Найти в Дзене

ВОНГ ШУН ЛЕУНГ: Ранние годы. Статья в журнале “Inside Kung Fu” 1983

«Самозащита — это лишь иллюзия, темный плащ, под которым притаился остроотточенный кинжал, готовый вонзиться в первую же неосторожную жертву. Всякий, кто утверждает, что любое современное оружие, будь то ядерная ракета или пистолет 33 калибра, создано для самозащиты, должен внимательнее всмотреться в собственное отражение в зеркале. Он либо лжец, либо обманывает сам себя.
Винг Чун Кунг Фу — это очень сложное оружие; и ничего более. Это наука боя, целью которой является полное выведение противника из строя. Она прямолинейна, эффективна и смертоносна. Если ты хочешь научиться самозащите — не изучай Винг Чун. Тебе лучше освоить искусство становиться невидимым».
— Вонг Шун Леунг

Вполне своеобразные слова, скажете вы, для человека, посвятившего более 30 лет жизни преподаванию кунг-фу. И все же в них есть зловещая философская глубина, исходящая от человека, который лично обучал Брюса Ли Винг Чун и вдохновил Уильяма Чёна прийти в школу Ип Мана в 13 лет. Вонг Шун Леунг, самый маститый феномен Винг Чун нашего времени, заработал свой ранг и титул там, где это действительно имеет значение — на улице.

Сейчас, в 48 лет, он все еще далек от пацифизма. Ряд зазубренных шрамов на костяшках пальцев и пронзительный взгляд создают отчетливое впечатление, что он уже повидал изрядную долю человеческой глупости и ее последствий. С мудростью ветерана он провел нас через период недавнего прошлого Гонконга, когда слава летела с быстротой, опережающей удар кулака, а Винг Чун стало словом, известным в каждом доме.

Родившийся в Гонконге 8 мая 1935 года, старший сын доктора-традиционалиста из Кантона, Вонг Шун Леунг вырос в суровом мире сломанных костей, синяков, примочек и среди полок с травяными снадобьями, создававшимися тысячелетиями для лечения внутренних травм любого рода. Ребенком он погружался в фантастические легенды о почти сверхчеловеках, которые контролировали и использовали свои тела как грозное оружие, всегда против превосходящих сил. И поскольку его отец был хорошо знаком с местным сообществом кунг-фу, Вонгу доводилось встречать самых разных представителей гонконгской боевой элиты, и он задумывался, насколько они действительно могущественны и искусны. Его любопытство и интерес к боевым искусствам росли практически с каждым днем. К восьми годам его уже можно было застать в темном углу какого-нибудь местного кинотеатра, где он смотрел последние остатки немых фильмов о кунг-фу. Подливал масла в огонь и его дед, который, как раз, оказался близким другом Чан Ва Шуна, первого учителя Винг Чун Ип Мана. И дед, и отец в деталях описывали боевое мастерство Чана, особенно один случай, когда Чан, уже будучи стариком, публично победил свирепого молодого бойца в Фошане.

Так судьба распорядилась, что Вонг Шун Леунг вскоре открыл для себя свое первое и самое любимое хобби — драки. Школа стала для юного Вонга скучным занятием, поэтому он начал посещать различные укромные места, такие как крыши высоких жилых комплексов и уединенные парковки Гонконга, где можно было проводить внеклассные мероприятия без вмешательства полиции. Здесь с чувством приватности улаживались местные распри, разборки банд и личные обиды. Эти дуэли, однако, не были лишены чувства чести, и Вонг быстро выучил правило этикета: бей первым, задавай вопросы потом. По мере роста его навыков, он завязал отношения с рядом учеников боевых искусств, которые в итоге убедили его заняться обучением формально.

В возрасте между 15 и 16 годами Вонг перепробовал несколько стилей кунг-фу и сначала остановился на тайцзицюань, а затем перешел на западный бокс. Бокс ему понравился больше всего, потому что он считал его наиболее практичным для уличных войн. Он нашел инструктора и начал регулярно тренироваться в спортзале.

