Найти в Дзене

Конспект урока по теме: Практическое занятие №2: «Перевод чисел между системами счисления. Кодирование текстовой и графической информации»

Раздел 1. Информационная деятельность человека. Тема 9: Практическое занятие №2: «Перевод чисел между системами счисления. Кодирование текстовой и графической информации». Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика). Цели занятия: Формат занятия: Комбинированный (теория + практика)
Время: 90 минут
Оборудование: Компьютеры, проектор, раздаточные материалы, калькуляторы. 1.1. Системы счисления Система счисления— способ записи чисел с помощью символов (цифр). Виды систем счисления: 1. Позиционные (вес цифры зависит от позиции): 2. Непозиционные (римская система: V, X, L и др.). Методы перевода чисел: anan−1…a0=an⋅pn+an−1⋅pn−1+⋯+a0⋅p0 где p — основание системы. Пример перевода: 1.2. Кодирование текстовой информации Пример: 1.3. Кодирование графической информации Объем=Ширина×Высота×Глубина цвета Пример: Выполнить задания. 2.1. Перевод чисел между системами счисления Задача 1. Переведите числа в десятичную систему: Зад
Оглавление

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 9: Практическое занятие №2: «Перевод чисел между системами счисления. Кодирование текстовой и графической информации».

Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика).

Цели занятия:

  • Освоить методы перевода чисел между двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системами счисления.
  • Изучить принципы кодирования текстовой и графической информации в компьютере.
  • Научиться решать практические задачи на кодирование и перевод чисел.

Формат занятия: Комбинированный (теория + практика)
Время: 90 минут
Оборудование: Компьютеры, проектор, раздаточные материалы, калькуляторы.

Ход урока

1. Теоретическая часть (25 минут)

1.1. Системы счисления

Система счисления— способ записи чисел с помощью символов (цифр).

Виды систем счисления:

1. Позиционные (вес цифры зависит от позиции):

  • Десятичная (0-9, основание 10).
  • Двоичная (0-1, основание 2).
  • Восьмеричная (0-7, основание 8).
  • Шестнадцатеричная (0-9, A-F, основание 16).

2. Непозиционные (римская система: V, X, L и др.).

Методы перевода чисел:

  • Из любой системы в десятичную:

anan−1…a0=an⋅pn+an−1⋅pn−1+⋯+a0⋅p0

где p — основание системы.

  • Из десятичной в любую:
  • Деление числа на основание новой системы с остатками (запись остатков в обратном порядке).

Пример перевода:

  • 10112→1⋅23+0⋅22+1⋅21+1⋅20=1110
  • 2510→110012​ (деление на 2: 25 ÷ 2 = 12 ост.1 → 12 ÷ 2 = 6 ост.0 → …).

1.2. Кодирование текстовой информации

  • ASCII (7 бит, 128 символов) — базовые латинские буквы, цифры, управляющие символы.
  • Unicode (UTF-8, UTF-16) — кодировка для всех языков (1 символ = 1-4 байта).

Пример:

  • Символ «A» в ASCII: 65 (01000001 в двоичной системе).
  • Символ «Я» в UTF-8: 2 байта (11010000 10011111).

1.3. Кодирование графической информации

  • Растровая графика: Пиксели + цветовая глубина (1 бит — ч/б, 24 бита — TrueColor).

Объем=Ширина×Высота×Глубина цвета

  • Векторная графика: Формулы (линии, кривые), объем зависит от сложности.

Пример:

  • Изображение 800×600 с глубиной 16 бит:
    800×600×2 байт = 960 000 байт ≈ 938 Кбайт.

2. Практическая часть (50 минут)

Выполнить задания.

2.1. Перевод чисел между системами счисления

Задача 1. Переведите числа в десятичную систему:

  • 11012​ → Решение: ________.
  • 478​ → Решение: _______​.
  • A216​ → Решение: ________​.

Задача 2. Переведите числа из десятичной системы:

  • 4510​ в двоичную → Решение: __________​.
  • 12810​ в шестнадцатеричную → Решение: _________​.

Задача 3. Сложите числа в двоичной системе:

  • 10112+11012​ → Решение: __________​.

2.2. Кодирование текста

Задача 4. Закодируйте слово «BIT» в ASCII (таблица кодировки Приложение 1).

  • B → ______, I → ______, T → ______.
  • Перевести в двоичный вид: ­­­­­_________ _________ _________.

Задача 5. Определите размер строки «Информация» в UTF-8 (1 символ = 2 байта).

Решение: ________________________________________.

2.3. Кодирование изображений

Задача 6. Рассчитайте объем изображения 1024×768 пикселей с глубиной цвета 24 бита в Мбайтах.

Решение:____________________________________.

Задача 7. Сколько цветов в палитре, если на пиксель отводится 4 бита?

Решение:____________________________________.

3. Защита практики (15 минут)

Вопросы для самоконтроля:

1. Как перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную?

2. Почему в UTF-8 русские буквы занимают 2 байта, а латинские — 1?

3. Как изменится объем растрового изображения при увеличении глубины цвета с 8 до 16 бит?

4. Какое максимальное число можно записать 8 битами?

Критерии оценки защиты:

  • Правильность решения задач.
  • Умение объяснить методы перевода и кодирования.
  • Ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

4. Домашнее задание

1. Переведите числа:

o 1010112→X10 ​.

o 25510→X16 ​.

2. Закодируйте фамилию в ASCII (таблицу приложить).

3. Рассчитайте объем изображения 1920×1080 с палитрой 256 цветов.

Приложения:

1. Таблица ASCII.

2. Калькулятор систем счисления (онлайн).

3. Примеры изображений разного размера и глубины цвета.

Методические рекомендации:

  • Для наглядности использовать визуализацию перевода чисел (деление «столбиком»).
  • Разобрать ошибки, возникающие при неправильном кодировании текста (кракозябры).

Занятие соответствует требованиям ФГОС СПО для IT-специальностей.