В прошлых публикациях было рассказано о танках поднятых со дна Невы: Это КВ-1, БТ-5, два Т-26 и 4 плавающих танка Т-38
КВ-1 «Ленинградец»
Танк КВ-1 с серийным номером 5207 подняли со дна Невы 16 октября 2007 года.
Боевая машина была найдена с помощью гидролокатора бокового обзора, после чего обследована водолазами подводно-поисковой группы ЗАО «Искатель».
Танк лежал на речном дне башней вниз, на глубине 15 метров.
Подъем этого танка оказался весьма непростым делом. В период судоходства в фарватере Невы весьма оживлённое движение. При этом, скорость течения реки в этом месте достигает 15 км/час, что существенно осложняло работу.
Поднимали сорока семи тонную машину с помощью плавучего крана «Драво-100». Заводить стропы для подъема танка при невероятно сильном течении - непростая задача.
Нева неохотно отдавала свою добычу. Ломалось оборудование, рвались стропы.
После того, как боевая машина показалась на поверхности, выяснилась его уникальность. Этот танк был подготовлен к зимним боям и имел белую камуфляжную окраску.
Осмотр показал, что башня танка заклинена в повороте на 90 градусов, сильно повреждена ходовая часть, на броне имелось множество отметин от осколков и снарядов. Отсутствие ряда деталей в моторно-трансмиссионном отделении предполагает то, что танк, после того как был подбит, использовался как донор. Экипажа в затонувшем танке не было.
Танк имел серийный номер 5207, благодаря чему удалось выяснить судьбу боевой машины.
КВ-1 был выпущен на Ленинградском Кировском заводе в сентябре 1941 года и 26 числа того же месяца отправлен в действующую армию.
Боевая машина поступила во второй батальон 123-го танкового полка 123-й танковой бригады и получила тактический номер 226. Командиром танка стал мл. лейтенант Ермолаев Виктор Николаевич, механиком-водителем – сержант Павлов Георгий Георгиевич. Информация о других членах экипажа отсутствует.
18 октября 1941 года 123-я танковая бригада прибыла в район Невской Дубровки для переправы на Невский плацдарм, однако, переправу тяжелых танков на правый берег удалось наладить лишь к концу ноября. К 30 ноября, за шесть дней удалось переправить на Невский пятачок 20 танков КВ, в т.ч. один КВ-2 и 9 Т-34. Один КВ при переправе был потерян.
С целью дальнейшего расширения плацдарма, 30 ноября, в 9:30, после короткой артподготовки, танки пошли в атаку. На тяжелые КВ командование возлагало большие надежды. Их атаку поддерживали девять «тридцатьчетверок» 107-го танкового полка.
В боевом донесении 123-й танковой бригады говорится, что уже при выходе танков с исходных позиций они попали под сильный минометно-артиллерийский обстрел. Первая рота попала на минное поле, вторая вела бой на юго-восточной окраине 1-го городка, а третья рота вела огневую поддержку первой роты.
А вот что сказано об этом бое в наградном листе на мл. лейтенанта Ермолаева:
«30.11.41 г. экипаж тов. Ермолаева получил задачу-действуя в составе взвода в направлении: продолговатый овраг, 1-й городок, северная опушка рощи Фигурная, песчаный мыс - уничтожить огневые точки на юго-восточной окраине 1-го городка.
Поставленная задача была выполнена с честью - экипажем тов. Ермолаева уничтожено: 5 ПТО, 1 дзот и до роты пехоты противника, раздавлено гусеницами 2 блиндажа. В этом бою танк тов. Ермолаева был подбит. Благодаря хорошей сплоченности экипажа танк был восстановлен силами экипажа.»
И все же, несмотря на героизм танкистов, удачной эту атаку назвать сложно. Практически все танки были подбиты, при том, что поставленную задачу выполнить не удалось.
Согласно боевому донесению 123-й тбр, с поля боя удалось эвакуировать 11 танков. Из них, на ходу оставался только один КВ. 9 танков, оставшихся на поле боя, планировалось эвакуировать ночью. Из этого числа 3 КВ сгорели, а один был разбит. Т.е. 4 машины проходили как безвозвратные потери.
На танке Ермолаева были разбиты ведущее колесо и нижний каток, сбит верхний каток. Оба стартера требовали замены.