К несчастью, настал день, когда Вонг случайно ударил своего тренера по лицу чуть сильнее, чем следовало. Разъяренный тренер принялся избивать Вонга до полусмерти. Истекая кровью из носа и рта, Вонг сумел загнать тренера в угол и отправить его в глубокий нокаут. С того дня боксерские уроки закончились — Вонг потерял уважение к своему учителю.

Вонг демонстрирует защиту от удара ногой
Вонг демонстрирует защиту от удара ногой

Винг Чун в то время был относительно неизвестным стилем кунг-фу, и, поскольку Ип Ман был единственным известным учителем, Вонгу не доводилось видеть настоящего бойца Винг Чун. Однако однажды его кузен познакомил его с Ао Юн Минем, одним из младших учеников Ип Мана. Ао было около 30 лет, и ему предстоял поединок с представителем стиля южного богомола по имени Ло Бин.

Хотя Ао был намного моложе, слабее и менее опытен, чем Ло, всем присутствующим стало очевидно, что боевое искусство Ао технически намного превосходило. К тому времени, когда Ло загнал своего противника на край балкона, он сам уже решил изучать Винг Чун. Поединок закончился миром, и у Ип Мана появился новый ученик.

Вонг, однако, все еще относился к этой новой системе кунг-фу с большим скепсисом, пока случайно не наблюдал, как один из старших учеников Ип Мана, Лок Йю, игрался с представителем стиля северного богомола по имени Лам. Лок Йю был настолько искусен, что, казалось, превратил все событие в шутку. Это настолько впечатлило Вонга, что разожгло его любопытство еще сильнее; он захотел встретиться с Ип Маном.

На третий день празднования лунного нового года, когда большая часть Гонконга остается дома, Вонг, тогда всего 17 лет, отправился на поиски своего соседа, которым был не кто иной, как Ло Бин, в студию Ип Мана. Ло отсутствовал, но там было несколько младших учеников, отрабатывавших Чи Сао. Первое впечатление Вонга от этого метода тренировки было более чем нелестным. Для него это была непрактичная форма движения, которая ограничивала способность бойца выдерживать любую атаку, не направленную прямо в лицо. Он совершил главную ошибку в любом кругу боевых искусств, высмеяв сам стиль и неблагоприятно сравнив его с изощренностью западного бокса.

Ип Ман тихо наблюдал за всем этим. Как и следовало ожидать, один из учеников вызвал Вонга. Поединок оказался коротким, но поучительным. Противник Вонга оказался на полу за считанные секунды. Ип, несколько расстроившись, спросил, не хочет ли Вонг попробовать силы с кем-то из его более старших учеников, например, с его собственным племянником. Вонг согласился.

Вонг прапктикует Чи Сао с завязаннми глазами
Вонг прапктикует Чи Сао с завязаннми глазами

На этот раз его противник был гораздо более серьезным бойцом, но Вонгу все же удавалось швырять его по залу, как тряпичную куклу. Ип, к этому времени кипящий от внутреннего гнева из-за всех оскорблений, которые нанес ему Вонг, предложил, чтобы, возможно, Вонг захотел померяться силами с ним самим. Вспомнив последний инцидент с собственным боксерским тренером и заметив, что Ип выглядел довольно старым в сравнении (Ипу было 56 лет), Вонг решил, что этот матч будет легкой прогулкой. Несмотря на то, что у Ипа были очень большие кисти и сильные предплечья, Вонг полагал, что сможет легко утомить этого худощавого старика, используя замысловатую работу ног и двигаясь вокруг него.

Однако Ип оказался куда более великим стратегом. Он осторожно загнал своего противника в угол, и как раз в тот момент, когда Вонг наполовину выполнял удар ногой в корпус, Ип толкнул его в грудь, сбив с равновесия и отбросив к стене. Ип быстро сократил дистанцию и нанес серию из шести-семи быстрых ударов по телу Вонга — как раз достаточно сильно, чтобы дать тому понять, что он мог бы причинить реальный вред, если бы захотел. Вонг был поражен скоростью и контролем Ип Мана. Он понял, что наконец-то нашел Мастера, и попросил разрешения учиться у Ипа.

