Автор статьи: Ольга Фомина
«Если можешь не писать, не пиши». Следуя завету Льва Толстого, пишу только то и только тогда, когда не могу молчать. Это истина – писатель творит прежде всего из себя, из внутренней потребности сказать нечто важное, что не даёт покоя, рассказать рвущуюся из его души историю, поразмышлять вслух о том, что тревожит. Таким образом можно годами втайне плодить книги, но приходит момент, когда написанное не может больше довольствоваться ящиком стола.
Любить человека – само по себе счастье, но когда любовь взаимна, это особое состояние. Любовь хочется проявлять каждый день разными способами: словами, поступками, прикосновениями, рождением детей. Так и книга, написанная, ищет, хочет взаимности от читателя. Чтобы он был. Чтобы дочитывал до конца или бросал на середине, если текст ему совсем чужд, но всё же – был. Слово должно звучать.
И вот я решила, что у меня есть история, которую я действительно хочу поведать миру. Что я её дописала, хотя меня и не оставило желание редактировать, шлифовать текст дальше и отбраковывать лишние куски. Что пора идти к читателю.
Я пишу с детства, с тех пор, когда написанное ребёнком воспринимается окружающими как временное, несерьёзное и безобидное увлечение, которое обычно перерастают с годами. Обычно, но не всегда.
Одно из первых законченных произведений я посвятила теме школы. Она всегда волновала меня, тревожила, задавала загадки. Мне хотелось, чтобы школа была святым местом, куда идёшь, как в храм, отдохнуть душой и напитаться знаниями. Но школа, как реальность, часто причиняла боль: конфликты с учителями, несправедливость, естественные для растущих людей стычки между учениками, усталость и раздражение из-за глупых требований, – и всё равно я любила её. Надо ли удивляться, что я стала учителем? Или тому, что вновь пишу о школе, но уже глядя на неё по-новому?
Моя повесть «Под шершавой корой» рассказывает о трёх сентябрьских днях. Главная героиня – молодая учительница Мария Осиповна – только что окончила институт и пришла к ребятам со своими надеждами, планами и вдохновением. Мне хотелось показать не учителя-героя, которому неведомы сомнения, страхи и усталость, а обычного человека, молодого, в чём-то неопытного, но горящего своим делом. Как она привыкает к работе, как справляется с трудностями, как учится прямо на ходу – не наукам учится, а жизни, поскольку сталкивается с разными классами, ребятами, историями.
Я дала голос и ученикам. Повествование попеременно ведётся от лица учительницы и двух семиклассников: Жени Можаевой и Ваньки Бесфамильного. Мне было особенно интересно взглянуть на мир их глазами, постараться передать их манеру мыслить, нарисовать их мир ярко и убедительно, чтобы конфликт между педагогом и семиклассниками был логичным, понятным и напряжённым. Иногда я описывала одну и ту же сцену, но с точки зрения разных персонажей, и это позволило мне сделать повествование объёмным и неоднозначным.
Образ замка и ключа становится символическим в моём произведении. Мария Осиповна самостоятельно меняет замок в кабинете, чтобы дверь легко открывалась, во время уроков теряется её кольцо с изображением ключа, она ищет ключики к каждому классу и каждому ребёнку. Женя, в свою очередь, с помощью Ваньки делает замок на дверь своей комнаты, чтобы, наоборот, запереться от опасностей и не пустить в свой мир постороннего человека.
Так они и пытаются вместе расти и взрослеть: учитель стучится и ищет подход, а ученики закрываются и выставляют дозорных, чтобы чужой не прошёл. Но финал у моей повести оптимистический. Я с надеждой смотрю на будущее своих героев, поскольку они, хоть и выдуманы мной, очень мне дороги.
Мне также хотелось показать в своей повести изнанку работы преподавателя и передать особую атмосферу школы.
«Путь в столовую тернист. Детям всё время хочется есть, даже во время уроков. Они всегда готовы грызть сухари, печенья, чипсы, конфеты, булки – всё, что угодно, кроме гранита науки. Коридор перед дверями столовой запружен учениками до отказа. Они толпятся возле рукомойников, воют в дверях, осаждают буфет, передавая деньги через головы других ребят и так же, над головами, пронося свои трофеи: булочки, бутерброды, чай. В суматохе чай расплёскивается, вилки звонко падают на кафель, кто-то под шумок утаскивает со стойки плюшку, не заплатив за неё».
Теперь читатель будет решать, справилась я со своими задачами или нет.
Я же, тем временем, продолжаю писать. Сейчас работаю над двумя произведениями.
Одно – вот неожиданность! – вновь о школе, но совсем другое по настроению и проблематике, чем «Под шершавой корой». Это повесть о первой любви, и меня греет история моих ребят, будто они – мои дети.
Второе произведение – мой неподъёмный груз, который, не ведаю, смогу ли поднять, не надорвавшись, но не пытаться не могу. Это большой остросоциальный роман о современности, который, вероятно, я буду сочинять несколько лет. Я вообще работаю медленно: долго вынашиваю идею, перекатываю её в голове, обдумываю, прислушиваюсь к персонажам, нащупываю конфликт, ищу важные детали, пишу текст, откладываю, редактирую.
Мне хочется, чтобы написанное было наполнено смыслом и силой слов.
И чтобы это было кому-нибудь нужно.
Ольга Фомина, писатель
В рубрике "Автор о своей книге" я совершенно безвозмездно предоставляю возможность любому автору рассказать о любой своей книге. Я не провожу никаких отборов, не читаю эти книги сама и не отвечаю за их содержание или качество. И не беру за публикацию денег. Просто даю шанс автору заявить о себе. Каждый желающий имеет право самопрезентации. (Юлия Комарова, автор блога "БиблиоЮлия")
Спасибо Ольге, которая рассказала нам о своей первой повести. Пожелаем ей новых интересных книг, доброжелательных читателей и вдохновения!
Может быть, вы уже читали эту книгу? Или собираетесь?
БиблиоЮлия есть ещё в ЖЖ, ОК, ВК и ТГ ❤️