В январе 1942 года танк был передан в 48-й отдельный танковый батальон. 9 февраля 1942 года во время попытки эвакуации КВ на правый берег Невы по льду в районе 8-й переправы, боевая машина была обстреляна. Лед вокруг КВ-1 был разбит и танк утонул.
А вот как сложилась дальнейшая судьба танкистов.
3 декабря Виктор Николаевич Ермолаев был ранен. За этот бой он был награжден орденом Красного Знамени. Танкист прошел всю войну. В августе 1944 года его представили к ордену Отечественной войны II степени. К этому моменту, согласно наградному листу, он уже имел 7 ранений. Демобилизовался Виктор Николаевич в звании капитана.
В 1985 году, видимо, по недосмотру военкомата, он был награжден юбилейным орденом Отечественной войны, опять же второй степени, а не первой, как это должно было быть.
Герой ушел из жизни 5 апреля 1997 года.
Механик-водитель Павлов Георгий Георгиевич был ранен 1 декабря 1941 года. За этот бой он был награжден орденом Красной Звезды. В апреле 1943 года механик-водитель 222 отбр, техник-лейтенант Павлов Георгий Георгиевич был награжден орденом Отечественной войны I степени за мужество и героизм, проявленные в ходе боев по снятию блокады Ленинграда. Герой не дожил до победы. В начале 1944 года он получил тяжелое ранение и скончался в госпитале 22 января.
После осмотра поднятую боевую машину отправили в Шлиссельбург для реставрации на Невском судостроительном заводе. Более года понадобилось бригаде реставраторов под руководством Игоря Девятникова на восстановление машины. Тогда было принято решение оставить танку белый цвет.
18 января 2009 года, после завершения всех восстановительных работ, танк был погружен на трейлер и доставлен к месту последней стоянки, в музей «Прорыв блокады Ленинграда».
КВ-1 М-5200
В ночь с 16 на 17 ноября 2001 года, в фарватере Невы, в районе мемориала «Невский пятачок», завершилась уникальная операция. Тогда, с помощью стотонного плавучего крана «Черноморец-18», со дна реки был поднят тяжелый танк КВ-1. В операции по подъему боевой машины принимали участие специалисты предприятия «Балтспецфлот», Акционерное общество «Искатель», военнослужащие специального поискового батальона Западного военного округа, МЧС.
Боевая машина была обнаружена и обследована дайверами клуба «Дайв-Актив» в 2009 году. Танк лежал на глубине 15 метров в перевернутом положении. Ходовая танка имела сильные повреждения, левая гусеница была разорвана и лежала на днище танка.
Подъем был сопряжен с большими сложностями, сильное течение мешало работе. Перевернуть танк, чтобы он принял нормальное положение, с первой попытки не удалось. Поэтому пришлось делать промежуточную прокладку, т.е. опускать машину на грунт и перецеплять тросы.
После этого боевую машину подняли и на грузовой площадке плавкрана доставили к причалу г. Кировска. Танк очистили от грязи, саперы извлекли из машины боеприпасы, и он был отправлен во Всеволожск в музей «Битва за Ленинград», для дальнейшей реставрации.
После обработки корпуса пескоструем удалось прочитать заводской номер танка - М-5200.
Танк, как и его собрат, о котором рассказывалось раннее в этом видео, был выпущен Ленинградским Кировским заводом в сентябре 1941 года.
26 сентября, по тому же наряду АБТУ Ленинградского фронта, что и КВ с заводским номером 5207, танк был отправлен в 123 тбр.
Командиром танка стал мл. лейтенант Ласточкин Василий Иосифович, механиком-водителем старшина Иовлев Иван Дмитриевич.
Примечательно, что экипаж, в состав которого кроме Ласточкина и Иовлева входили наводчик Хамис Сливоев, радист Мельников Владимир Федорович, заряжающий Беляков Александр Павлович, принимал участие в знаменитом бою Зиновия Колобанова 20 августа 1941 года.
В этом бою машина была повреждена, Ласточкин и Мельников получили ранения после того, как протаранили 2 немецких танка. После излечения Мельников уже не вернулся в этот экипаж, а Ласточкин в конце сентября получил новую боевую машину.