Однако Ип счел, что Вонг не был искренен в своей просьбе, и уже собирался отказать ему, когда прибыл гораздо более старший ученик по имени Ип Бо Чунг. Бо Чунгу было около 35 лет, рост пять футов десять дюймов, и он был силен, как бык. Все прозвали его «Большая Щетка», потому что он был так самодоволен, что, казалось, мог измотать противника одним своим хвастовством. Здесь был новичок, на котором он мог испытать свои навыки; поэтому он решил сойтись с Вонгом. На этот раз Вонгу предстояло пройти через суровое испытание. Бо Чунг выбил из него все дерьмо ударами и пинками. Однако не таков был Вонг, чтобы сдаваться, и на восьмой день того же лунного нового года он формально стал одним из учеников Ип Мана.

Однажды во время тренировки Вонг подслушал разговор Ип Мана с его самым старшим учеником, Леунг Шеуном, в котором Ип заявил, что, по его мнению, «парень» (Вонг), вероятно, через год прославит Винг Чун в Гонконге.

Пророчество оказалось неверным. Вонгу потребовалось не год, а три месяца. При весе чуть более 105 фунтов Вонг взялся за серьезные «разборки». Без правил, он принимал вызовы от всех и каждого и повергал их в прах. Он заработал такую дурную репутацию забияки, что люди дали ему прозвище «Летучая сажа» — тип грязи, которая образуется при быстром пожаре и умудряется запачкать тебя, когда меньше всего этого ожидаешь.

Вонг практикует Чи сао с одним из студентов
Вонг практикует Чи сао с одним из студентов

Врагов у Вонга тоже было предостаточно. После того как он разгромил мастера из Департамента общественных работ по имени Вонг Киу, он обнаружил, что перед ним стоит целая группа претендентов, большинство из которых, по слухам, были оплачены Вонг Киу. В конце концов, число желающих сразиться с ним, даже за деньги, сошло на нет. В возрасте от 18 до 19 лет Вонг провел более 50 поединков, в основном с противниками крупнее и сильнее его самого, и всегда выходил победителем.

Внезапно Винг Чун вырвался на передний план гонконгских сплетен. Вот это стиль, который действительно дает результаты!

Чён, в то время главный детектив отдела уголовного расследования полиции Гонконга, имел нескольких сыновей, которых обучали боевым искусствам самые разные учителя. Старший сын, Конг, был партнером по плаванию младшего брата Вонг Шун Леунга.

Поэтому, когда инструктор кунг-фу Конга решил, что мальчику будет лучше оставить южнокитайскую систему «четырех стилей» и заняться Винг Чун, было естественным для него обратиться к Вонг Шун Леунгу. Конг был скептиком, поэтому они вдвоем решили устроить поединок. Вонг без труда победил в бою, так что Конг убедился, что Винг Чун — его следующий шаг.

Однажды, когда они вдвоем отрабатывали Сиу Лим Тау (первую форму системы Винг Чун) в саду у Конга, Вонг начал демонстрировать правильное формирование и использование блока под названием Тан Сау, который предполагает вытягивание руки в сторону противника ладонью вверх. Внезапно сверху раздался голос: «О, так ты хочешь подаяния? Я дам тебе 20 центов за это!»

Вонг наслаждается общением с друзьями.
Вонг наслаждается общением с друзьями.

Оба мужчины подняли глаза и увидели на балконе высокого юношу, наблюдающего за ними. Вонг спросил имя нового зрителя, и так состоялось формальное знакомство с Уильямом Чёном, младшим братом Конга. «Он практикует какой-нибудь вид кунг-фу?» — спросил Вонг. «Да, и он очень любит драться», — ответил Конг. Вонг спросил Уильяма, не хочет ли он провести поединок, на что Уильям, улыбаясь, закатал рукава своей китайской куртки и тут же спустился вниз. Это было не совсем состязание, потому что, как знал Вонг, мальчику было всего около 13 лет, на семь лет младше его; но в Уильяме было особое качество. Он был невероятно свиреп для своего возраста. Он сразу же захотел заняться изучением Винг Чун, но так как его брат был против, Уильяму пришлось ждать. Конг боялся, что если его младший брат выучит Винг Чун, с ним будет очень трудно справляться. Уильям и так уже имел дурную репутацию за драки, и ходили слухи, что он при необходимости использовал оружие. Его отец уже натерпелся из-за этого достаточно.

