября получил новую боевую машину.

Кто из старых членов экипажа, принимавших участие в знаменитом бою 20 августа, кроме Ласточкина и Иовлева, был в составе экипажа танка М-5200, достоверно неизвестно. Предположительно, наводчиком был Хамис Сливоев.

В 123-й танковой бригаде КВ №5200 вошел в состав 2-го батальона 123-го танкового полка и получил тактический номер 201. В октябре 123-й танковый полк вел бои в районе Новое и Усть-Тосно.

Примечательно, что имеется фронтовая фотография, на которой запечатлен танк КВ-1 с тактическим номером 201. Вероятней всего, фотоснимок был сделан в ноябре 1941 года, в районе Невской Дубровки, накануне переправы танков 2-го батальона на Невский пятачок.

Экипаж_танка_КВ-1_123-й_танковой_бригады_готовится_к_бою. На дальнем плане КВ-1 с тактическим номером 201
Экипаж_танка_КВ-1_123-й_танковой_бригады_готовится_к_бою. На дальнем плане КВ-1 с тактическим номером 201

После переправы танк участвовал в известной атаке 30 ноября. Об этой неудачной атаке упоминалось раннее, в связи с историей «Белого танка». В том бою КВ Ласточкина был подбит. Судя по повреждениям, танк был выведен из строя авиабомбой или крупнокалиберным снарядом. Командир танка лейтенант Ласточкин и ст. механик-водитель Иовлев, согласно боевому донесению 123 тбр от 30.11.1941 г., в этот день были ранены.

В дальнейшем танк использовался как донор для ремонта поврежденных КВ, находящихся на Невском пятачке.

На основании Директивы штаба Ленинградского фронта в начале января 1942 года 123-й танковый полк был переформирован в отдельные танковые батальоны. В ЖБД действий 2-го батальона записано:

В 9:00 получен устный приказ командира 123 отдельной танковой бригады генерал-майора Баранова на формирование батальона.

Батальон именуется: 2-й отдельный танковый батальон 123-й отдельной танковой бригады.

Танки батальона, находящиеся на Невском пятачке, в т.ч. и КВ М-5200, были переданы в состав 48-го отдельного танкового батальона.

В дальнейшем машина Ласточкина, практически один в один повторил судьбу «Белого танка». Ночью 15 февраля 1942 года, через шесть дней после того, как во время эвакуации в районе 8-й переправы затонул КВ М-5207, в этом же районе попытались переправить на правый берег Невы танк Ласточкина для последующей отправки в ремонт.

-15

В результате обстрела лед вокруг танка был разбит, и машина затонула.

В настоящее время о судьбе экипажа известно следующее:

Ласточкин Василий Иосифович, после излечения в госпитале, продолжил воевать в танковых частях. В июле 1944 года капитан Ласточкин был награжден орденом Отечественной войны II степени. К сожалению, майор Ласточкин погиб 10 января 1945 года.

Дальнейшая судьба механика-водителя Иовлева Ивана Дмитриевича после его ранения на Невском пятачке неизвестна.

Согласно наградным документам, наводчик Хамиз Сливоев был тяжело ранен 1 декабря 1941 года в районе Невской Дубровки. После госпиталя его дальнейшая служба проходила уже в стрелковых подразделениях. В 1944 году получил ранение. Впоследствии был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией». Демобилизовался в июле 1946 года.

После реставрационных работ, проведенных в музее «Битва за Ленинград», боевая машина обрела новую жизнь. Специалисты провели кропотливые восстановительные работы, сохранив по возможности родные агрегаты машины. Двигатель был заменён на аналогичный, снятый с консервации.

-18

Танк был доведен до ходового состояния и в мае 2015 года представлен широкой публике в рамках выставки военной техники на Невском пятачке, став живым напоминанием о героизме и стойкости защитников Ленинграда.

Т-26. Музей Вадима Задорожного

-19

О танке Т-26, поднятом со дна Невы, стало известно из публикации ТАСС от 22.06.2021 года. Информация об этом танке минимальная.

Эксперт музея Евгений Лебедев сообщил журналистам, что этот Т-26 был поднят со дна Невы. Информации о том, кто, где и когда нашел этот танк нет, как нет информации о времени и дате его подъёма.

В публикации лишь сказано, что танк погиб от внутреннего взрыва. Уцелел лишь корпус, а все остальное реставраторам пришлось создавать практически заново. Танк удалось поставить на ход и 9 мая 2021 года боевая машина принимала участие в параде Победы в Уфе.

Т-26 на параде в Уфе
Т-26 на параде в Уфе

На этом обзор о танках, поднятых со дна Невы, завершен.