Кто из старых членов экипажа, принимавших участие в знаменитом бою 20 августа, кроме Ласточкина и Иовлева, был в составе экипажа танка М-5200, достоверно неизвестно. Предположительно, наводчиком был Хамис Сливоев.
В 123-й танковой бригаде КВ №5200 вошел в состав 2-го батальона 123-го танкового полка и получил тактический номер 201. В октябре 123-й танковый полк вел бои в районе Новое и Усть-Тосно.
Примечательно, что имеется фронтовая фотография, на которой запечатлен танк КВ-1 с тактическим номером 201. Вероятней всего, фотоснимок был сделан в ноябре 1941 года, в районе Невской Дубровки, накануне переправы танков 2-го батальона на Невский пятачок.
После переправы танк участвовал в известной атаке 30 ноября. Об этой неудачной атаке упоминалось раннее, в связи с историей «Белого танка». В том бою КВ Ласточкина был подбит. Судя по повреждениям, танк был выведен из строя авиабомбой или крупнокалиберным снарядом. Командир танка лейтенант Ласточкин и ст. механик-водитель Иовлев, согласно боевому донесению 123 тбр от 30.11.1941 г., в этот день были ранены.
В дальнейшем танк использовался как донор для ремонта поврежденных КВ, находящихся на Невском пятачке.
На основании Директивы штаба Ленинградского фронта в начале января 1942 года 123-й танковый полк был переформирован в отдельные танковые батальоны. В ЖБД действий 2-го батальона записано:
В 9:00 получен устный приказ командира 123 отдельной танковой бригады генерал-майора Баранова на формирование батальона.
Батальон именуется: 2-й отдельный танковый батальон 123-й отдельной танковой бригады.
Танки батальона, находящиеся на Невском пятачке, в т.ч. и КВ М-5200, были переданы в состав 48-го отдельного танкового батальона.
В дальнейшем машина Ласточкина, практически один в один повторил судьбу «Белого танка». Ночью 15 февраля 1942 года, через шесть дней после того, как во время эвакуации в районе 8-й переправы затонул КВ М-5207, в этом же районе попытались переправить на правый берег Невы танк Ласточкина для последующей отправки в ремонт.
В результате обстрела лед вокруг танка был разбит, и машина затонула.
В настоящее время о судьбе экипажа известно следующее:
Ласточкин Василий Иосифович, после излечения в госпитале, продолжил воевать в танковых частях. В июле 1944 года капитан Ласточкин был награжден орденом Отечественной войны II степени. К сожалению, майор Ласточкин погиб 10 января 1945 года.
Дальнейшая судьба механика-водителя Иовлева Ивана Дмитриевича после его ранения на Невском пятачке неизвестна.
Согласно наградным документам, наводчик Хамиз Сливоев был тяжело ранен 1 декабря 1941 года в районе Невской Дубровки. После госпиталя его дальнейшая служба проходила уже в стрелковых подразделениях. В 1944 году получил ранение. Впоследствии был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией». Демобилизовался в июле 1946 года.
После реставрационных работ, проведенных в музее «Битва за Ленинград», боевая машина обрела новую жизнь. Специалисты провели кропотливые восстановительные работы, сохранив по возможности родные агрегаты машины. Двигатель был заменён на аналогичный, снятый с консервации.
Танк был доведен до ходового состояния и в мае 2015 года представлен широкой публике в рамках выставки военной техники на Невском пятачке, став живым напоминанием о героизме и стойкости защитников Ленинграда.
Т-26. Музей Вадима Задорожного
О танке Т-26, поднятом со дна Невы, стало известно из публикации ТАСС от 22.06.2021 года. Информация об этом танке минимальная.
Эксперт музея Евгений Лебедев сообщил журналистам, что этот Т-26 был поднят со дна Невы. Информации о том, кто, где и когда нашел этот танк нет, как нет информации о времени и дате его подъёма.
В публикации лишь сказано, что танк погиб от внутреннего взрыва. Уцелел лишь корпус, а все остальное реставраторам пришлось создавать практически заново. Танк удалось поставить на ход и 9 мая 2021 года боевая машина принимала участие в параде Победы в Уфе.
На этом обзор о танках, поднятых со дна Невы, завершен.