Настал день, когда Конг уехал в Австралию. Уильям почти без промедления начал посещать занятия Ип Мана. Он учился очень быстро, и вскоре его уже видели идущим по стопам Вонга в качестве местного «террориста» Винг Чун. Каким-то образом в это время Уильям развил близкие отношения с другим парнем своего возраста. Они часто вместе ходили на драки, и однажды Уильям привел своего друга в школу Ип Мана.

Так Вонг Шун Леунг впервые увидел Брюса Ли. Вонг заметил, что когда Брюс начал изучать Винг Чун, он не казался особенно искренним; как следствие, его прогресс был медленным. У него также была склонность к лени, считал Вонг, и всякий раз, когда у него возникали проблемы с противником или законом, он полагался либо на Уильяма, либо на связи своего отца в полиции, чтобы выйти сухим из воды. Брюс всегда смотрел на Уильяма как на бойца, и когда Уильям уехал в Австралию в возрасте 18 лет, Брюс обнаружил себя внезапно одиноким и брошенным во враждебной среде. Именно тогда он обратился к Вонг Шун Леунгу и начал серьезно относиться к Винг Чун.

Ип Ман ведет чайную церемонию на  бракосочетании Вонга и его невесты.
Ип Ман ведет чайную церемонию на бракосочетании Вонга и его невесты.

Во время учебы Брюса в средней школе Святого Франциска Ассизского в Шам Шуй По ему удалось уговорить нескольких одноклассников заняться изучением Винг Чун. Но когда у Брюса началась переоценка ценностей в отношении собственных тренировок, он попытался найти способ получить больше времени в классе у Вонга. Однажды он подошел к Вонгу и попросил о частных уроках; но когда Вонг отказал, Брюс нашел альтернативное решение. Он прибегал к дому Вонга после школы раньше своих одноклассников. Когда они приходили на тренировку, то находили Ли сидящим на ступеньках с довольно разочарованным видом. Он утверждал, что Вонга нет дома, так что все уходили вместе. Вскоре после этого Ли возвращался и получал свои частные уроки без особых помех.

Брюс Ли занимался с Вонгом почти каждый день в течение полутора лет. За это время он проявил себя как очень умный и изобретательный ученик. Вонг считал, что сильнейшей стороной Ли была практика Чи Сао. Он развил свои рефлексы до такой степени, что мог мгновенно реагировать практически на любое усилие, приложенное атакой противника. Ли продолжил бы заниматься с Вонгом гораздо дольше, но судьба распорядилась так, что его сложный образ жизни и тяга к дракам вынудили его родителей отправить его на учебу за границу. С этого момента, за исключением редких визитов Ли в Гонконг либо для съемок, либо чтобы навестить родителей, отношения Вонга с Ли поддерживались по почте.

Когда Брюс впервые начал преподавать Винг Чун в Штатах, он часто писал Вонгу, чтобы уточнить определенные технические аспекты стиля. Продолжая развивать свои боевые способности и на протяжении всего создания Джит Кун До, Ли держал Вонга в курсе своих теорий и прогресса.

Вонг Шун Леунг был тем человеком, с которым Ли мог найти общий язык. Он был настоящим бойцом с аналитическим подходом к боевым искусствам. Когда Ли наконец приезжал в Гонконг, он навещал Вонга, и они могли говорить о теории и технике по семь-восемь часов в день. Именно во время одного из этих марафонских обсуждений, незадолго до смерти Ли, Брюс сказал, что, возможно, ему не следовало начинать Джит Кун До. Когда Вонг спросил его почему, Ли объяснил, что хотя в теории Джит Кун До является передовой системой боя, на практике она, похоже, не работала, потому что учителю было слишком трудно преподавать несколько абстрактный стиль группе студентов с разными способностями и ожидать, что они не запутаются.

