Найти в Дзене
Внук Эзопа

Тёмная Богиня нашего времени: Как древний культ Адониса вернулся в нашу реальность

Оглавление

Вы наверняка замечали: в мире нарастает странная одержимость. Одни говорят о «спасении планеты» через радикальное сокращение населения. Другие в соцсетях с холодным восторгом призывают к расправе над оппонентами. Наши экраны заполонили мрачные, но завораживающие образы — секс, переплетённый со смертью, змеи, оккультная символика в клипах поп-звёзд.

Что это? Случайные тренды или симптомы чего-то более глубокого? Что, если я скажу вам, что все эти явления связаны единой психологической нитью, уходящей корнями в самые древние пласты человеческой культуры? В пласты, где царил архетип Великой и Ужасной Матери.

Давайте вместе совершим путешествие в наше коллективное бессознательное. Мы посмотрим, как драмы, разыгравшиеся тысячи лет назад в ритуалах древних культов, сегодня находят своё отражение в нашей повседневности.

Древний ужас: Жрецы, которые становились женщинами

Чтобы понять суть происходящего сегодня, нам нужно перенестись в прошлое. Представьте себе древнюю Сирию, Крит или Эфес. Здесь, в культе умирающего и воскресающего бога Адониса (чьи корни уходят к месопотамскому Таммузу), разыгрывалась мифологическая драма невероятной силы.

Жрецы-мужчины, известные как галлы, в состоянии религиозного экстаза совершали немыслимый по современным меркам акт: они надевали женские одежды, кастрировали себя и приносили свой фаллос в жертву Великой Богине-Матери.

Мужчину приносят в жертву Ужасной Матери и он становится её представителем
Мужчину приносят в жертву Ужасной Матери и он становится её представителем

Что ими двигало? Как пишет психоаналитик Эрих Нойман в фундаментальном труде «Истоки и история сознания», это был не просто акт безумия. Это был акт полного психологического подчинения. «Мужчину не только приносят в жертву Ужасной Матери, но он становится её представителем, женщиной в её платье... Поддавшись влиянию Великой Матери, обезумевшие жрецы калечат себя и приносят ей в жертву фаллос» [Нойман].

Это — ключ к пониманию. Речь идёт о добровольном отказе от мужского начала, от принципа сознания, воли и индивидуации — ради слияния с всепоглощающей, опьяняющей силой материнского бессознательного. Это сдача без боя.

Тень Великой Матери: Почему она просыпается сегодня?

Нойман объясняет, что в психике каждого человека (и человечества в целом) живут архетипы — универсальные образы и сценарии, унаследованные от наших предков. Архетип Великой Матери двойствен. Она — дарительница жизни, но в своей ужасной ипостаси — это богиня смерти, разложения и одержимости.

«Ведь она также богиня, которая сводит с ума и очаровывает, соблазнительница и дарительница наслаждения, верховная чародейка. В ней неразрывно сочетаются очарование секса и пьяная оргия, завершающаяся беспамятством и смертью», — пишет Нойман [Нойман].

И сегодня, судя по всему, этот архетип активизировался в коллективной психике. Он выходит на поверхность, принимая обличья современных культов. Нойман был бы непреклонен: «Ужасная Мать может принести плоды только через смерть, убийство, кастрацию и жертвоприношение» [Нойман]. Давайте посмотрим, где мы видим её почерк.

1. Культ Матери-Земли, требующей жертв

Вы наверняка слышали радикальные идеи о том, что человечество — это «вирус» или «паразит» на теле планеты, и для её «исцеления» необходимо уничтожить значительную часть людей. Эта риторика — точная калька с древних мифов.

Мужчина был жертвой как носитель оплодотворяющего начала
Мужчина был жертвой как носитель оплодотворяющего начала

Нойман поясняет эту архетипическую логику: «Великая Мать, хтоническая повелительница жизни и смерти, требует крови и, по-видимому, зависит от её пролития… всё указывает на то, что в древние времена человеческая жертва… приносилась всегда для того, чтобы обеспечить плодородие земли… Изначально жертвой был мужчина, оплодотворяющее начало, поскольку оплодотворение возможно только через возлияние крови, в которой заключена жизнь» [Нойман].

Сегодня жертва уже не один мужчина, а миллионы «лишних» людей. Логика та же: чтобы оплодотворить и спасти Мать-Землю (Гею), ей нужно принести в жертву её же детей.

2. Идеология абортов как «силы»

Я прошу вас отнестись к этому без политической предвзятости, исключительно как к психологическому феномену. Когда прекращение жизни нерождённого ребёнка представляется не трагедией, а актом «женской силы» и «освобождения», мы видим ту же архетипическую подмену. Творящее, дарующее жизнь женское начало подменяется разрушительным. Мать-Защитница становится Матерью-Смертью.

3. Радость смерти и призывы к убийствам

Обратите внимание на язык в социальных сетях. Как легко и почти ритуально некоторые призывают к физической расправе над политиками, блогерами, «врагами народа». А когда кто-то умирает, в комментариях можно увидеть не скорбь, а злорадное ликование.

