Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Кустодиев: чай с Левшой

Продолжаем изучать чайные сюжеты Бориса Михайловича Кустодиева. В 1924 году родился новый московский театр –МХАТ 2-й. Молодой режиссер Алексей Дикий решил поставить спектакль в духе хорошо знакомого простому зрителю балаганного представления, высмеивающего «царскую» Россию. Пьесу режиссер предложил написать Замятину, так родилась «Блоха» по мотивам народных сказов о тульском мастере и повести Лескова «Левша». После неудачи с одним художником-сценографом был приглашен Борис Михайлович Кустодиев. Кустодиев к тому времени имел уже большой опыт работы в театре, начавшейся еще в 1907 году: оформление около сорока спектаклей, из который двадцать успешно шли на сцене; признание мастером изображения русской провинциальной жизни. Позже Алексей Дикий напишет: «Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене встали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сд

Продолжаем изучать чайные сюжеты Бориса Михайловича Кустодиева.

В 1924 году родился новый московский театр –МХАТ 2-й. Молодой режиссер Алексей Дикий решил поставить спектакль в духе хорошо знакомого простому зрителю балаганного представления, высмеивающего «царскую» Россию. Пьесу режиссер предложил написать Замятину, так родилась «Блоха» по мотивам народных сказов о тульском мастере и повести Лескова «Левша». После неудачи с одним художником-сценографом был приглашен Борис Михайлович Кустодиев.

Кустодиев к тому времени имел уже большой опыт работы в театре, начавшейся еще в 1907 году: оформление около сорока спектаклей, из который двадцать успешно шли на сцене; признание мастером изображения русской провинциальной жизни. Позже Алексей Дикий напишет: «Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене встали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собой весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».

Вот эскиз Кустодиева к первой картине второго действия, которую Замятин описал так: «Тула. Игрушечные – по пояс человеку – церквушки. Слева на сцене деревянный заборчик». Конечно же Кустодиев не мог обойтись в изображении Тулы без самовара.

Борис Михайлович Кустодиев, эскиз декорации второго действия пьесы «Блоха», 1925 год. Из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина
Борис Михайлович Кустодиев, эскиз декорации второго действия пьесы «Блоха», 1925 год. Из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина

Фрагмент эскиза декорации второго действия
Фрагмент эскиза декорации второго действия

А вот еще один эскиз к декорациям Тулы. Возможно, это один из вариантов, предложенных для московской постановки, а, возможно – проект новой версии декораций специально для «Блохи» на сцене БДТ в Ленинграде (премьера состоялась в ноябре 1926 года). Здесь мы видим чаепитие из огромного самовара во всей красе, в любимой манере Кустодиева передавать удовольствие от процесса.

Борис Михайлович Кустодиев, эскиз декорации второго действия пьесы «Блоха», 1925 год. Из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина
Борис Михайлович Кустодиев, эскиз декорации второго действия пьесы «Блоха», 1925 год. Из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина

Фрагмент эскиза декорации второго действия
Фрагмент эскиза декорации второго действия

В третьем действии пьесы Левша попадает в Англию, в Лондон. Читаем пьесу.

«Входит аглицкий ПОЛОВОЙ – вроде московских тестовских, в белом...

ЛЕВША: (таращит на него глаза.) Эка, мордальон-то у тебя, а? Ну вот что, конечно… это самое… Самоварчик мне и ситного, подрукавного, фунт – да с изюмом чтоб, слышь?

Половой скалит зубы, мотает головой.

(Громче.) Чаю, говорю, ну? Немырь ты этакий! Чаю пить с дороги желаю – понял?

ПОЛОВОЙ. Донтандерстэнд.

ЛЕВША. Дон-дон-дон! Долдон, больше ничего. Нет чтоб по-нашему, это самое, по-русски: и просто и всякому вроде понятно, а то: «дон-дон-дон»…»

Борис Михайлович Кустодиев, эскиз декорации третьего действия пьесы «Блоха», 1925 год. Из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина
Борис Михайлович Кустодиев, эскиз декорации третьего действия пьесы «Блоха», 1925 год. Из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина

Фрагмент эскиза декорации третьего действия
Фрагмент эскиза декорации третьего действия

В пьесе есть еще одна сцена лондонского чаепития, к которой зарисовок, увы, нет.

«ХИМИК-МЕХАНИК. Ну, вот и ладно: ты нам только словечко закинь, какой вы секрет нам блохой произвели, а мы тебе сейчас с нашей аглицкой девкой все устроим. (Мастеру.) Ну-ка!

МАСТЕР. Меря, подь сюда! (Делает ей знак пальцем.)

МЕРЯ (подходя). Здравствуйте, прекрасный молодой человек Левша. Очень приятно.

ЛЕВША (снял и мнет картуз, глядит исподлобья). Ой, беда, на Машку мою похожа!

МЕРЯ (в радиотелефон). Эй, Половой! Кипяточку нам на четверых да ватрушечек каких там, что ли.

ГОЛОС ПОЛОВОГО: «Слушс-с!»

Въезжают стол, скамьи. Вбегает Половой с подносом, ставит на стол. Меря кобянится перед Левшой.

(Садясь за стол).

Милости прошу к нашему шалашу!

Все садятся, Левша с Мери глаз не сводит.

ХИМИК-МЕХАНИК. Ты погляди: одеваются у нас чисто, не халды какие-нибудь, хозяйственные. Ну-ка, Меря, покажи, как ты… Плесни-ка ему чайку.

Меря наливает Левше и себе.

Оба пьют с блюдечка. Меря придвигается к Левше все ближе...».