Сам Брюс Ли учился традиционным способом. Сначала он дрался на улицах, чтобы приобрести опыт, а затем пытался развить свой собственный опыт и идеи в новый формат. Он изучил все элементы Чи Сао, но было трудно основывать его новое учение строго на Винг Чун. Не хватало звена в цепи. Вонг предположил, что, возможно, Брюс пытался охватить слишком многое за слишком короткий срок. Но, с другой стороны, Вонг абсолютно согласился с аналитическим подходом Ли к бою. Чтобы идти в ногу со временем, он тоже считал, что не следует всегда принимать то, что преподносят, без проверки его обоснованности.

Сегодня Вонг, как и Брюс Ли, новатор в своих мыслях. Хотя внешне он преподает очень авторитарно и традиционно, при более глубоком рассмотрении он очень готов и стремится разъяснить любые вопросы, которые могут возникнуть у ученика. Он также верит в обучение западных студентов, что является прямым противоречием заветам Ип Мана.

Традиционно китайские мастера отказывались принимать западных учеников по двум причинам: во-первых, враждебность, оставшаяся после Боксерского восстания, и, во-вторых, тот факт, что большинство западных людей намного крупнее и сильнее среднего китайца. (Было бы вполне логично предположить, что, имея преимущество в размерах, если бы западный человек обладал тем же уровнем мастерства в кунг-фу, он смог бы побеждать китайских противников.) Но Вонг настаивает, что хороший ученик, независимо от расы или вероисповедания, все равно является честью для своего учителя. Иногда самый неожиданный ученик становится самым выдающимся. Он считает, что долг учителя — дать каждому, кто этого желает, справедливый шанс.

Вонг объяснил нам некоторые повороты судьбы, которые принесла системе Винг Чун в прошлом.

Доктор Леунг Цзянь был известным мастером боевых искусств и превосходным бойцом в самые ранние задокументированные годы истории Винг Чун; однако его старший сын не обладал способностью нести дальше боевую традицию стиля. Эта задача была поэтому поручена самому выдающемуся ученику Леунг Цзяня, Чан Ва Шуну. Но хотя Чан был яростным бойцом, ему не хватало необходимого интеллекта, чтобы анализировать свой собственный стиль в деталях. В этом отношении Леунг Бик, старший сын Леунг Цзяня, был выше. Он был хорошо образован и мог отделять зерна от плевел. Но когда оба мужчины позже занялись костоправным бизнесом, Леунг Бик обнаружил, что Чан — мощный конкурент, который не только переманил большинство доступных учеников, но и большую часть местных пациентов. Чан также сумел наладить лучший контакт с местными жителями Фошана, чем Леунг, поэтому Леунг уехал в Гонконг и стал торговцем шелком.

Ип Ман учился у Чан Ва Шуна два года, до самой смерти Чана. После этого он продолжил обучение у Нг Чун Со, одного из старших учеников Чана, до тех пор пока не произошел инцидент, в котором Ип, тогда всего 16 лет, убил кого-то в драке. Поскольку его родители были очень богаты, они смогли почти немедленно перевести Ип Мана в Японию, чтобы избежать дальнейших проблем с властями. Позже он переехал в Гонконг и начал посещать школу для мальчиков Святого Стефана.

Ип был настоящим нарушителем спокойствия. Он дрался почти постоянно и даже иногда избивал индийского швейцара школы. Однажды один из его одноклассников предложил, чтобы, возможно, Ип не против померяться силами с учителем Винг Чун. Ип согласился и вскоре оказался лицом к лицу с пожилым человеком. К большому удивлению Ипа, старик победил его с относительной легкостью. Ип попросил разрешения присоединиться к занятиям этого человека и обнаружил, что его новый учитель — не кто иной, как Леунг Бик.