Архетип Ужасной Матери связан со смертью
Архетип Ужасной Матери связан со смертью

Это — эхо тех самых древних ритуалов, где кровь «врага» или «чужака» считалась необходимой для обновления и очищения племени. Архетип Ужасной Матери питается смертью.

Ваш экран — алтарь: Ритуалы в индустрии развлечений

Самое яркое проявление этого архетипа вы видите каждый день на своих экранах. Часто говорят о «сатанизме» в клипах, но корни этих образов ещё глубже — они уходят к Ужасной Матери.

Присмотритесь к эстетике многих популярных исполнителей. Соблазнительная, но опасная женственность, змеи, образы вампиров, эротика, переплетённая с насилием и смертью. Всё это — атрибуты тёмной богини.

А теперь посмотрите на зал во время таких шоу. Люди впадают в состояние, похожее на транс: ритмичная музыка, мелькающие образы, коллективный экстаз. Нойман описывал её обряды как «неистовые и оргиастичные» [Нойман]. Современный концерт — это и есть новая форма оргии, где индивидуальное сознание тонет в коллективном бессознательном, а зритель, сам того не ведая, становится участником ритуала поклонения.

Выход есть? Спасительная роль Героя

Всё это звучит мрачно. Но у Ноймана есть и надежда. Противовесом Ужасной Матери выступает архетип Героя.

«Герой — это эго-герой, то есть он олицетворяет борьбу сознания и эго с бессознательным. Маскулинизация и укрепление эго… позволяют ему преодолеть свой страх и... придать ему смелости, чтобы встретиться лицом к лицу со Страшной Матерью... Сознание = освобождение: это девиз, начертанный над всеми усилиями человека освободиться от её объятий...» [Нойман].

Герой — это тот, кто сохраняет своё внутреннее «Я». Он умеет противостоять искушению раствориться в толпе, поддаться соблазнам или принять простые, но губительные решения
Герой — это тот, кто сохраняет своё внутреннее «Я». Он умеет противостоять искушению раствориться в толпе, поддаться соблазнам или принять простые, но губительные решения

Речь не о физической силе или «токсичной маскулинности». Герой — это тот, кто укрепляет своё сознательное «Я». Он способен сказать «нет» регрессивному соблазну раствориться в толпе, поддаться опьяняющим эмоциям или простым, но разрушительным решениям.

Вам знаком этот внутренний голос, который уговаривает вас пойти по пути наименьшего сопротивления, бросить сложное дело, залиться в социальных сетях, поддаться ненависти? Это — шёпот Ужасной Матери. А действие через «не хочу», дисциплина, развитие воли, осознанный выбор — это и есть победа Героя.

Яркий мифологический пример — Персей, который побеждает Медузу (чей взгляд превращает в камень — символ паралича перед ужасом) и освобождает прекрасную Андромеду. Нойман видит в этом глубочайший психологический смысл: «Освобождение пленницы… символизирует изменение отношения к женщине… Другими словами, женский образ высвобождается из хватки Ужасной Матери… Это следующий этап в эволюции мужского сознания» [Нойман].

Когда Герой (наше сильное, сознательное «Я») побеждает чудовище, мы не уничтожаем женственное. Мы, наоборот, освобождаем его от оков разрушительности, возвращая ему позитивные черты: мудрость, созидание, заботу.

Ваш личный выбор в «мёртвый день»

Проснувшийся архетип Ужасной Матери — это не приговор. Это вызов. Нойман предупреждает, что наша эпоха стоит на распутье.

«Полночь решает, родится ли солнце вновь как герой, чтобы пролить новый свет на обновлённый мир, или же оно будет кастрировано и поглощено Ужасной Матерью… Тогда он остаётся во тьме, в плену... и наступает, как говорит Эрнст Барлах в своей драме, «мёртвый день»» [Нойман].

Героем не рождаются. Им становятся через маленькие победы, критическое мышление, уважение к жизни и труд
Героем не рождаются. Им становятся через маленькие победы, критическое мышление, уважение к жизни и труд

«Мёртвый день» — это жизнь без смысла, без цели, под властью сиюминутных наслаждений, страхов и ненависти. Это психологическая кастрация, отказ от своей воли и разума.

Каждый из нас сегодня стоит перед этим выбором. Поддаться ли очарованию мрачного, раствориться в коллективном безумии, найти врага и виноватого — или же укрепить своё сознательное «Я».

Героем не рождаются. Им становятся через ежедневные, маленькие победы над собой. Через способность мыслить критически, когда все вокруг поддаются эмоциям. Через уважение к жизни, когда её так легко обесценить. Через труд, когда так хочется расслабиться.

Наша современность — это грандиозная арена для битвы, которую человечество ведёт с самого начала времён. И от исхода этой битвы в душе каждого из нас зависит, каким будет завтрашний день — мёртвым или по-настоящему живым. Выбор за вами.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа

P.S. А что насчёт Кали? Восточный ответ на наш психоз

Дорогой читатель, пока я писал эту статью, в голове вертелся один вопрос: а что на всё это скажут на Востоке? Ведь у них есть своё, куда более мудрое и оттого спокойное отношение к тёмной ипостаси Великой Матери.

