Поездка в Петергоф задумывалась в середине сентября. Особых планов не строила, хотелось увидеть парк без шума фонтанов и в окружении опадающей листвы. Вскоре выяснилось, что сезон фонтанов продлен до 4 ноября, - стало еще интересней.
Часы показывали чуть больше 10 утра, но на дорогах уже образовались пробки и ДТП. Проехали мимо Знаменского и Ново-Знаменского и выехали на Санкт-Петербургское шоссе. Когда-то дорога была застроена усадьбами, Петр щедро раздавал земли придворным и требовал их освоения. Более 500 поместий красовались на подъезде к Петергофу.
Увидеть очередь в кассы не ожидала, удивительно как народ стал стремиться к прекрасному. Правда, здесь и воздух другой, и золотые купола особенные, и запах листьев и залива острей.
В Верхнем парке после реставрации не была. Казалось бы, все знаешь и нежно любишь, поверни голову и увидишь дворцовые окна, прямые аллеи, парадные ворота, услышишь шум падающих струй, но все как в первый раз.
Шла по боскетам, шуршала листьями как вдруг фонтан «Нептун» напомнил мне римский «Четырех рек». История фонтана настоящий приключенческий сюжет. Во время странствий по Европе Павел Петрович где-то на окраине Нюрнберга увидел заброшенный фонтан и загорелся желанием установить его в Гатчине. Фонтан был сооружен в 17 веке, но из-за нехватки денег бездействовал. После переговоров отцы города согласились продать «Нептуна» за кругленькую сумму (около 30 000 рублей) и фонтан отправился в северную столицу.
Бренна убедил Павла перевезти фонтан в Петергоф и после некоторых переделок нимфы, тритоны, и морские кони во главе с богом морей были установлены в свободном бассейне Верхнего парка. Жители Нюрнберга, сожалея об утрате фонтана, начали вести переговоры о его возвращении, но безрезультатно. Только в конце 19 века с высочайшего разрешения прибыл немецкий скульптор и снял точный слепок с фонтана. Копия установлена где-то в нынешней ФРГ.
Во время оккупации «Нептуна» вывезли в Германию, но после Победы собственность России заняла свое законное место. Пуск фонтана состоялся только в 57-м году. Наброски Верхнего парка делал Петр I, здесь же проходит водопроводная система, питающая все фонтаны. «Нептун» остается старейшим из всех петергофских скульптур, но об этом мало кто знает.
Нижний парк мы игнорировали, а пошли в музей игральных карт, о чем ничуть не жалею и расскажу позже. Фонтаны парка работают, часть скульптур уже закрыта зимними коробами, - мрамор надо беречь.
У входа в парк Александрия задержались у императорских конюшен. Явных изменений не увидела, ворота по-прежнему закрыты, во дворе мусора меньше и служебные здания будто бы приняли более достойный вид.
Все девять башен и герб Петергофа на месте, но жизни в постройке Н.Л. Бенуа не заметно. Больше 10 лет назад в конюшнях закрыли санаторий, за это время отреставрирован Манеж, но свободного доступа по-прежнему нет. Передача конноспортивной школе архитектурного ансамбля, похоже, не состоялась.
От Дворцовых конюшен мы дошли до Капеллы. Необыкновенный православный храм закрыт, а видеть его легкую и светлую готику всегда удовольствие.
Впереди показался Готический колодец, в стороне от дорог нашли скамейку и устроили остановку на чай с бутербродами. Ощутив прилив сил и вдохновения, направились к Фермскому дворцу.
Внутри дворца не была, знаю, что на втором этаже разместили экспозицию «Петергофские дачники». После разрушений во время ВОВ дворец долго пустовал, часть исторических фрагментов удалось восстановить и открыть для посетителей. До сих пор не уверена, что хочу увидеть «типологическую реконструкцию», определюсь к весне.
У дворцового флигеля воссоздана пожарная каланча и березовый мостик. В середине 19 века рядом с дворцом был построен детский домик и фермочка. Все организовали по-взрослому, дети сажали овощи, осенью смотрели у кого урожай больше.
«С начала 1850-х гг., когда начали подрастать многочисленные внуки Николая I, на территории парка Александрия возводятся стационарные «развлекательно-обучающие» сооружения».
У Коттеджа было оживленно, мелькнула мысль, что не надо мне в третий раз идти в Коттедж, но пошла. В бывшей спальне императрицы мы покорно накапливались в ожидании экскурсовода. К окнам близко подходить не разрешили, поэтому встала по стойке смирно и стала ждать. Помещения дворца маленькие и два десятка человек явно много для таких пространств, но музейщики решили использовать аншлаг по своему усмотрению.
Следовала в конце группы, рассматривала лепнину, картины Айвазовского, детали интерьеров, чтобы еще раз увидеть то, что некогда вызвало у меня восторг.
Помещения второго этажа Коттеджа еще меньше, вентиляции нет, и я ждала как избавления выхода на лестницу. Все отправились на третий этаж осматривать Морской кабинет, а я в гардероб. На барьер положили мою сумку и чужую куртку. Сумку взяла, от куртки отказалась и была приглашена на самостоятельные поиски. Лучше бы мне до Руинного моста дойти.
Время идет, меняются приоритеты и люди, и каждый приезд дает новые впечатления и послевкусие. Было около 16.00, солнце стало ниже, дети бегали по аллеям и газонам, бросали и собирали листья, такой и запомню Александрию.
Спасибо, что прочитали!