Леунг был очень умен и аналитичен как учитель, что очень впечатлило Ипа. Таким образом, в конечном итоге Ип Ман стал продуктом двух мастеров: один — лучший боец, другой — лучший учитель. Независимо от того, у кого Ип научился большему, Вонг сегодня считает, что собственные достойные качества Ипа, как его боевое мастерство, так и его ум, более чем достаточно говорят о нем как о человеке.

Двое мужчин принимающих участие в настоящем бою -дуэли в Гонконге
Двое мужчин принимающих участие в настоящем бою -дуэли в Гонконге

Со смертью как Ип Мана, так и Брюса Ли, Винг Чун претерпел довольно много изменений. Всякий раз, когда какой-либо конкретный стиль становится популярным, он неизбежно привлекает тех, кто ищет славы и состояния. Вонг Шун Леунг в некотором роде пурист в этом отношении. Он понимает, что популярность стиля часто направляет некоторые из первоначальных теорий в новые русла, но он искренне надеется, что исходные предпосылки ясно поняты всеми, кто желает их изменить. Таким образом, возможно, лучшие составляющие могут не быть утеряны в процессе. Именно по этой причине он согласился продемонстрировать некоторые базовые техники и теории Винг Чун на видеокассете под названием «Винг Чун — наука ближнего боя».

Теория, с другой стороны, может проходить уровни, которые даже видео может не уловить. На вопрос о некоторых наиболее важных аспектах Винг Чун кунг-фу Вонг смог объяснить следующее:

Винг Чун — это наука об использовании нужного количества силы в нужное время для получения превосходства над противником. Использование наименьшего количества энергии для достижения этой цели означает экономию движения. Таким образом, основная предпосылка Винг Чун — это экономия движения.

Для начала, по словам Вонга, основным ударом стиля является удар, при котором кисть и предплечье слегка изгибаются вверх при ударе. За этим движением стоит очень веская причина, которую мало практиков действительно понимают. Прямой удар кулаком позволяет силе тела противника передаваться обратно вдоль руки в ваше тело, вызывая определенную нестабильность и сокращая время реакции на долю секунды. Удар Винг Чун, с другой стороны, создает другой выход для силы противника — вниз по углу запястья к земле. Таким образом, можно бить так сильно, как хочется, при условии правильного тайминга.

Чи Сао — главный пример экономии движения, говорит Вонг. Согласно закону инерции Ньютона, тело будет оставаться в покое, если на него не действует внешняя сила, и, будучи приведенным в движение, будет оставаться в движении, пока не встретит противодействие внешней силы. Бой включает в себя серию высокоскоростных движений, силы которых действуют друг на друга. Во время некоторых из этих движений, таких как, например, блок, противник будет сильно смещать вашу руку в направлении от вашей намеченной цели. Вам потребуется по крайней мере несколько микросекунд, чтобы вернуть руку в правильное положение для атаки. Чи Сао учит вас, как преодолеть такую инерцию, чтобы ваша атака ни на йоту не отклонялась от намеченного пути. Это очень сложная практика для освоения, но после многих лет тренировок говорят, что она развивает как эластичность и мягкость в ваших мышцах, так и огромный контроль над рефлексами.

Постоянная практика Чи Сао также учит стратегии. Вы начинаете чувствовать шаблон в движениях вашего противника, позволяя вам ощущать правильный угол атаки. По словам Вонга, высшим достижением Винг Чун является способность позволить вашему противнику направлять вас к точному методу атаки и его поражения.

Некоторые западные боксеры могут утверждать, почти так же, как Вонг, когда он впервые вошел в зал Ип Мана, что Чи Сао будет бесполезно против эксперта западного бокса. Сам Вонг теперь считает, что большинство боксеров, используя ведущую стойку, позволяют своей дальней руке быть в невыгодном положении из-за увеличенного расстояния до противника. Джэб быстр и эффективен, но он все равно должен войти в диапазон, чтобы быть эффективным. Именно здесь человек Винг Чун движется внутрь. Оказавшись внутри внутреннего круга боксера, методы Чи Сао противопоставляют две руки одной. В результате этой небольшой неадекватности многие боксеры изменили свои стойки, чтобы противостоять противникам более фронтально. Наконец, на очень близкой дистанции, где большинство стилей в конечном итоге прибегают к грэпплингу, атаки Винг Чун становятся гораздо более эффективными.