Позвольте представить вам богиню Кали. Да-да, ту самую, с синей кожей, ожерельем из черепов и высунутым языком. Для западного человека — это образ чистейшего ужаса. Для индуиста — это Мать мира, любящая и ужасная одновременно.

И вот здесь кроется ключевое различие. В то время как наш западный ум впадает в истерику, увидев тень Ужасной Матери, и начинает либо поклоняться ей в панике (как те самые жрецы), либо пытаться её «отменить» (что психологически бесполезно), ведийская традиция предлагает гениальный выход. Она не борется с архетипом. Она его... обнимает.

Спросите любого индуиста, почему Кали попирает ногой своего супруга Шиву? И вам ответят с улыбкой: потому что в её экстатическом танце вселенной она на мгновение забылась и чуть не разрушила мир. Шива подставил себя под её стопу, чтобы она очнулась. Это не битва, это танец.

Кали — это не «зло». Она — сама жизнь в её полноте: рождение, любовь, творчество, смерть, разрушение. Она пожирает время (Кала) и всё сущее, но только для того, чтобы дать место чему-то новому. Её черепа — это эго, которые она сносит, чтобы мы познали свою истинную природу. Это не слепая ярость, это хирургическая операция по удалению иллюзий.

Так в чём же провокация для нас, западных людей? А в том, что наш ужас перед «Ужасной Матерью» — это признак нашей незрелости. Мы как дети, которые увидели, как родители режут курицу на суп, и возопили о «жестокости», забыв о самом супе.

Мы пытаемся либо подавить разрушительные силы в себе и в обществе (что приводит к взрыву), либо стать их рабами (что приводит к распаду). Мудрость Востока предлагает третий путь: узнать их, принять их существование и, в конечном счёте, увидеть в них лик любящей, хоть и строгой, Матери.

Возможно, вместо того чтобы в панике бежать от нашей коллективной Кали или, того хуже, начинать ей поклоняться с исступлённым взглядом, стоит сделать то, что делает Шива. Подставить себя — своё эго, свои страхи — под её стопу. Признать: «Да, в мире и во мне есть разрушение, боль и смерть. Я не отрицаю это. Я смотрю на это с любовью и пониманием».

И тогда, как гласит легенда, Кали останавливается. Высовывает язык от стыда за свою вспышку. И снова становится улыбающейся, любящей матерью, Парвати, которая кормит вселенную молоком своей милости.

Может, нам всем стоит быть чуть больше похожими на Шиву? Спокойно лежать, принимать удар и доверять, что за безумием танца всегда последует пробуждение и новая жизнь. И перестать, наконец, кричать от ужаса при виде синей женщины с мечом. Она, в конце концов, тоже хочет для нас только лучшего. Просто её методы... скажем так, радикальны.

Источники и для дальнейшего погружения:

  1. Нойман, Э. «Истоки и история сознания». — Основной источник психоаналитической интерпретации архетипа.
  2. Кинсли, Д. «Индуистские богини: Видения Божественного Женского в индуистской религиозной традиции». — Классический труд по индуистской теологии женского начала.
  3. «Деви-махатмья» (Прославление Богини) — ключевой текст индуизма, посвящённый победе Богини над демонами, символизирующими пороки.

P.P.S. Небольшое признание и кнопка, которая творит чудеса

Видите ту самую кнопку «Поддержать», что скромно притаилась справа под статьёй? Позвольте рассказать вам, что это на самом деле волшебный портал. И вот почему.

Когда вы нажимаете на неё и совершаете донат, происходит нечто большее, чем просто финансовый транзакшн. Вы посылаете мне, автору, чёткий и ясный сигнал: «Эй, дружище, это было ценно! Продолжай в том же духе!»

Этот сигнал — лучший в мире кофе для моего исследовательского энтузиазма. Он буквально заставляет меня радостно потирать руки и с новым азартом погружаться в дебри научных статей, мифологических словарей и трудов по юнгианской психологии. Каждый донат — это как крик «Браво!» из зала, который заставляет артиста выложиться на бис.

Ваша поддержка — это не просто деньги. Это:

  • Топливо для новых поисков. Она даёт мне время и ресурсы, чтобы копать глубже и находить для вас по-настоящему редкую и ценную информацию.
  • Индикатор вашего интереса. Она помогает понять, какие темы по-настоящему резонируют с вами, чтобы делать контент ещё полезнее.
  • Возможность приносить пользу. В конечном счёте, именно ваша поддержка позволяет этому каналу оставаться пространством для интеллектуальных открытий и психологических инсайтов, а не превращаться в очередную свалку кликбейта.

Так что если эта статья заставила вас задуматься, подарила новый взгляд на происходящее или просто скрасила ваш вечер — рассмотрите возможность нажать на ту самую кнопку. Вы не просто «переведёте деньги». Вы проспонсируете следующее путешествие в глубины человеческой психики, которое, я уверен, будет не менее увлекательным.

А я, в свою очередь, обещаю продолжать искать для вас самое интересное. Вместе мы сможем поддержать огонь сознания в этом наступающем «мёртвом дне».