Многие практикующие кунг-фу смотрят на деревянного манекена как на идеальный способ закалки кистей и предплечий, и ничего более. Вонг напоминает нам, что хотя он сделан из твердого вещества, он все же представляет собой человека с руками и ногами. Цель манекена — развить правильный тайминг в атаке, то есть усилить способность блокировать и бить как под правильным углом, так и одновременно.

Предпосылка манекена — непрерывность. Учитель может определить прогресс ученика, просто слушая, как он или она практикуется на нем. Одни только звуки указывают на то, развил ли ученик необходимую координацию и технику для изучения высших функций Винг Чун. Если ваш угол, скорость, стойка или рисунок неверны, хороший учитель может исправить вас почти вслепую. И снова, экономия движения — вот название игры.

Одна из учениц Вонг, чемпионка Азии по боевым искусствам среди женщин, отрабатывает удары руками.
Одна из учениц Вонг, чемпионка Азии по боевым искусствам среди женщин, отрабатывает удары руками.

Существуют некоторые разногласия относительно того, разработал ли Винг Чун какую-либо работу ног или нет. Это связано с ложным представлением, вытекающим из двух факторов: во-первых, очень немногие практики Винг Чун оставались с каким-либо мастером достаточно долго, чтобы изучить работу ног; и, во-вторых, большинство поединков с участием Винг Чун решались без необходимости в работе ног.

По словам Вонга, нет логической или практической причины преподавать студенту продвинутую работу ног, пока он уже не овладел техниками рук. Причина, по его мнению, в том, что руки способны продолжать движение с небольшим влиянием на общую стабильность; но когда нога отрывается от земли, она должна в конечном итоге вернуться на землю, иначе преимущество строго на стороне противника. Чтобы сохранить стабильность, ноги должны быть ограничены атаками ниже пояса. В Винг Чун есть в основном восемь ударов ногами, все они настроены на скорость и эффективность. Есть два основных шаблона работы ног, используемых для контроля дистанции, но что мало люди осознают, так это то, что в Винг Чун также есть форма Чи Сао, созданная строго для ног, называемая Чи Кук. В ней задействовано меньшее количество техник, но теория та же, что и для рук. Большинство практиков Винг Чун мало знакомы с этими техниками.

Еще менее известна практика оружия Винг Чун (такие как парные мечи и длинный шест). В мире сегодня очень ограниченное число квалифицированных учителей оружия, вероятно потому, что оружие всегда было последним в повестке дня каждого мастера. Вонг говорит, что он в конечном итоге продемонстрирует эти формы на другой видеокассете, но он не решается позволить ученикам пытаться изучать оружие до овладения паттернами рук и ног Винг Чун. Его рассуждения вполне логичны. Оружие может считаться продолжением руки, но в отличие от руки, которая может, толкая или тяня, контролировать дистанцию или силу противника, оружие ограничено весом и структурой. Изучая оружие слишком рано, ученик либо потеряет, либо изменит свои концепции дистанции, скорости и контроля. Его общая стабильность, стойка и работа ног пострадают в результате. Если он не может контролировать собственное движение без объекта в руках, то как он может ожидать, что объект поможет ему каким-либо образом?

Вонг считает, что любой учитель, который предлагает изучать оружие до овладения другими формами Винг Чун, должен пересмотреть свои собственные намерения.

Вонг Шун Леунг — подходящий пример человека, который стал своим искусством, и наоборот. Он начал как одаренный боец, изучил как физические, так и ментальные аспекты Винг Чун и, наконец, стал Винг Чун духовно. Он человек, который может быть как мягко говорящим, так и прямолинейным в зависимости от ситуации. Он научился понимать свои собственные ограничения и, следовательно, ограничения других. Его поведение спокойно, расслабленно, а его намерение непоколебимо. Он — философия без прикрас, подобно старому мечу, который сначала не кажется опасным, пока вы не ощутите его остроту на собственной шкуре.